Инвестиционная политика РФ в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиций.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций: их правовая база, особенности налогового регулирования инвестиционного процесса, возможности и направления привлечения иностранных инвестиций;
2. охарактеризовано современное состояние российского инвестиционного климата и рынка инвестиций;
3. разработаны рекомендации по повышению эффективности государственного регулирования инвестиций.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного финансового регулирования инвестиций 5
1.1 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации 5
1.2 Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве 10
1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 13
2 Современное состояние инвестиций в Российской Федерации 15
2.1 Современное состояние инвестиционной среды Российской Федерации 15
2.2 Проблемы привлечения инвестиций в современной России 20
3 Пути совершенствования инвестиционной политики России 26
3.1 Основные направления совершенствования 26
3.2 Пути улучшения инвестиционного климата 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Инвестиционная политика в современных условиях.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

3 Пути совершенствования  инвестиционной политики России

3.1 Основные направления  совершенствования

За годы реформ, в достаточно быстрые сроки, был пройден путь от централизованно управляемой  экономической системы к принципиально  иной по своим основным характеристикам, основанной на рыночных принципах ведения  хозяйства.

Проведена широкомасштабная приватизация. В настоящее время, по оценкам, около 75% общего объема ВВП  производится в негосударственном  секторе экономики. Созданы и функционируют фондовый и валютный рынки, а также финансовые институты, включая банковский сектор. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли, активизировалось участие России на мировых рынках товаров, капиталов и услуг.

Экономическая политика Правительства  Российской Федерации предусматривает  дальнейшее развитие и реализацию глубоких структурных реформ, направленных на развитие принципов свободной, рыночной экономики, формирование конкурентной среды, обеспечивающей необходимый  уровень инвестиций для динамичного  развития.

Реформирование финансовой и бюджетной системы предусматривает  расширение доходной базы бюджета за счет оздоровления экономической среды  путем реализации процедуры банкротства  неэффективных и убыточных предприятий, которые не в состоянии осуществлять расчеты с поставщиками и кредиторами, создавая цепочку неплатежей и финансовые трудности у конкурентоспособных  предприятий.

Принимаются меры к повышению  доли денежных расчетов за поставку продукции  естественными монополиями и  расчетов с бюджетом предприятиями  данного сектора экономики.

Реализуется комплекс необходимых  условий для снижения рисков в  экономике, снижения трансакционных издержек и расширения банковского кредитования реального сектора экономики.

Система мер по снижению налоговой нагрузки, оптимизации  ценовой динамики продукции естественных монополий и поддержанию стимулирующей  динамики обменного курса позволит существенно улучшить финансовое положение  предприятий.

Ведущую роль в экономической  политике государства играет бюджетная  политика. Ее стратегические ориентиры  и приоритеты будут направлены на формирование эффективной бюджетной  системы, которую правительство  рассматривает в качестве неотъемлемой части процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и  открытого общества.

Реформирование бюджетной  системы исключит неплатежи со стороны  бюджетов всех уровней за поставку продукции для госнужд и задержку расчетов за поставку этой продукции. Тем самым будет ликвидирован пусковой механизм неплатежей в экономике, вызывающий многократный рост взаимной задолженности.

Приоритетными направлениями  государственной инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно-техническому прогрессу прежде всего в сферах высоких технологий. Государство осуществляет разработку принципов, механизмов и форм реализации государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации. С участием федеральных органов исполнительной власти разрабатывает адресную федеральную инвестиционную программу, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Проводимое реформирование налоговой системы будет способствовать устойчивому экономическому росту и стимулировать легализацию экономической активности в стране.

Налоговая реформа, рассчитанная на 4-5 лет, предусматривает достижение эффективного баланса интересов  государства и налогоплательщиков и включает в себя, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение  наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой -- большую  «прозрачность» налогоплательщиков для  государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения. Она предполагает не только облегчение налоговой нагрузки на экономику, что может стать дополнительным импульсом для развития предпринимательской деятельности и расширения платежеспособного спроса населения, но и расширение базы налогообложения.

Экономическая политика правительства  направлена на совершенствование деятельности государства как собственника. Прежде всего это усиление гарантий и защиты прав собственности, законодательное подтверждение того, что пересмотр итогов установленной структуры собственности невозможен, невозможна и ее конфискация.

Государство будет последовательно  защищать частную собственность  путем обеспечения законных прав акционеров, инвесторов, собственников  недвижимости и кредиторов. Отношения  частной собственности получат  распространение на те сферы, где их еще нет, в частности в земельных отношениях.

С усилением рыночных принципов  и обеспечением конкуренции связано  реформирование естественных монополий -- имеется в виду разделение естественно-монопольных и конкурентных сфер деятельности.

Поэтому и в энергетике, и в газовой отрасли, и на железнодорожном  транспорте наряду с регулируемым рынком услуг собственно естественных монополий  будет создаваться нормальный нерегулируемый рынок услуг производящих компаний. На первом этапе будет разделен финансовый баланс, в дальнейшем состоится организационное  выделение и приватизация соответствующих  звеньев.

Объем привлечения иностранных  инвестиций в российскую экономику  будет обусловлен уровнем доверия  иностранных инвесторов к России, ее имиджем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного климата, стимулированием иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики, отсутствием барьеров на пути иностранных инвестиций и  соблюдением общепризнанных стандартов в отношении иностранных инвесторов.

Важнейшим условием для расширения инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами является создание благоприятного инвестиционного  климата в стране за счет предоставления иностранным инвесторам, вкладывающим свой капитал в российскую экономику, необходимых правовых гарантий защиты их капиталовложений путем подготовки и заключения межгосударственных и  межправительственных соглашений о  поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также российским инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей. Подобные соглашения призваны содействовать активизации притока иностранных инвестиций в экономику России. Они предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим и все необходимые гарантии в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.

С этой целью продолжится  переговорный процесс по заключению Россией международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

С целью снятия барьеров на пути иностранных инвестиций в  российскую экономику активизируется деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям в  России, где в рамках рабочих групп  и секций рассматривается весь комплекс проблем, сдерживающих приток иностранных  инвестиций, и вырабатываются рекомендации, направленные на стимулирование иностранных инвесторов (законодательство, налоговая реформа, таможенное и валютное регулирование, имидж России, региональные аспекты, страхование и другие).

Улучшению инвестиционного  климата будет способствовать реализация намеченных ориентиров ценовой политики.

Снижение темпов инфляции до прогнозируемого уровня будет  обеспечено за счет проведения сдержанной денежно-кредитной и курсовой политики, совершенствования регулирования  цен (тарифов) на продукцию и услуги естественных монополий, роста монетизации  экономики, выражающейся в вытеснении бартера, нерыночных форм обмена и неденежных форм расчетов, бездефицитного бюджета и сохранения положительного сальдо внешнеторгового баланса.

Важным фактором экономического развития России является интеграция в мировую экономику и использование  преимуществ международной торговли и разделения труда.

Торговая политика России направлена на обеспечение: наилучших  условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые  рынки; эффективного уровня защиты внутреннего  рынка товаров, услуг и рабочей  силы; доступа к международным  ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в  Российской Федерации отсутствует  или ограничено); повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности -- благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной  торговой организации, в том числе  за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров  о вступлении России в ВТО.

Социальная политика направлена на решение двух приоритетных для  нашего общества задач: роста инвестиций в развитие человека и создание по-настоящему эффективной системы социальной поддержки нуждающихся граждан.

Социальная политика предусматривает  ускоренное развитие на новой содержательной основе образования, здравоохранения, культуры, развитие трудовых отношений, реформирование пенсионной системы, то есть тех сфер, которые обеспечивают формирование человека, адаптированного  к новым условиям, способствуют раскрытию  его способностей и расширяют  возможности.

Мероприятия, которые осуществляются в социальной сфере, позволят создать  условия для улучшения качества образования и приведения его  уровня к современным требованиям, а также упорядочить систему  предоставления социальных выплат и  льгот путем перехода к адресному  принципу предоставления социальной помощи населению.

3.2 Пути улучшения инвестиционного  климата

После всего сказанного можно  сделать несколько основных выводов  относительного политики улучшения  инвестиционного климата в России:

Для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение  насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, пока еще позволяющего поддерживать статус России как индустриально развитой страны, благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главной задачей.

Требуется радикальное улучшение  инвестиционного климата, ибо ныне он остается весьма непривлекательным.

Разумная политика состоит  в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение  ситуации. У инвесторов должна сложиться  уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция  не зависит от политической конъюнктуры.

Таким образом, требуется  долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в государственной экономической  политике. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными  общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране.

Меры на ближайшую перспективу

Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень  инфляции, равно как и предсказуемость  поведения цен в экономике. Поэтому  важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета.

Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких  ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить имидж  России в глазах иностранных инвесторов.

В области налогов  не должно быть политики «собрать налоги любой ценой». Представляется, что  простая, понятная система налогообложения  удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные  интересы. Должны быть пересмотрены и  резко сокращены налоговые и  таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а  формализованный характер. Но следует учесть, что важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности предприятий с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), и в отношении экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). А также необходимо разработать и законодательно закрепить систему налоговых каникул, чтобы составить достойную конкуренцию на международном рынке капиталов.

В кратчайшие сроки  реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной  из самых актуальных задач:

создание благоприятных  условий для увеличения присутствия  в России иностранных банков;

повышение прозрачности банковской системы, совершенствование  системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков;

стимулирование  повышения квалификации банковских менеджеров;

завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими  управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный  пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки  не осуществят выплаты по долгам. Также  следует более четко регламентировать порядок определения валютного  курса при удовлетворении претензий  кредиторов по обязательствам в иностранной  валюте.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ в современных условиях