Инвестиционная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических основ инвестиционной политики компании.
В работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики предприятия, также выявить особенности и этапы ее формирования, понятие инвестиционных проектов и оценки их эффективности;
- провести анализ инвестиционной политики предприятия ;
- выделить проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности предприятия.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1 . Теоретические основы инвестиционной политики предприятия.............................................................................................................5
1.1Понятие инвестиций и инвестиционной политики.........................................5
1.2Особенности формирования инвестиционной политики предприятия........7
1.3Этапы формирования инвестиционной политики предприятия..................11
Глава 2. Эффективность инвестиционных проектов…………………………13
2.1. Понятие и структура инвестиционного проекта.........................................13
2.2. Оценка эффективности инвестиционных проектов....................................14
2.3. Экономическая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»…….….19
Глава 3. Анализ инвестиционной политики предприятия на примере ОАО "ЛУКОЙЛ".............................................................................................................22
3.1 Анализ финансового состояния предприятия..............................................22
3.2 Оценка действующей инвестиционной политики предприятия и мероприятия по повышению ее эффективности................................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................34
Приложения

Работа содержит 1 файл

kURSOVIK_gotov_J_IPO.doc

— 515.00 Кб (Скачать)

 ,                                                      (4)                

где Т – число  лет функционирования проекта.

При оценке эффективности  инвестиций интерес также представляет метод расчета рентабельности вложений (PI –  Profitability Index).

Рентабельность вложений показывает, в какой мере возрастает ценность компании в расчете на рубль вложенных средств, и рассчитывается по формуле:   


PI =                                                                                    (5)

 

 

 

2.3 Экономическая  характеристика предприятия

 

 

ОАО «ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Фирма была создана в 1991 году (В соответствии с Постановлением Правительства РСФСР № 18 от 25 ноября 1991 года создан государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» - ЛУКОЙЛ). Организационно-правовая форма – открытое акционерное общество. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Продукция компании реализуется в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1%, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти.

По состоянию  на начало 2010 года доказанные запасы нефти  Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э.

В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем  активов. Основным регионом нефтедобычи  компании является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами  России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане, Ираке.

ЛУКОЙЛ владеет  нефтеперерабатывающими мощностями в  России и за рубежом. В России компании принадлежат четыре крупных НПЗ  – в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 45,1 млн т/год нефти. За рубежом Компании принадлежат НПЗ в Болгарии, Румынии и Украине, а также 49%-ая доля в нефтеперерабатывающем комплексе ISAB (о. Сицилия, Италия) и 45%-я доля в НПЗ TRN (Нидерланды). Совокупная мощность зарубежных НПЗ Компании составляет 26,4 млн т/год нефти. В 2009 году на НПЗ Компании (с учетом долей в переработке на комплексах ISAB и TRN) было переработано 62,70 млн т нефти, в том числе на российских – 44,46 млн т.

По состоянию  на начало 2010 года сбытовая сеть компании охватывала 26 стран мира, включая  Россию, страны ближнего зарубежья  и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия, Босния и Герцеговина), а также США, и насчитывала 199 объектов нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,13 млн м3 и 6 620 автозаправочных станций .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ инвестиционной политики предприятия  на примере ОАО "ЛУКОЙЛ"

3.1 Анализ финансового состояния предприятия

Фундаментальный микроэкономический анализ, наряду с  выявлением стадии жизненного цикла компании-эмитента, основывается на оценке доходов компании, ее положения на рынке, структуры активов и пассивов, а также различных показателей, характеризующих эффективность ее деятельности.

Основными направлениями  финансово-экономического анализа  являются:

  1. анализ оборачиваемости активов;
  2. анализ ликвидности активов;
  3. анализ финансовой устойчивости;
  4. анализ рентабельности капитала.

Анализ оборачиваемости активов (см. прил.№3 )

Анализ оборачиваемости  активов позволяет охарактеризовать условия управления оборотным капиталом и оценить их влияние на финансовое состояние компании.

Анализируя коэффициент оборачиваемости активов можно заметить, что наблюдается резкое снижение оборачиваемости активов в 2009 году, это свидетельствует о снижении эффективности использования имущества с точки зрения извлечения дохода, но в 2010 году мы отмечаем увеличение показателя , можно отметить что это способствует росту рентабельности капитала.

Анализируя показатель оборачиваемости внеобротных активов можно отметить, что наблюдается снижение оборачиваемости внеоборотных активов в 2009 году и это характеризует неэффективность ввода новых основных средств.

Анализируя  показатель оборачиваемости текущих  активов можно проследить снижение оборачиваемости в 2009 году это характеризует неэффективную маркетинговую, производственную и финансовую стратегию и тактику компании, свидетельствует о «раздутом, чрезмерном» оборотном капитале по отношению к масштабам деятельности компании и об ухудшении качества управления. Но в 2010 мы наблюдаем улучшение данного показателя и можем сказать, что ОАО "ЛУКОЙЛ" стало проводить более эффективную финансовую стратегию и тактику.

Что касается периода  оборота текущих активов то тут  наблюдается рост «затратного цикла» свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных активов в 2009 году , приводит к снижению показателей финансовой устойчивости и общей ликвидности. Чем больше «затратный цикл», тем больше потребность предприятия в финансировании производственного процесса. В 2010 году показатель незначительно уменьшился.

Также наблюдается  спад «кредитного цикла», а затем  резкий рост, что свидетельствует  об увеличении в ходе текущего производственного  процесса источников финансирования (при  условии отсутствия сверхнормативных задолженностей перед поставщиками, бюджетом, персоналом). Чем больше «кредитный цикл», тем эффективнее используется возможность финансирования текущей деятельности за счет непосредственных участников производственного процесса.

Наблюдается сокращение «чистого цикла» в период 2008-2010 гг., что является положительной тенденцией и свидетельствует о сокращении потребности в финансировании производственного процесса, что способствует «высвобождению» денежных средств. Отрицательное значение чистого цикла означает, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся "излишек" на иные цели, например, на финансирование постоянных активов. Такая ситуация является наиболее благоприятной для предприятия.

Анализ ликвидности активов (см. прил.№4)

Ликвидность (текущая  платежеспособность) – одна из важнейших  характеристик финансового состояния  компании, определяющая возможность  своевременно оплачивать счета и  фактически является одним из показателей банкротства. В российской практике при оценке ликвидности рекомендуется:

- обращать внимание  на динамику изменения коэффициентов;

- определять  значения коэффициентов, достаточных  (приемлемых) для данной конкретной  компании.

За все 3 года коэффициент общей ликвидности не превышает своего норматива, хотя стремится к нему; наблюдается тенденция роста, что положительно отражается на способности фирмы выполнять свои обязательства.

Наблюдается рост коэффициента абсолютной ликвидности, и за анализируемые  года он находится  в пределах нормы. Таким образом, фирма в состоянии выполнять  краткосрочные обязательства за счет ликвидной части активов.

Коэффициент промежуточной  ликвидности за 2008-2009 года ниже нормы, значит, предприятию трудно было выполнять  краткосрочные обязательства за счет текущих активов. В 2010 году коэффициент  соответствует норме.

Сравнивая коэффициент  общей ликвидности и коэффициент  общей ликвидности допустимый, можно  сделать вывод, что разница между  ними в среднем составляет 0,6 единиц коэффициентов. Это говорит о  том, что первый коэффициент достаточно далек от допустимой нормы, и предприятие соответственно способно выполнять обязательства за счет всех текущих активов.

Анализ финансовой устойчивости(см. прил. №5)

Финансовая  устойчивость характеризует возможность  компании сохранить способность  погашать обязательства и права владения предприятием в долгосрочной перспективе. Для диагностики финансового состояния с точки зрения финансовой устойчивости достаточную информацию предоставит анализ трех групп коэффициентов:

- чистого оборотного  капитала (ЧОК);

- коэффициентов  автономии;

- коэффициента  самофинансирования.

Наблюдается положительная  величина и рост ЧОК в анализируемой  компании, особенно его доли в общих  активах, что свидетельствуют об укреплении финансового состояния  компании.

Наблюдается тенденция  роста минимального необходимого чистого оборотного капитала. Чем больше «запас по уровню собственных средств», тем больше финансовых возможностей у компании, в частности, осуществить масштабные инвестиции, либо пережить периоды спадов объемов продукции.

Фактическая величина коэффициентов автономии растет (коэффициент автономии превышает нормативные значения), поэтому финансовая устойчивость компании высокая, зависимость от внешних источников финансирования небольшая или вообще отсутствует. Разница между допустимым и фактическим значением остается прежней, значит реальная финансовая устойчивость компании сильно не изменилась.

Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала показывает что у нас 0,58-0,65 часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.

Чем выше коэффициент  самофинансирования, тем эффективнее  компания использует возможность наращения  собственного капитала за счет получаемой прибыли. В основном данный показатель не превышает норматива, что говорит  о том, что на развитие фирмы почти ничего не направлено.

Анализ рентабельности капитала(см. прил.№6)

Цель анализа  рентабельности капитала – оценить  способность компании приносить  доход на вложенный в нее капитал. Уровень рентабельности капитала во многом определяет инвестиционную привлекательность компании.

Общая динамика показателей рентабельности капитала характеризует эффективность деятельности компании за рассматриваемый период. В нашем случае наблюдается тенденция  снижения данного показателя, следовательно, снижается доля чистой прибыли. Однако разница между показателями сравнительно невысока, также рентабельность стремится к 50%, что является хорошим результатом.

Рентабельность  собственного капитала также снижается, следовательно снижается эффективность  использования собственных средств. Средняя рентабельность за 3 года примерно равна 16%.

Рентабельность  продаж падает, это объясняется тем, что уменьшается чистая прибыль  из-за увеличения налогов. Средний процент = 8,5%.

В общих словах можно сказать, что ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет средние значение всех вышеперечисленных показателей. Можно отметить что в 2009 году большинство из них имело тенденцию к снижению, а именно: рентабельность всего капитала, коэффициент автономии самофинансирования, коэффициент абсолютной ликвидности и другие, скорее всего это связано с кризисными явлениями 2008-2009 годов. Если сравнивать показатели с возможными нормативами, можно сказать, что предприятие находится в пределах допустимых значений. Это говорит о стабильной деятельности фирмы.

 

2.3 Оценка действующей  инвестиционной политики предприятия и мероприятия по повышению ее эффективности

 

Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКОЙЛ» являются:

    • оптимизация соотношения собственных и заемных средств;
    • формирование портфеля инвестируемых проектов, в котором сочетаются высокорисковые и сверхдоходные инвестиции с надежными, но обеспечивающими средний уровень рентабельности. Конкретно для компании это означает сочетание проектов с относительно более быстрыми сроками окупаемости в сфере нефтепереработки, нефтехимии и, особенно, сбыта продукции с долгосрочными инвестициями в разведку и освоение новых месторождений и поддержание добычи на действующих месторождениях;
    • проведение активной амортизационной политики, стимулирующей технологическое обновление производства;
    • приобретение акций предприятий нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое усиление компании за счет эффекта синергии.

Инвестиционная  программа компании «ЛУКОЙЛ» на ближайшее время, как и раньше, на 80% состоит из средств, направляемых на развитие добычи нефти. В этой части программы – средства на сокращение числа бездействующих скважин на освоенных месторождениях, разведка, освоение новых месторождений в Западной Сибири и других нефтегазоносных регионах страны. Инвестиции в зарубежные проекты (азербайджанские, казахстанские), а также в сооружение каспийского трубопровода предполагается финансировать за счет зарубежных партнеров, в т.ч. за счет стратегического инвестора «ЛУКОЙЛа»- американской компании «Атлантик Ричфилд» (АРКО). Вторым крупным направлением инвестиций будут вложения в модернизацию Пермского НПЗ, третьим – расширение сбытовой сети, в частности, сооружение нескольких десятков автозаправочных станций на территории России, в республиках СНГ, странах Балтии, Турции.

Информация о работе Инвестиционная политика предприятия