Инвестиционная политика РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиций.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций: их правовая база, особенности налогового регулирования инвестиционного процесса, возможности и направления привлечения иностранных инвестиций;
2. охарактеризовано современное состояние российского инвестиционного климата и рынка инвестиций;
3. разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования инвестиций.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций 5
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации 5
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве 10
1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 13
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации 15
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации 15
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России 20
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России 26
3.1 Основные направления совершенствования 26
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Инвестиционная политика в современных условиях.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

Существенного совершенствования  требует валютное регулирование. В  этой части необходимы следующие  меры:

отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России. Для этого необходимо внести поправки в ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле»;

ввести уведомительный порядок регистрации иностранных  инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением  капитала), кроме изъятий, установленных  законодательно;

упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют  на это право по закону.

Для инвесторов не менее важным фактором, влияющим на принятие решения по инвестированию, является защита прав собственности. В  этой области необходимо создать  претенденты пересечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности  в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие  изменения в закон «Об акционерных  обществах», исключающие злоупотребления  со стороны большинства инвесторов и совета директоров. Подобные случаи необходимо предавать широкой огласке  для утверждения норм деловой  этики. Также необходимо уделить  особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но также  и ввести преследование за подражание названию (Panasonic и Panasonix, Aqafresh и Aqarelle), цвету, дизайну (чипсы «Lays» и «Наши чипсы») как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Необходимо упростить  процедуры по организации бизнеса. В настоящий момент требуется  резолюция 20-30 автономных и дислоцированных  в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю  достаточно обратиться в одну инстанцию  и за относительно короткий отрезок  времени, исчисляемый несколькими  днями, он сможет получить разрешение или четко аргументированный  отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Барьеры для входа на рынок  должны быть прозрачны, предприниматель  должен представлять, сколько ему  потребуется инвестировать для  того, чтобы открыть дело.

Для создания привлекательного имиджа требуется информировать  потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных компаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах инвестиционных миссий за рубежом.

Информационная  поддержка является необходимым  элементом работы с международными инвесторами, особенно в тех случаях, когда в принимающей стране происходит изменение общеэкономических либо нормативных условий инвестиционной деятельности. Качество информации играет важную роль в экономическом развитии, так как:

полнота и доступность  информации определяют уровень конкурентности рынка и влияют на эффективность распределения ресурсов агентами, оценку рисков и уровень требуемой доходности;

развитие современных  средств коммуникации вызвало лавинообразный рост доступной информации. Критическое  значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику  информации и уровень затрат по получению  данных в нужном формате.

Широкое распространение  в мире получила практика создания специализированных государственных  и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с  иностранными инвесторами. Подобные агентства  действуют примерно в 100 странах. Агентства  выполняют три основные функции:

Создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных  инвесторов.

Осуществление целевого привлечения инвестиций.

Оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Такое агентство  было создано в России по инициативе Консультационного Совета по иностранным  инвестициям - Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны  Правительства, в том числе в  плане финансирования.

Целевое привлечение  инвестиций реализуется путем определения  круга компаний, инвестиции которых  рассматриваются в качестве наиболее важных для экономического развития страны, и установления прямых контактов  с ними с целью заинтересовать перспективами осуществления инвестиций. В рамках конкурентной политики по привлечению инвестиций подобные контакты воплощаются в организацию инвестиционных миссий и семинаров, ориентированных  на определенные отрасли, обмен информацией  с компаниями - потенциальными инвесторами  и организацию встреч представителей агентства с руководством этих компаний.

Крайне желательно создание общенациональной информационной сети с необходимой для инвесторов информацией.

Меры на средне- и долгосрочную перспективу

В перспективе, для  серьезного улучшения инвестиционного  климата в России, роста производства и производительности, исключительно  важно выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться перспективным, сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

Ясно, что этот процесс  был и будет болезненным. Именно этим объясняются медленные процессы трансформации. Но отсюда следует, скорее, вывод о том, что структурная  перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ типа трудоустройства и  переобучения высвобожденных работников, переселения людей из северных регионов, но не дальнейшим торможением роста  эффективности.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются дальнейшие усилия по:

защите прав собственности;

укреплению корпоративного управления;

усилению дисциплины исполнения контрактов;

поддержке малого бизнеса;

развитию банковской системы и институтов финансового  рынка;

реформированию  естественных монополий.

Дальнейшие структурные  реформы потребуют существенного  совершенствования законодательства. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование  требуется провести по трем основным направлениям:

следует устранить  противоречивость и дублирование между  тремя основными законами («Об  инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об  осуществлении инвестиций в форме  капитальных вложений»), регламентирующими  инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон  об инвестициях, который следует  наполнить реальными правовыми  нормами, несущими существенную нагрузку, и освободиться от декларативных  норм;

также следует устранить  противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные  аспекты хозяйственной деятельности, в частности, необходимо гармонизировать  положения ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;

в целях защиты прав собственности необходимо законодательно расширить права меньшинства  акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и  представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение  на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета. Здесь требуется внесение изменений  в действующие законы, в частности, в ФЗ «Об акционерных обществах».

Заключение

Российской Федерации  были опробованы как централизованная, так и децентрализованные схемы организационной структуры административно-организационного регулирования инвестиций. Был создан Комитет по иностранным инвестициям, на смену которого пришло Российское агентство международного сотрудничества и развития. Эти организации, имея низкий статус в структуре правительства и ограниченность их компетенции, постоянное недофинансирование и слабое кадровое обеспечение, не принесли того результата, который от них ожидался.

Действующая система  органов, содействующих иностранным  инвесторам и непосредственно регулирующих процесс вложения и функционирования иностранного капитала в экономике  России, является несовершенной по ряду причин. К основным из них относятся:

- во-первых, некоторые  органы, которые призваны содействовать  увеличению притока иностранных  инвестиций, имеют одинаковые задачи, но в тоже время обладают  разным правовым статусом. Например, Министерство экономического развития  и торговли Российской Федерации  и Российская финансовая корпорация;

- во-вторых, на ряд  органов возложены сходные задачи, например проведение экспертизы  инвестиционных проектов со стороны  Министерства экономического развития  и торговли Российской Федерации  и Российской финансовой корпорации;

- в-третьих, наличие  значительного числа органов  исполнительной власти вызывает  затруднения у иностранных инвесторов  в решении их насущных потребностей, так как в ряде случаев трудно  определить с каким из органов  исполнительной власти необходимо  взаимодействовать.

Складывающаяся  ситуация в итоге не позволила  достичь коренного перелома в  процессе привлечения в экономику  Российской Федерации инвестиций. В  этих условиях невозможно будет решать задачу удвоения ВВП к 2010 г.

По-моему, Агентство  по иностранным инвестициям должно быть наделено следующими основными  функциями:

- выработка государственной  инвестиционной политики РФ и  ее реализация, а также обеспечение  последовательности и единства  принципов и подходов в работе  с инвесторами на всей территории  России;

- проведение экспертизы  международных проектов, разработка  федеральных и региональных инвестиционных  программ с иностранным участием;

- сбор, накопление, формирование и сопровождение  реестра инвестиционных проектов  и предложений российских предприятий;

- выработка предложений  по реструктуризации задолженности  России перед иностранными кредиторами  и инвесторами;

- осуществление  поиска и подбора иностранных  инвесторов;

- обобщение практики  государственного регулирования  иностранных инвестиций, разработка  и представление в установленном  порядке предложений по совершенствованию  законодательства в этой области;

- организация конгрессов, конференций, семинаров и др. в  установленной сфере деятельности  Агентства;

- разработка и  внедрение новых форм и методов  участия иностранного капитала  в решении задач экономического  развития России в целом и  ее регионов, в том числе механизмов, процедур организации и проведения  инвестиционных конкурсов и тендеров, обеспечения участия в них  широкого круга иностранных инвесторов;

- взаимодействие  в установленном порядке с  органами государственной власти  иностранных государств и международных  организаций в установленной  сфере деятельности Агентства.

Указанный перечень функций не является исчерпывающим. Он может быть дополнен, уточнен  другими функциями.

 

Список  использованной литературы

1. Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, №51, ст. 5712

2. Федеральный закон  Российской Федерации «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации»  от 9.07.1999 №160-ФЗ // Собрание законодательства  РФ, 12.07.1999, №28, ст. 3493

3. Федеральный закон  Российской Федерации «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных  вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ // Собрание  законодательства РФ, 01.03.1999, №9, ст. 1096.

4. Федеральный закон  Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции от 30.12.1995 №225-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, №1, ст. 18

5. Федеральный закон  Российской Федерации «О финансовой  аренде (лизинге)» от 29.10.1998 №164-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, №44, ст. 5394

6. Федеральный закон  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 // Собрание законодательства РФ, 19.06.1995, №25, ст. 2343.

7. Закон Российской  Федерации «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» от 27.12.1991 №2116-1 // Российская газета, №53, 05.03.1992

8. Закон Российской  Советской Федеративной Социалистической  Республики «Об инвестиционной  деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 №1488-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.07.1991, №29, ст. 1005

9. Указ Президента  Российской Федерации от 14.12.1991 №176 «О комитете по иностранным  инвестициям при Министерстве  экономики и финансов РФ» // Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета  РСФСР. 1991. №51. Ст. 1836.

10. Указ Президента  Российской Федерации «О создании  государственной инвестиционной  корпорации» от 2.02.1993 №184 // Российская  газета, №27, 10.02.1993

11. Указ Президента  Российской Федерации «О государственной  инвестиционной корпорации» от 6.02.2003 №135 // Собрание законодательства  РФ, 10.02.2003, №6, ст. 512

12. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 24.11.1992 №908 «О мерах по организации  информационного обеспечения российских  и иностранных инвесторов о  приватизации государственных предприятий» // Собрание актов Президента и  Правительства РФ, 30.11.1992, №22, ст. 1914

13. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 29.09.1994 №1108 // Собрание законодательства  РФ, 10.10.1994, №24, ст. 2637.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях