Гендерные сереотипы в женских журналах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6
Понятия пола и гендера………………………………………………………8
Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курс. раб. Гендерные сереотипы в женских журналах.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     И последний тип мужчины, транслируемый  женскими журналами, это инфантильный мужчина, вернее, мы назовем этот тип инфантильный муж, т.к. этот мужчина никогда  не представляется холостым, в отличие от двух предыдущих типов. Инфантильный муж представляется скорее неким домашним животным, тяжким женским бременем, чья основная цель – возлежание на диване и предъявление требований к жене. Либо же это мужчина-неудачник, который не сумел адаптироваться в изменяющемся мире и вынужден  в силу ряда причин сидеть на шее у жены. Этому мужчине не нужно проявлять активности, для этого у него есть жена. Обычно женщине удается скинуть ярмо в виде   инфантильного мужа и через некоторое время судьба дарит ей подарок в виде Настоящего мужчины.

     В целом же, картина достаточно примитивная, не выходящая за рамки традиционно-патриархатной: журналам поощряются стереотипные характеристики мужчины, фемининное же поведение осуждается довольно явно.

     Довольно  интересной, на наш взгляд, представляется постоянная рубрика журнала «Cosmopolitan» «Его Планета». В отличие от статей других рубрик, статьи «Его планеты» не снабжены привычной подписью автора. Под текстом статьи имеется лишь адрес электронной почты, на который читательницам предлагается присылать свои вопросы некому Антону Бубликову, скорее всего, являющегося псевдонимом женщины-автора, а то и целого авторского коллектива. Повод подвергать сомнению подлинность личности Антона Бубликова дает содержание статей, в которых поднимаются хоть и мужские проблемы и вопросы, но рассмотренные с точки зрения женщины, для которой они имеют не последнее значение.

     Периодически  на страницах «Cosmopolitan» появляется так называемая «ярмарка женихов» («Cosmopolitan» март 2009), в которой раскрываются основные образы мужчин в женских изданиях (основной упор делается на аксиому «мужчина для женщины»). На первое место в характеристиках свободных молодых людей становятся материальная обеспеченность и самодостаточность.

     Также одним из самых объемных источников мужских образов в журнале  «Cosmopolitan» является реклама. Здесь необходимо отметить, что в журнале встречается реклама товаров не только для женщин, но и для мужчин. Как правило, это:

- мужчина-метросексуал (1 million Paco Rabanne) «метросексуал — неологизм для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, которые придают большое значение своей внешности (физическая форма, одежда, аксессуары) и, соответственно, тратят массу времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. В XIX веке схожий культурный феномен был известен под названием денди»;

-герой-любовник (Davidoff Hot Water);

- джентльмен (CH Carolina Herrera) «(англ.), человек, относящийся к привилегированным слоям общества. перен. - благородный, воспитанный человек, умеющий обращаться с дамами»;

- мачо (текила Olmeca)- концепция, связанная с дифференциацией гендерных ролей среди американцев мексиканского происхождения, и характеризующаяся целым рядом традиционных ожиданий, связанных с мужской гендерной ролью, в соответствии с которыми мужчина должен проявлять такие характеристики, как силу, авторитарность, эмоциональную невосприимчивость и маскулинность.

    Из выше сказанного  можем сделать вывод, что образ мужчины в журнале «Cosmopolitan» полностью подчинен женским требованиям, желаниям, представлениям и гендерным стереотипам.

     Выводы  к главе 2

     Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что девушка – Cosmo не совсем обычная девушка. «…Джинсы на ней или красивое платье, растоптанные кроссовки или туфли на шпильке, покрыто её лицо косметикой или чисто умыто, бизнес-леди она или студентка – неважно. Главное, что она освобождена от стереотипов о том, как должна выглядеть и думать женщина» [2, с.101]. Она сама является образцом для подражания!

     Девушка – Cosmo однозначно не подходит ни под один тип женщины, которые мы рассматривали. Однако в её портрете собраны разные характеристики стереотипных женских образов: семейная, привлекательная, умная и образованная, чувственная и желанная.

     Образ мужчины, отраженный в журнале «Cosmopolitan» это, прежде всего, образ мужчины для женщины. Это образ, заведомо  сознательно нацеленный  на  женскую  аудиторию.

     На  наш взгляд, это либо образ некого мужского идеала (в понимании женщины), либо наоборот суперотрицательный мужчина, который только и делает, что портит жизнь женщине. 

     Заключение 

      Поводя  итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 

      1. Рассмотрев понятие «гендер» можно сказать, что это процесс продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. В этом смысле быть мужчиной или женщиной не означает обладать определенными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определенным стандартам.

     2. Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

     3. Гендерные стереотипы – внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач.

     4. «Cosmopolitan» - самый популярный в мире журнал для молодых женщин. Известный своим ироничным тоном и независимым стилем, «Cosmopolitan» помогает молодым женщинам решать свои проблемы, осуществлять мечты и добиваться поставленных целей. Образ "девушки в стиле Cosmo" вдохновляет миллионы женщин.

     «Cosmopolitan» был основан в 1886 году в Нью-Йорке компанией "Шлихт энд Филд" как журнал для высшего общества. Издание меняло хозяев несколько раз, пока в 1905 году его не выкупил легендарный Вильям Рэндольф Херст. Он сделал «Cosmopolitan» литературным журналом, сочетавшим статьи с великолепной прозой. На его страницах впервые печатались рассказы Фолкнера, Хемингуэя, Моэма. Первый номер российского «Cosmopolitan» увидел свет в мае 1994 года и сразу произвел сенсацию. Журнал «Cosmopolitan» всегда, а сейчас особенно - преподносил читательницам скорее образ жизни – молодой, преуспевающей женщины, которой, чтобы быть, успешной, необходимо носить такую-то одежду, использовать такие-то духи и дезодорант, выстраивать определенные отношения с близкими, бывать за границей и т.д. В целом «Cosmopolitan» - типичный глянцевый журнал, предмет роскоши, достаточно дорогой по цене и описывающий роскошный образ жизни, и определенную жизненную философию. Несмотря на это, в нем есть и глубокие, продуманные материалы и неожиданные журналистские находки, к примеру, «Cosmo – эксперимент», когда журналистка намеренно ставила себя в нестандартные условия и описывала то, что из этого выходило.

     5.Проведя функционально-стилистический анализ лексического содержания журнала Cosmopolitan, выявляющего особенности образа девушки – Cosmo, от стереотипных репрезентируемых образов женщин, мы выяснили: Девушка – Cosmo однозначно не подходит ни под один тип женщины, которые мы рассматривали. Однако в её портрете собраны разные характеристики стереотипных женских образов: семейная («жена и мать»), привлекательная («красивая женщина»), умная и образованная («деловая женщина»), чувственная и желанная («секс-символ»).

     6. Образ мужчины, отраженный в журнале «Cosmopolitan» это, прежде всего, образ мужчины для женщины. Это образ, заведомо  сознательно нацеленный  на  женскую аудиторию.

     На  наш взгляд, это либо образ некого мужского идеала (в понимании женщины), либо наоборот суперотрицательный мужчина, который только и делает, что портит жизнь женщине. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1.«Большой словарь иностранных слов» под ред. Москвина, М: «Центрополиграф», 2009г.

2.«Большой толковый словарь русских существительных» под ред. Бабенко Л.Г., М: «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2005г.

3.«Большой толковый словарь русского языка» С. А. Кузнецова, М: «Слово», 2008г.

4.«Женская психология» / Сост. Н.АЛитвинцева М:»АСТ», 2007г.

5. «Система средств массовой информации России». Учебное пособие для вузов/Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: «Аспект Пресс», 2009г.

6.Воронина О.В. «Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ» - статья, «Знамя», 2008г.

7.Грабельников А.А. «Русская журналистика на рубеже тысячелетия», М: «АСТ-пресс», 2007г.

8.Диброва Е.И. «Современный русский язык», М: «Академа», 2002г.

9.Журнал «Cosmopolitan», под ред. Е.Васильевой, М: «Фэшн Пресс», июнь 2009г.

10.Журнал «Cosmopolitan», под ред. Е.Васильевой, М: «Фэшн Пресс», март 2009г.

11.Журнал «Cosmopolitan», под ред. Е.Васильевой, М: «Фэшн Пресс», март 2008г.

12.Журнал «Cosmopolitan», под ред. Е.Васильевой, М: «Фэшн Пресс», сентябрь 2008г.

13.Зиновьева Л.М. «Портрет женщины в СМИ», М: «Глобал», 2007г.

14.Иванова М.П. «Сравнительный анализ российских «женских» журналов», СПб: «КнигаМ», 2008г.

15.Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. www.sexology. narod.ru

16.Кон И.С Мужское тело как эротический объект. Гендерные исследования, 2000, № 3. www. sexology.narod.ru

17.Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка» - переизд., М: «Просвещение», 2000г.

18.Назарова Е.Д. «Гендерный стереотип как средство адресации СМИ», «Российкая газета» №1, 2009г.

19.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). М.: «Изд-во МГУ», 2006г.

20.Поповская В.Б. “Гендер”: дискуссия продолжается // Сфера языка и прагматика речевого общения. Книга 3. Краснодар, 2006г.

21.Поповская В.Б. «Классификационные параметры в гендерных стереотипах // Лингвистическая организация дискурса: функциональные и содержательные аспекты»: Межвуз. сб. тр. молодых ученых. Вып. 5. Краснодар, 2009г.

22.Пушкарева Н.А. «Женский взгляд», М.: «Медиа», 2004г

23.Пушкарева Н.А. «Русская женщина: история и современность», М.: «Медиа», 2002г.

24.Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: «АСТ-пресс», 2006г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гендерные сереотипы в женских журналах