Инвестиционная политика, понятие, сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 12:16, реферат

Описание работы

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 38.01 Кб (Скачать)

    Все формы  государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и  экономический.  То есть всю совокупность методов регулирования  можно разделить  на: встроенные  регуляторы инвестирования в  рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный. 

      Пассивный метод  связан с ориентацией  предпринимателей  на выбор наиболее  эффективных вариантов  инвестирования путем  разработки индикативных  планов инвестиций, активный же метод  связан с прямым  государственным  инвестированием,  а также проведением  государственными  органами мероприятий  в налоговой и  бюджетной сфере,  направленных на  активизацию инвестиционной  активности предпринимателей. 

    При обосновании  рационального  плана инвестиций и приоритетных направлений  государственной  поддержки капиталовложений используются такие  инструменты, как  динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс  и его отдельные  аспекты. 

    Государство реализует функцию  по формированию в  стране благоприятной  инвестиционной среды  через активный метод,  связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через  инструменты активного  метода, которые обобщенно  можно представить  в следующем виде: создание благоприятных  условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства  в эффективных  и значимых для  страны проектах; внедрение  принятых в международной  практике критериев  оценки финансовой эффективности  инвестиций, таких  как текущая приведенная  стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот. 

    Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно  государством. Специалисты  расходятся во мнении, хорошо это или  плохо, должно ли государство  подменять собой  частных инвесторов,  но едины в одном  – важен не объем  государственных  инвестиций, а их эффективность, то, насколько  они дополняют  частные инвестиции. 

    Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной  инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких  инвестиций нужно  экономике, как для  достижения текущих  целей, так и в  контексте долгосрочного  развития. Государственные  инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных  кредитов государственными  финансовыми институтами  – это важная составляющая инвестиционной деятельности. 

    Инструменты воздействия на частные  инвестиционные решения  условно можно  разделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся  инструменты, которые  создают общеэкономический  климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста  экономики и внешнеторговый режим. 

    Наиболее  эффективными среди  микроэкономических инструментов регулирования  инвестиций являются  меры, непосредственно  влияющие на объем  фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций  обычно осуществляется  из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты  воздействия государства  на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования  существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения. 

    Специальным инструментом поощрения  частных инвестиций являются государственные  гарантии осуществляющему  финансирование проекта  учреждению. Положительным  в данном инструменте  является то, что  в условиях высокого риска государство  может эффективно повысить  заинтересованность инвесторов, уровень  инвестиций  и  взимать плату, которая  может стать существенным источником поступлений  в бюджет, отрицательным  – гарантии могут  превратиться в реальные долги, а также  наличием целого ряда ограничителей. 

    Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов.  Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции  и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами. 

    Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что  и частные, но инструменты  могут носить специфический  характер.  При  привлечении и  регулировании иностранных  инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты  – льготы, временные  освобождения от налогов, преференции, институциональные  инструменты –  например, создание консультативных  советов, лицензирование, ограничение или  полное закрытие доступа  в отдельные сферы  деятельности. 

    Специфика региональной инвестиционной политики заключается  в более узком  круге доступных  инструментов регулирования  инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации. 

    Еще одной специфической  чертой проведения региональной  инвестиционной политики  является ее малая  ресурсная база, а, значит, приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно  использовать законодательное  и косвенное регулирование. 

    На  практике регионы  имеют возможность  применять следующие  методы проведения инвестиционной политики: 

    - предоставление налоговых  льгот участникам  инвестиционной деятельности (регулирование  ставок некоторых  федеральных налогов,  поступления от  которых зачисляются  в региональные  бюджеты, установление  региональных и  местных налогов  в соответствии  с законодательством  федерального и  регионального уровня, создание на своей  территории свободных  экономических зон  с особо льготными  налоговыми условиями  для инвесторов); 

    - создание за счет  средств региональных  бюджетов страховых  и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение  обязательств перед  инвесторами; 

    - участие региональных  органов власти  в инвестиционной  деятельности через  предоставление бюджетных  кредитов, выпуск  государственных  займов, государственных  инвестиций. 

    Регионы могут даже влиять  на методы регулирования  инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством  законодательной  инициативы. 

    Таким образом, регионы  обладают богатым  инструментарием  для регулирования  инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной  направленности инвестиций. 

    Важным  элементом  системы  стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так  и самих эмитентов. В этих целях государству  необходимо разработать  ряд мер, способных  стимулировать потенциальных  инвесторов, включая  население к повышению  инвестиционной активности. 

    Говоря  о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством  использования  механизма рынка  ценных бумаг, следует  отметить, что российскими  регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших  себя в большинстве  развитых стран мира.  К таким формам относятся: 

    -    освобождение от  налога на доходы  физических лиц  и налога на  прибыль по операциям  с ценными бумагами; 

    -    зачет отрицательных  курсовых разниц для различных инвесторов; 

    -    перенос отрицательных  разниц на несколько лет вперед; 

    -    поощрение долгосрочных  инвестиций налоговыми  льготами, если акции  держатся определенной  доли бизнеса; 

    -    налоговое поощрение  вложений в акции  приоритетных отраслей  или акции, имеющие  листинг на фондовой  бирже; 

    -    вычет процентов  за кредит, взятый  на покупку акций,  из налогооблагаемой  базы. 

    Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также  является восстановление налоговой льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли  выводить из-под налогообложения 50 % прибыли, если она  направлялась на инвестиции. При этом не следует  забывать, что налоговая  льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы. 

    Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий  можно выделить следующие: 

    - противодействие  этому держателей  значительных пакетов  акций, поскольку  это ведет к  уменьшению доли  принадлежащих им  ценных бумаг в  уставном капитале  общества и ослабляет  контроль над ними; 

    - малочисленность  эффективных собственников  – субъектов присвоения, прямо или опосредованно  обеспечивающих расширенное  воспроизводство  валового внутреннего  продукта; 

    - незаинтересованность  в раскрытии финансовой  информации предприятиями  и профессиональными  участниками рынка  ценных бумаг; 

    - пассивность отечественных  институциональных  инвесторов (страховых  компаний, негосударственных  пенсионных фондов) на рынке ценных  бумаг; 

    - достаточно высокое  налогообложение  дополнительных выпусков  ценных бумаг; 

    - разочарование большей  части инвесторов  в возможностях  фондового рынка,  недоверие к ценным  бумагам, эмитентами  которых является  как государство,  так и акционерные  общества; 

    - слабая правовая  и гарантийная  защита инвестиций, отсутствие эффективной  системы защиты  прав собственности; 

    - неразвитость отдельных  составляющих инфраструктуры  и субъектов рынка  ценных бумаг; 

    - неэффективность  существующего механизма  государственного  регулирования рынка  ценных бумаг; 

    - низкая правовая  культура потенциальных  отечественных инвесторов; 

    -  не высокий уровень  практики корпоративного  управления, который  оказывает негативное  воздействие на  эффективность инвестиций, а также способствует  возникновению более  крупных проблем  системного характера  на национальном  и региональном  уровне. 

    Опыт  показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий  сталкивается с упорным  противодействием владельцев крупных пакетов  акций. Они, к сожалению,  предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем  дополнительных эмиссий), чем допустить  возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры  понимают, что при  дополнительной эмиссии, для сохранения своей  доли и удержания  контроля над предприятием, им необходимо будет  вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые  по размеру с теми затратами, которые  они понесли при  приобретении данных пакетов в период приватизации). И  это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества. 

    Такое положение связано  с отсутствием  эффективных собственников, призванных реализовывать  и оптимально сочетать свои явно частные  и общественные функции  и, тем самым, прямо  или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства  его социальных групп. 

Информация о работе Инвестиционная политика, понятие, сущность