Инвестиционная привлекательность ОАО "ЛУКОЙЛ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия.
Задачами данной работы являются:
1. раскрыть сущность инвестиционной привлекательности предприятия;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия;
3. охарактеризовать методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия;
4. провести анализ инвестиционной привлекательности ОАО «ЛУКОЙЛ»;
5. дать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инвестиции - Анализ инвестиционной привлекательности ОАО ЛУКОЙЛ.docx

— 76.24 Кб (Скачать)

     В открытой зарубежной литературе по инвестиционному  менеджменту содержатся лишь теоретические  аспекты организации инвестирования и технологий предприятий.

     Практические  же методики расчета инвестиционной привлекательности предприятий  ведущих западных консультационных фирм и инвестиционных компаний считаются  коммерческой тайной, широкому кругу  отечественной научной общественности не доступны и не адаптированы к  российским экономическим условиям.

     Исключением является методика определения инвестиционной  привлекательности предприятий, предложенная американской консалтинговой компанией McQuisney. Методика заключается в следующем.

     Для того чтобы получить надежную информацию для разработки инвестиционной политики, необходим системный подход к  изучению конъюнктуры инвестиционного  рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта).

     Данная  последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких  предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного  проекта и могут обеспечить инвестору  планируемую прибыль на вложенный  капитал с учетом имеющихся рисков.

     Сущность  статистического подхода заключается  в том, что на основе данных финансовой отчетности предприятия  рассчитываются минимальный набор основных финансовых коэффициентов:

     -  коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1:

     К1 = ЗК /СК,      (3)

     где ЗК – величина заемных средств;

     СК  – величина собственного капитала.

     -  коэффициент текущей ликвидности К2 :

     К2 = ОА/ КП,      (4)

     где ОА – величина оборотных активов;

     КП  – величина краткосрочных пассивов.

     -  коэффициент оборачиваемости активов К3 :

     К3 = В/ А сг.,      (5)

     где В – выручка от продаж;

     А сг. – среднегодовая балансовая величина активов.

     -  рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rск.:

     Rск = Пч / СК. × 100%,      (6)

     где Пч – чистая прибыль предприятия;

     -  рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр :

     Rпр. = Ппр. / В × 100%,      (7)

     где Ппр. – прибыль от продаж.

     Затем, с помощью метода экспертных оценок, выявляют  общие важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, характеризующие рыночное окружение и корпоративное управление.

     Данная  модель может быть использована как  стратегическими, так и портфельными и финансовыми инвесторами.

     Затем каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая  балловая оценка.

     Абсолютные  значения и балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности  предприятия приведена в таблице 2.

     Таблица 2 - Балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия

Фактор  инвестиционной привлекательности Абсолютное  значение фактора Балловая

оценка

Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств от 0,2 до 0,5

меньше 0,2

больше 0,5

3

2

1

Коэффициент текущей ликвидности больше 1,7

от 1.2 до 1,7

меньше 1,2

3

2

1

Коэффициент оборачиваемости активов больше 0,6

от 0,4 до 0,6

меньше 0,4

3

2

1

Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли больше 8

от 3 до 8

меньше 3

3

2

1

Рентабельность  продаж по чистой прибыли больше 16

от 8 до 16

меньше 8

3

2

1

Инвестиционный  климат региона, в котором находится  предприятие благоприятный

неблагоприятный

крайне  неблагоприятный

3

2

1

Инвестиционная  привлекательность отрасли, к которой  принадлежит предприятие высокая (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая)

средняя (черная, цветная металлургия, химическая)

низкая (легкая, лесная)

3 

2 

1

Стадия  жизненного цикла  основного вида продукции рост

зрелость

старение

3

2

1

Степень конкуренции на товарном рынке низкая

средняя

высокая

3

2

1

Экологическая нагрузка на природную среду        незначительная

высокая

разрушительная

3

2

1

Финансовая  прозрачность и раскрытие информации раскрытие отчетности в СМИ и в Интернет

информация  раскрывается частично и не регулярно

трудности в раскрытии информации

3 

2 

1

Соблюдение  прав мелких акционеров по управлению предприятием Рассылка по почте уведомлений и документов для голосования на собрании акционеров

Рассылка  по почте уведомлений о собрании акционеров, но устав общества не допускает  заочное голосование

3 
 
 

2

     

     Далее рассчитывается интегральный коэффициент  инвестиционной привлекательности  предприятия (КИП) по следующей формуле:

      ,      (8)

     где i = 1, 2, 3 ... n - количество факторов (n = 12);

     Хi - балловая оценка i-го фактора;

     Хmax - максимальное возможное суммарное количество баллов.  

     В соответствии с критерием инвестиционной  привлекательности возможна следующая классификация предприятий, предложенная консалтинговой компанией McQuisney (см. таблицу 3).

     По  вертикали: ожидания инвесторами  краткосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (наверху - высокие ожидания, внизу - низкие), по горизонтали: ожидания инвесторами долгосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (справа - высокие ожидания, слева - низкие).

     Таблица 3 - Классификация предприятий по критерию инвестиционной  привлекательности

     Спринтеры      Чемпионы  мира
     Бегуны  не в форме      Марафонцы

     Согласно  данной классификации, в «спринтеры»  попадают компании, у которых инвесторы  ожидают высокого темпа роста  прибыли в краткосрочном плане. В «чемпионы мира»- компании, у  которых ожидается высокий темп роста как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. В «марафонцы» - те, у кого ожидается высокий темп роста в долгосрочном плане. «Бегуны не в форме» - это те, у которых не ожидается высокий темп роста ни краткосрочном, ни в долгосрочном планах.

     Соответственно, согласно рекомендациям компании McQuisney, менеджеры «чемпионов мира» должны прилагать максимум усилий, чтобы оправдать высокие ожидания инвесторов в краткосрочном и долгосрочном планах, т.е. поддерживать высокий темп роста в краткосрочном и долгосрочном планах. Менеджеры «спринтеров» должны прилагать максимум усилий, осуществляя инвестиции в долгосрочном плане,  так как таким образом они могут повысить стоимость своих акций. Менеджеры «марафонцев» должны прилагать максимум усилий, чтобы убедить инвесторов, что они и в краткосрочном плане достойны внимания. В этот разряд попадают компании, которые в текущий момент, как правило, убыточны, зато могут стать прибыльными и захватить крупную долю рынка в будущем. Менеджеры таких компаний должны сосредоточиться не на инвестиционной политике в будущем, а на увеличении рентабельности и выходе на точку безубыточности в настоящем. Менеджеры «бегунов не в форме» должны реструктурировать свой бизнес, чтобы достичь краткосрочного роста и заложить основы для долгосрочного роста.

     В процессе выбора инвестиционной политики,  необходимо, прежде всего, использовать традиционные критерии оценки инвестиционных проектов. В случае если проект им удовлетворяет, необходимо проверить, как влияет реализация данного проекта на темпы роста прибыли предприятия. В случае если реализация данного проекта снижает темпы роста, проект должен быть отвергнут.

 

     

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ОАО «ЛУКОЙЛ»

     2.1 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ОАО «ЛУКОЙЛ»

     ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных  нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а  также сбыт произведенной продукции. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья  и США.

     ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной  нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах  нефти составляет около 1,1%, в общемировой  добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе  России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке  нефти.

     Основные  показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» необходимые для анализа и  оценки инвестиционной привлекательности  приведены в таблице 4.

     Таблица 4 – Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

     Показатель 2008 год, млн.  $ 2009 год, млн.  $ Темп роста 2010 год, млн.  $ Темп роста
Выручка 107680 81083 -0,247 104956 0,294
Чистая  прибыль 9229 7069 -0,233 9119 0,289
Активы 71461 79019 0,105 84017 0,063
Оборотные активы 15633 17839 0,141 20617 0,155
Краткосрочные пассивы 10575 9694 -0,083 10775 0,111
Собственный капитал 51010 56379 0,105 59608 0,057
Заемный капитал 20451 22640 0,107 24409 0,078

     Как видно из таблицы, в основном все  показатели имели тенденцию роста  за исключением 2009 года, что обосновано экономическим кризисом в стране.

     По  методике, предложенной американской консалтинговой компанией McQuisney определю инвестиционную привлекательность ОАО «ЛУКОЙЛ». Для этого рассчитаю нужный минимальный набор основных финансовых коэффициентов по формулам 3-7.

     К1 (2008) = 20451 \ 51010 = 0,4

     К2 (2008) = 15633 \ 10575 = 1,478

     К3 (2008) = 107680 \ 71461 = 1,506

     Rск (2008) = 9227 \ 51010 * 100% = 18,092

     Rпр (2008) = 13709 \ 107680 * 100% = 12,731

     К1 (2009) = 22640 \ 56379 = 0,401

     К2 (2009) = 17839 \ 9694 = 1,84

     К3 (2009) = 81083 \ 79019 = 1,026

     Rск (2009) = 7069 \ 56379 * 100% = 14,031

     Rпр (2009) = 9778 \ 81083 * 100% = 12, 059

     К1 (2010) = 24409 \ 59608 = 0,409

     К2 (2010) = 20617 \ 10775 = 1,913

     К3 (2010) = 104956 \ 84017 = 1,249

     Rск (2010) = 9119 \ 59608 * 100% = 15,298

     Rпр (2010) = 11533 \ 104956 * 100%  = 10,988

     В таблице 5 показан набор основных финансовых коэффициентов.

     Таблица 5 – Набор основных финансовых коэффициентов

     Показатель 2008 год 2009 год 2010 год
Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств 0,4       0,401       0,409      
Коэффициент текущей ликвидности 1,478 1,84 1,913
Коэффициент оборачиваемости активов 1,506 1,026 1,249
Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли 18,092 14,031 15,298
Рентабельность  продаж по чистой прибыли 12,731 12,059 10,988

Информация о работе Инвестиционная привлекательность ОАО "ЛУКОЙЛ"