Гендерные сереотипы в женских журналах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6
Понятия пола и гендера………………………………………………………8
Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Курс. раб. Гендерные сереотипы в женских журналах.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     -Модная идея.

     (Что за дикость? Звериные принты возвращаются);

     -7 актуальных вещей месяца;

     -Твое лицо.

     (Быстрая чистка);

     -Твой макияж.

     (Новинки для создания свежего образа);

     -Твои волосы.

     (Средства, которые сделают их более сильными);

     -Твое тело.

     (Водный сейшн);

     -Новый make-up.

     (Праздничная лихорадка);

     -Beauty новости.

     (Радостные губки).

     Само название рубрики «Мода & красота» уже подчеркивает особенности нашей героини. Существительные «мода» (отвлеч., ж.р., ед.ч.), «красота» (отвлеч., ж.р., ед.ч.) соединены не привычным русским союзом «и», а английским &=and - и; а, что говорит об употреблении и знании английского языка наряду с русским. Следовательно, для девушки - Cosmo мода и красота не имеют территориальных границ, и она должна быть хороша везде и всегда. Об этом же свидетельствуют и такие заимствованные слова как:

     «шоппинг»,-а;м.(англ. Shopping). - в англоязычных странах: посещение магазинов в выходной день;

     «принт», а;м.(англ. Print) - печать, рисунок;

     «сейшн», -а;м. (англ. Session- заседание) жарг. - cборище, вечеринка;

     «make-up» (англ.) – макияж;

     «beauty» (англ.) – красота [5] , которые входят в словарный запас девушки - Сosmo и часто ей употребляются. Названия разделов колоритны и образны, об этом свидетельствует разнообразие эпитетов («модная идея», «звериные принты», «актуальных вещей», «быстрая чистка», «свежего образа», «волосы более сильные», «водный сейшн»), оксюморон («праздничная лихорадка»), олицетворение («радостные губки»), восклицательные («Дышите глубже!») и вопросительные («Что за дикость?») предложения, что подчеркивает незаурядность и творческий подход героини во всем, в том числе и в создании своего образа, имиджа. Также следует обратить внимание на повторяющееся (4 раза) личное местоимение второго лица «твой», что наводит на мысль об индивидуальной целенаправленности и личностном подходе девушки Cosmo к своему облику.

     В отличие от «Моды & красоты» рубрика «Твое здоровье» представлена более спокойным и нейтральным оглавлением:

     -Cosmo-консультант;

     -Личный доктор (Специалисты отвечают на волнующие тебя вопросы);

     -Желтая пропасть (Что надо знать о гепатите В);

     -Все о клещах (Ходим в лес без опасений)

     -Спортзал.

     Из 24 слов 2 слова являются общенаучными словами («консультант», «специалисты») и 2 слова собственно медицинскими терминами («доктор», «гепатит В»), остальные 20 общеупотребительны. Это позволяет сделать вывод о том, что девушка Cosmo к вопросам, касающимся здоровья, относится более серьезно и ответственно.

     «Здоровье», -я; ср. По «Большому толковому словарю русского языка» С. А. Кузнецова имеет два значения: 1. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. Укреплять здоровье.; 2. Самочувствие, то или иное состояние организма. Жаловаться на здоровье.

     «Красота», -ы; ж. По «Большому толковому словарю русского языка» С. А. Кузнецова имеет 6 значений, но нас интересует только одно из них: 3. Красивая, привлекательная внешность. Тайна женской красоты.

     Она понимает, что именно здоровье и есть залог красоты.

     А что же является составляющем, для героини – Cosmo, в понимании красоты и здоровья? Какой она должна быть и как выглядеть? Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к рекламе. Ведь именно она призывает (использование глагола в повелительном наклонении: «будь здорова», «почувствуй»): «Будь здорова! Красота изнутри!(Inneov), «Почувствуй свою красоту!(Veet)».

     «Красота-это сила густых волос (Pantene PRO-V)». Что такое густые волосы и как они выглядят понятно всем, а вот как и в чем проявляется их сила следует разобраться. Тоже самое относится и к рекламе туши для ресниц (Max FACTOR): «Почувствуй силу объема своих ресниц». По «Большому толковому словарю русского языка» С. А. Кузнецова «сила», -ы, ж. имеет 13 значений, но к данному контексту применительно только одно: 7. только ед.ч. О том, кто или что способно производить сильное впечатление, оказывать сильное влияние; могущество, авторитет, власть.

     «Ваше красота - это Ваша индивидуальность (крем-пудра VICHI)». «Индивидуальность», -и; ж. Совокупность характерных своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого. Но, несмотря на то, что «красота - индивидуальность», в журнале представлено огромное количество рекламы корректирующей и антивозрастной косметики, которая только и отличается друг от друга предлагаемыми эффектами и сроками их достижения:

     «Подтянутая и упругая кожа лица всего через 3 дня применения. Лифтинг в новом измерении (AVON)».

       «На 10 лет назад! Клинически доказанная эффективность после 12 недель применения (ROK)».

     Слоганы этих реклам отличаются от других наличием данных («76%-за три недели»; «74%- за две недели»), числовым подтверждением (на 10 лет назад - после 12 недель применения», «через 3 дня»), специальными медицинскими и косметическими терминами («скорректировать морщины», «коллаген», «лифтинг», «клинически доказанная») и наличием обязательной формулы: «упругая и подтянутая».

     Все это делает такого рода рекламу более убедительной и достоверной.

     Если подвести итог под всем выше сказанным, то можно будет выявить следующие составляющие черты образа девушки - Cosmo. Она является обладательницей:

     -красивых, густых, сильных, впечатляющих волос;

     -объемных, производящих впечатление и сильных ресниц;

     -соблазнительных, привлекательных, возбуждающих и сексуальных губ;

     -ее аромат должен быть чувственным и доставлять наслаждение;

     -ее лицо и тело должно быть упругим, подтянутым, лишенным дряблости, следовательно, всегда молодым.

     Внутренний мир.

     Если верить русско-народной пословице, гласящей: «По одежде встречают, а по уму провожают», то тогда и самой важной характеристикой в описании образа нашей героини является ее речевой портрет. Через него мы увидим, что нравится девушке - Cosmo, чем она занимается и увлекается, как себя реализует и как строить свое общение с окружающим миром.

     Попробуем это узнать, рассмотрев несколько статей из разных рубрик:

     «Будь бдительна».

      В данной статье девушка Cosmo позиционирует себя как думающую, анализирующую, умеющую разбираться в жизни (и не только своей!) и имеющую право давать советы, то есть полностью уверенную в самой себе девушку.

     Для девушки - Cosmo, одной из важных составляющих в жизни, является её взаимоотношения с противоположным полом. Этому свидетельствуют специально отведенные в журнале рубрики: «Ты & Он», «СексSex». Они взаимосвязаны, так как для нашей героини важны гармоничные отношения и в духовной, и в сексуальной жизни.

     Рассмотрим для сравнения статьи «Любовь со словарем» из рубрики

     «Ты & Он» и «Вот как оТказывается» из рубрики «СексSex».

     Названия статей представляют собой некую ироничную игру слов, каламбур: «Любовь со словарем» (оксюморон) – вместо привычного «Работа со словарем», «Вот как оТказывается» вместо «Вот как оказывается».

     Обе статьи используются в письменной форме, как монолог в виде рассуждения, и раскрывают истинный контекст, тех или иных произносимых вслух фраз («Любовь со словарем»), или причин для отказа («Вот как оТказывается»).

     Итак, из анализа статей следует, что настоящая девушка Cosmo может прочитать между строк, общаясь с молодыми людьми, то есть знает, что на самом деле имеют в виду её собеседники. Вполне безобидные фразы могут иметь другой контекст. Наша героиня не просто легкомысленная кокетка, но и в какой-то мере психолог.

     Используя свои методы и психологические приемы, девушка -Cosmo может манипулировать действиями других людей, в том числе действиями своего молодого человека, направляя отношения в нужное русло.

     Но круг ее интересов не сводиться лишь к личной жизни. Не мало важным для девушки - Cosmo является и профессиональная самореализация. В журнале этому посвящена рубрика «Твоя карьера», на это указывает личное местоимение 2ого лица «твоя».

     Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что девушка – Cosmo не совсем обычная девушка. «…Джинсы на ней или красивое платье, растоптанные кроссовки или туфли на шпильке, покрыто её лицо косметикой или чисто умыто, бизнес-леди она или студентка – неважно. Главное, что она освобождена от стереотипов о том, как должна выглядеть и думать женщина» [2, с.101]. Она сама является образцом для подражания!

     Девушка – Cosmo однозначно не подходит ни под один тип женщины, которые мы рассматривали. Однако в её портрете собраны разные характеристики стереотипных женских образов: семейная, привлекательная, умная и образованная, чувственная и желанная. 

2.2 Характеристика мужских  образов, встречающихся  в журнале «Cosmopolitan»

     В данном случае под образом мужчины мы понимаем некие целостные образы, которые складываются при обобщении всех полученных данных. В выявлении именно этих интегрированных образов и заключается наше исследование.

     Итак, перейдем непосредственно  к анализу мужских образов. Образ мужчины, отраженный в журнале «Cosmopolitan» это, прежде всего, образ мужчины для женщины. Это образ, заведомо  сознательно нацеленный  на  женскую аудиторию.

     На  наш взгляд, это либо образ некого мужского идеала (в понимании женщины), либо наоборот суперотрицательный мужчина, который только и делает, что портит жизнь женщине. Выделено три основных типа мужчин. К первому типу относится мужчина-обидчик (насильник, муж, бросивший женщину без средств к существованию   или в ситуации беременности или любвеобильный субъект, для которого женщина как таковая ценности не представляет). Это мужчина, отравляющий своим существованием и без того тяжелую женскую долю. Правда, на наш взгляд, присутствие такого мужчины иногда очень выгодно для женщины, т.к. основной причиной всех мыслимых и немыслимых бед женщины становится коварство мужчины. Таким образом, очень легко оправдывается пассивность женщины, отсутствие у нее стремления и желания самой решать свои проблемы. Помимо этого, присутствие мужчины-обидчика обусловлено тем, что тот, кто потом занимает вакантное место в сердце женщины, становится просто идеалом для читательниц. Это и есть второй тип мужчины - Настоящий мужчина, который делает жизнь женщины сказкой или сном. Этот абсурдно-идеальный мужчина не приходит домой без цветов, носит свою возлюбленную на руках, в общем, заставляет растрогаться любительниц мыльных опер. Заметим, что оба типа, как правило, сосуществуют в одной публикации (чаще это рассказ, похожий на дурную сказку с хорошим концом) в определенной последовательности: сначала бедную героиню обидел (бросил, предал, изнасиловал, не оценил по достоинству)  мужчина-обидчик, потом женщина некоторое время страдает (удаляется от мира, бросается в работу, хандрит, плачет и т.д.), зато в конце все ее страдания сполна вознаграждаются появлением в ее жизни Настоящего мужчины, которого она сначала боится, подозревая в нем грехи прошлого, но потом оценивает по достоинству.

     Это презентация того мужчины, которого женщина хочет видеть рядом с  собой. И независимо от социального  статуса, стремлений и убеждений женщины этот образ всегда одинаков. Сильный, активный, решительный - вот он идеал «мужчины для женщины». Любой женщины – и забитой мамаши с семью детьми, и бизнес-леди, и наивной, сентиментальной барышни.  Если посмотреть на ситуацию трезво, то нет ничего удивительного в том, что образ мужчины практически всегда одинаков. Нет смысла меняться, искать что-то новое, если ты уже самодостаточен. А мужчина чаще всего таковым и представляется. В образе женщины всегда присутствует какой-нибудь недостаток: если она добродетельная  «семьянинка», то, скорее всего, ограниченная (и это называется женственностью), если бизнес-леди, то она непременно потеряла  женское обаяние и привлекательность. Т.е. женщина, являясь более несовершенной, нежели мужчина (но зато более реальной, потому что совершенство - это то, к чему можно только стремиться, но достигнуть его невозможно), но все-таки ищущей себя. Мужчину же вполне устраивает роль женского идеала.

Информация о работе Гендерные сереотипы в женских журналах