Жизненный цикл товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Выпустив новинку на рынок, руководство молится, чтобы у нее была долгая и счастливая жизнь. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремится обеспечить получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. Руководство надеется, что сбыт, будет высоким и долговременным. Оно знает, что у каждого товара есть собственный жизненный цикл, хотя характер и протяженность этого цикла предугадать нелегко.

В этой работе мы рассмотрим основные стадии жизненного цикла товара и их характеристики.

Содержание

Введение______________________________________________________2
1. Сущность и типы товаров______________________________________3
2. Понятие и стадии жизненного цикла товара_______________________6
3. Кривые жизненного цикла товара_______________________________16
Заключение____________________________________________________20
Список литературы_____________________________________________

Работа содержит 1 файл

инвестиции к р.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение______________________________________________________2

1. Сущность  и типы товаров______________________________________3

2. Понятие  и стадии жизненного цикла  товара_______________________6

3. Кривые жизненного цикла товара_______________________________16

Заключение____________________________________________________20

Список  литературы_____________________________________________22 

 

      Введение 

     Все на свете рождается, растет и умирает. Например, каждый конкретный образец  товара появляется, существует, удовлетворяя какие-либо потребности, а потом исчезает. Поэтому и существует понятие жизненного цикла товара. Это понятие, безусловно, относится как к товарам массового спроса, так и к товарам производственного назначения.

     Выпустив  новинку на рынок, руководство молится, чтобы у нее была долгая и счастливая жизнь. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремится обеспечить получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. Руководство надеется, что сбыт, будет высоким и долговременным. Оно знает, что у каждого товара есть собственный жизненный цикл, хотя характер и протяженность этого цикла предугадать нелегко.

     В этой работе мы рассмотрим основные стадии жизненного цикла товара и их характеристики. 

 

    1. Сущность и типы товаров 

     Со  времен классической экономики товар  понимался как продукт труда  или услуга, предназначенный для  обмена. Можно сказать, что товар  — это все, что может удовлетворить  потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. В это понятие включаются физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

     В число товаров вовлекаются все  более разнообразные результаты трудовой деятельности людей, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды интеллектуальной творческой деятельности в виде научно-технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства. Свойства товаров приобрели такие объекты купли-продажи, как земля, вода, полезные ископаемые, дикие животные и растения. 

       

     Товары  делятся на две группы:

     Потребительские товары делятся на:

  • товары повседневного спроса - легкодоступные товары и услуги, которые потребители приобретают часто и без долгих раздумий. Например, мыло, чистящий порошок, стирка в прачечной, стрижка. На принятие решения о покупке оказывают влияние привычки потребителей. Потребители, как правило, покупают товары одной и той же марки и не придают особого значения цене, так как цена на товары повседневного спроса обычно не высока. Производители, чтобы создать привычку, широко рекламируют эти товары с целью создания легко узнаваемого образа;
  • товары длительного пользования - вещи, на решение о покупке которых потребители тратят много времени. Это более важные товары, которые люди не покупают регулярно. Например, бытовая техника, мебель, услуги юриста, хорошая одежда. При покупке этих товаров потребители уделяют внимание цене товара, качеству, репутации фирмы - производителя. Причем, чем дороже товар, тем больше времени потребитель уделяет анализу этих характеристик;
  • товары специального ассортимента - товары, которым не существует замены, по мнению потребителей, и ради приобретения которых они готовы затрачивать больше усилий. Например, часы Rolex. При приобретении этих товаров потребитель не обращает внимание на цену, потому что он хочет приобрести именно этот товар, и никакой другой.

     При выборе институциональных товаров  потребители (организации) руководствуются такими критериями, как эффективность, техническое обслуживание, стоимость товара, гарантия. В зависимости от стоимости и срока службы товары делятся на товары кратковременного пользования и капитальные товары.

  • Товары кратковременного пользования - относительно недорогие, со сроком службы до одного года.
  • Капитальные товары - довольно дорогие, со сроком службы более года. Покупки этих товаров планируются в течение продолжительного времени. Решение об их покупке принимается руководителями высшего ранга организации, которые тщательно оценивают все характеристики товара. Решение о покупке товаров кратковременного пользования принимаются руководителями более низкого порядка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Понятие и стадии жизненного  цикла товара 

     Найдя свой товар на рынке (нужный, прежде всего потребителю), производитель  должен определить, сколько времени  просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его  жизненный цикл. Любой товар подобно  живому организму, рождается, живет и умирает.

     Жизненный цикл товара впервые исследован на примере марочных товаров. Само понятие  жизненного цикла разработано в  конце 50-х и начале 60-х годов  во время периода стабильности, равномерного экономического роста и увеличения спроса на потребительские товары. В жизненном цикле отражаются изменение роста, вкуса, стиля, влияния технического прогресса. Цикл можно обнаружить не только у марок и продуктов, но и у материалов, формы, цвела, технологий. Жизненный цикл товара не всегда прекращается вместе с его исчезновением с рынка. Некоторые товары могут начать новый цикл уже в течение стадии насыщения, продлевая свое существование.

     Таким образом, жизненный цикл товара (англ. product cycle) - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке. Любой товар проходит свой жизненный цикл от зарождения (появление товара на рынке) до прекращения (выпуска последнего образца товара). Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные стадии. В классическом жизненном цикле товара можно выделить пять стадий или фаз, различающихся по объемом продаж и доходам: (рис.1.):

  1. Зарождение - поступление товара в широкую продажу;
  2. Внедрение и испытание;
  3. Рост;
  4. Зрелость - насыщение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта;
  5. Спад объема продаж, снижение прибыли.
 

     

     рис.1 Основные стадии жизненного цикла товара. 

     Обычно  самой короткой бывает стадия внедрения, самой длинной - стадия спада. Определить завершение одной фазы и начало другой непросто. Обычно началом каждой новой стадии считается момент, когда увеличение или уменьшение объема продаж становится ярко выраженным.

     Каждой  стадии соответствуют относящиеся к ней потребители (табл. 1). 

     Таблица 1. Характеристика потребителей по сегментам рынка

Сегмент рынка  Характеристика  потребителей
Суперноваторы Склонны к риску, эксперименту, обладают высоким социальным статусом; входят в высшую группу по доходам; являются жителями крупных городов
Новаторы Имеют сходные  с суперноваторами характеристики, но в меньшей степени склонны  к риску
Обычные потребители Избегают риска; не имеют стремления к лидерству; являются преимущественно жителями небольших городов или сельских районов
Консерваторы Осторожны, не любят  изменений; имеют преимущественно  мало престижные профессии; входят в  группу с относительно низкими доходами
Суперконсерваторы Относятся подчеркнуто  отрицательно к любым изменениям; как правило, лишены творческого воображения; могут принадлежать к слоям, как с высокими, так и низкими доходами
Приверженцы марки Склонны к «фирменному» образу жизни; как правило, обладают высокими доходами; преимущественно  старше 40 лет; готовы переплачивать  за престижные товары

     На  российском рынке многие стадии жизненного цикла товара слабо выражены, но знать их и пользоваться ими необходимо.

     Рассмотрим  более подробное описание основных стадий жизненного цикла товаров.

     Стадия  зарождения — появления нового товара на рынке. Иногда в виде пробных продаж. Начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой. Считается эта стадия наиболее важной стадией на всем жизненном пути товара. Чем эффективнее будет осуществляться разработка изделия, то есть чем быстрее по времени фирма учтет потребности и нужды покупателя и требования рынка в проектируемом товаре, тем меньше будут затраты на этой стадии, тем быстрее фирма выйдет на рынок с новым товаром и получит необходимую прибыль. Однако на стадии разработки изделия требуются значительные денежные средства для осуществления капитальных затрат на лабораторное и испытательное оборудование, для ежегодных расходов на его обслуживание и заработную плату проектировщикам и исследователям. На стадии разработки создается изделие как продукт исследований и разработок. Изделие представляет собой основу товара, носитель тех свойств, ради которых приобретается товар. Но изделие — это еще не товар. Изделие становится товаром, когда оно приобретает наряду с физическими характеристиками расширенные характеристики и общественное признание. Таким образом, изделие становится товаром, когда в него вкладываются элементы маркетингового окружения. Поэтому к этой стадии относится процесс формирования маркетингового окружения.

     На  стадии разработки предварительно выясняется, нужен ли будущий товар потребителю, и если нужен, то в каком объеме? Затем изучается положение на рынке производительных сил, то есть состояние с рабочей силой, материалом, сырьем и необходимым оборудованием, чтобы обосновать производство данного изделия. Кроме этого, анализируется уровень конкуренции на существующие товары, удовлетворяющие аналогичную потребность. По результатам технико-экономического обоснования проекта принимается решение об организации производства данного изделия или о полном прекращении проектно-изыскательских работ. В случае если проект будет признан неперспективным до момента производственного освоения, то фирме не грозит дальнейшее расходование средств на освоение проекта и потеря ее престижа из-за выпуска неконкурентоспособного товара. Если изделие успешно проходит все этапы стадии разработки, опытное производство и испытания, формирование маркетингового окружения, то наступает стадия внедрения, включающая серийное производство и вывод товара на рынок.

     Стадия  внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый). Стадия серийного производства и внедрения характеризуется появлением товара на рынке и ростом объема продажи. Однако на этой стадии наблюдается медленный рост производства, так как потребители слабо информированы о новом товаре или медленно меняют свои установившиеся привычки к потреблению существующих товаров аналогичного назначения. Свое воздействие фирма направляет на покупателей, которые в наибольшей степени готовы приобрести товар. В этот период цены находятся на высоком уровне из-за значительных издержек производства, больших расходов на рекламу и стимулирование сбыта. Маркетинговая политика, включающая мероприятия по увеличению объема продажи, ориентирована на качество товара, эффективную рекламу, снижение цены, организацию послепродажного сервиса.

     Стадия  развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли. Стадия роста характеризуется увеличением объема продажи, прибыльностью, снижением расходов на маркетинг, стимулирование объема сбыта и рекламу. На этой стадии товар получает признание у потребителей, спрос на него растет, все усилия фирмы направлены на быстрое освоение рынка. Информация о новом товаре передается новым покупателям. Цены слегка снижаются, так как производитель производит большой объем продукции по опробованной технологии. Потребителями на этом этапе являются люди, признающие новизну. Растет число повторных и многократных покупок.

Информация о работе Жизненный цикл товара