Инвестиции в ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг.

Содержание

Введение………………………………..……….……………………………2
Факторы, определяющие инвестиционную политику в сфере ЖКХ…….5
Инвестиционные программы предприятий ЖКХ…………………………7
Разработка производственной программы предприятия ЖКХ……...……8
Основные составляющие разработки производственных программ организациями коммунального комплекса……………...………………………9
Требования и условия участия инвесторов в проектах по модернизации объектов ЖКХ……………………………………………………………………16
Механизмы снятия барьеров для притока частных инвестиций в ЖКХ.19
Инвестиции в модернизацию ЖКХ……………………………………….21
Типичные недостатки ТЭО………………………………………………...24
Новости инвестиций в ЖКХ……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ В ЖКХ.docx

— 78.39 Кб (Скачать)

Проект  госпрограммы разработан Минрегионом России, в четверг министр Игорь Слюняев представил его на заседании правительства. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что программу надо принять, поручив ее доработать и представить на утверждение.

"К  2017 году увеличить долю привлеченных  средств в общем объеме капитальных  вложений в коммунальное хозяйство  до 30%", - такая задача ставится  в госпрограмме в разделе "Основные  показатели".

При этом в 2013 году, по данным документа, доля привлеченных средств составит всего 7,8%.

Среди других основных показателей, достичь  которые призвана госпрограмма, - снижение к 2018 году процентной ставки по ипотеке  не выше 2,2% от индекса потребительских  цен, в те же сроки повышение объема выдачи кредитов до 815 тысяч штук и  снижение стоимости квадратного  метра жилья на 20%.

Программа предусматривает к 2018 году создать  для граждан возможность для  улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, а к 2020 году обеспечить доступное и комфортное жилье  для 60% семей.

Правительственные эксперты придумали, как можно стимулировать  инвесторов вкладываться в сектор ЖКХ. В частности, предлагается создать  государственного оператора, который  мог бы обеспечить инвесторов госгарантиями. Оператор может заработать и как  новая структура, и как на базе уже существующих институтов — ВЭБа, Фонда содействия реформированию ЖКХ. Как стало известно РБК daily, предложение будет направлено в Белый дом в ближайшее время.

На  данный момент износ объектов жилищно-коммунального  хозяйства в России составляет около 60–70%. А реформирование коммунального  сектора оценивается в 400 млрд руб. Правда, сумма довольно приблизительная, признают эксперты. По факту на реанимирование системы ЖКХ требуется не менее 1 трлн руб.

Еще ранее, занимая пост президента, Дмитрий  Медведев отмечал, что искать средства на восстановление инфраструктуры в  коммунальной сфере нужно не только в федеральном и региональном бюджетах, но и у частных инвесторов. Однако последние вкладываться в  сектор ЖКХ не спешат. Потенциальных  инвесторов пугает несколько факторов: политизированное тарифное регулирование, низкая доходность и долгий срок окупаемости  проектов (от 5–7 до 20 лет). Кроме того, пока отсутствуют единые подходы  к инвестированию, отмечает ответственный  секретарь рабочей группы по развитию ЖКХ при экспертном совете при  правительстве Алексей Макрушин.

Более того, сдерживающим фактором для инвесторов является слабая работа механизма госгарантий, добавляет первый вице-президент  финансовой корпорации «Уралсиб» и один из членов рабочей группы Айрат Гаскаров. По его словам, правительственные эксперты предлагают создать отдельный институт — государственного оператора, который будет привлекать кредитные средства коммерческих структур (банки, пенсионные фонды, страховые компании и др.) для реализации инвестиционных проектов в ЖКХ и одновременно будет обеспечивать вкладчиков госгарантиями. Возможно, что за оператором также будет закреплена функция и по субсидированию процентных ставок по кредитам.

Предполагается, что займами сможет воспользоваться  любая компания, задействованная  на рынке предоставления коммунальных услуг. Размер процентных ставок будет  зависеть от конкретного проекта. Будет  ли работать новый институт как отдельная структура или на базе уже существующих (например, Внешэкономбанка или Фонда содействия реформированию ЖКХ) и сколько бюджетных средств потребуется на его создание, эксперты пока думают.

По  мнению правительственных экспертов, снижение рисков для инвесторов в  дальнейшем сможет положительно отразиться и на тарифном регулировании. «Чем меньше рисков для инвестора, тем больше вероятность, что тарифы для населения  перестанут расти», — говорит г-н  Гаскаров. По его словам, предложение о создании госоператора будет направлено в правительст Французская система ЖКХ – одна из наиболее эффективных в Европе, и уникальный опыт страны в таких отраслях, как городское теплоснабжение, питьевая вода и водоотведение, уборка мусора, будет для российских специалистов весьма полезен. Об этом специалисты ЖКХ говорили на второй российско-французской встрече территориальных образований «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» Среди обсуждаемых тем – функционирование системы частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ России и Франции. На российском рынке услуг ЖКХ, в частности в сфере водоснабжения и водоотведения, уже не первый год активно работают частные компании-операторы, и, как показывает практика, рядовые потребители от их появления только выиграли.

Французская модель управления ЖКХ может стать  основой для реформы нашей  коммунальной системы

Французская система ЖКХ – одна из наиболее эффективных в Европе, и уникальный опыт страны в таких отраслях, как  городское теплоснабжение, питьевая вода и водоотведение, уборка мусора, будет для российских специалистов весьма полезен. Об этом специалисты ЖКХ говорили на второй российско-французской встрече территориальных образований «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» Среди обсуждаемых тем – функционирование системы частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ России и Франции. На российском рынке услуг ЖКХ, в частности в сфере водоснабжения и водоотведения, уже не первый год активно работают частные компании-операторы, и, как показывает практика, рядовые потребители от их появления только выиграли.

Главная проблема российской сферы ЖКХ –  острый дефицит средств. У государственных  и местных органов власти, на балансе  которых в основном находится  все коммунальное хозяйство нашей  страны, нет денег на модернизацию существующих систем водо- и теплоснабжения, поставок электроэнергии, на установку  нового оборудования для тепло- и электростанций, котельных, водопроводов и канализации, на обучение персонала и на приличную зарплату. Даже на банальное латание дыр – устранение последствий многочисленных аварий и ремонтно-восстановительные работы – средств катастрофически не хватает. Выход из кризисной ситуации есть – допуск на рынок частных компаний-операторов, которые могли бы обеспечить модернизацию инженерных систем, трубопроводов и прочих коммуникаций за счет собственных или привлеченных средств – ведь банки, в том числе и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), охотнее дают кредиты именно частным компаниям, так как они более эффективны и нацелены на получение прибыли. Во многих регионах (Пермь, Петрозаводск, Владимирская область, Оренбург, Нижний Новгород, Омск, Краснодар и другие) частные управляющие компании уже работают, и это приносит свои плоды. Но на пути частных инвестиций в отрасль сегодня стоят преграды в виде несовершенного законодательства.

Отрасль ЖКХ крайне нуждается в инвестициях: надо менять ветхие трубопроводы, обновлять  неэффективное оборудование котельных, модернизировать канализационные  очистные сооружения, чтобы не загрязнять стоками водоемы. Системы водоснабжения  и водоотведения, которые, по разным данным, чуть ли не на 90% принадлежат государству и муниципалитетам, находятся особенно в плачевном состоянии. Их модернизация даст возможность обеспечить населению надежные поставки воды – круглосуточно и хорошего качества.

В мире существует несколько основных подходов к управлению ЖКХ. В одних  странах (например, в Ирландии) абсолютно  нет частной собственности в  сфере управления объектами водоснабжения  и водоотведения, этими вопросами  занимается государство. В других частному бизнесу разрешено иметь определенную долю в компаниях-операторах водных систем, но доля эта строго регламентирована: так, в Германии «частникам» может  принадлежать не более 25% акций предприятия. Есть и третья модель – когда  водоканалы сдаются за определенную плату и на определенный срок в  концессию наиболее эффективным  операторам, но сама инфраструктура остается собственностью муниципалитетов. При  этом четко оговариваются все  обязательства компании-арендатора по качественному улучшению деятельности водного комплекса, которые она  на себя берет. И, наконец, есть страны (Великобритания), где частные компании – уже не концессионеры, а полноправные владельцы всех сооружений водоканала.

По  мнению специалистов, для России больше подходит третий вариант – модель аренды/концессии, действующая, к примеру, во Франции. Но для ее полноценного развития опять же необходимы изменения  в законодательстве. Во всем мире в  таком капиталоемком бизнесе, как  рынок ЖКХ, инвестиции окупаются  десятилетиями. Поэтому частному бизнесу  нужны законодательные гарантии того, что вкладываемые деньги будут  окупаться. Для этого необходимо переходить от договоров аренды (на основе которых работают почти все  частники в России) к более совершенной  форме взаимодействия – договорам  концессии (сейчас в Госдуме рассматриваются  соответствующие поправки в закон  о концессиях, которые позволят применять его в сфере ЖКХ). В этом случае будут прописаны четкие обязательства как для водоканала, так и для государства.

Есть  и еще одна проблема – регулирование  тарифов, больная тема и для потребителей, и для инвесторов. Пока тарифы на услуги ЖКХ регулирует государство (и, скорее всего, так и останется  в будущем), но существующая тарифная политика крайне непрозрачна. А это не идет на пользу ни гражданам, ни развитию отрасли.

Величина  тарифов за услуги ЖКХ – болезненная  тема, и вопрос о том, кто должен регулировать эту социально значимую сферу, постоянно обсуждается специалистами, в правительстве, на страницах газет  и по телевидению. Представители  законодательной, исполнительной власти, государственных и муниципальных  коммунальных предприятий (МУПов и ГУПов) полагают, что тарифная политика и впредь должна оставаться в ведении государства, поскольку частные компании-операторы нацелены на получение прибыли и у них есть соблазн включить все свои издержки в тарифы. Независимые эксперты и представители бизнеса, соглашаясь с тем, что в области естественных монополий (а ЖКХ относится к таковым) государственное регулирование необходимо, но уверены, что существующая тарифная политика крайне непрозрачна, неэффективна и нуждается в изменениях. О том, как должны устанавливаться тарифы, по какому принципу регулироваться с точки зрения интересов потребителей и инвесторов и что в конечном итоге выиграют россияне от появления на рынке частных операторов, «Новые Известия» спросили у экспертов отрасли.

Александр Харичев, исполнительный директор по стратегии и развитию ОАО «Российские коммунальные системы»:

– ЖКХ – это регулируемый сектор экономики, тарифы и цены здесь определяют не предприятия – поставщики услуг, а органы власти: Федеральная служба по тарифам, региональные энергетические комиссии, региональные и муниципальные комитеты по тарифам. В сфере тарифного регулирования наши предложения следующие: тарифы должны быть долгосрочными (3–5 лет), чтобы все заинтересованные стороны – компания-оператор, власть, потребители, инвесторы – могли строить долгосрочные планы, и регулироваться они должны не по затратному принципу, когда за основу берутся фактические затраты предприятия на производство услуг. Этот принцип не только не эффективный, но и вредный, поскольку предприятия не имеют стимула сокращать свои затраты. Главная проблема отрасли ЖКХ – дефицит инвестиций. Обеспечить их приток мог бы помочь переход на принцип тарифообразования на основе метода доходности инвестированного капитала, ведь он обеспечил бы инвесторам гарантии возврата их денег. Наконец, в интересах потребителей можно было бы полностью перейти с одноставочных тарифов на двухставочные при расчетах за электроэнергию, когда ночное потребление обходится значительно дешевле. У населения есть такая возможность, но не все ею пользуются, а экономия на самом деле ощутимая. Частные компании-операторы, которым передаются в управление объекты коммунальной инфраструктуры, – относительно новое для России явление, отсюда и некоторое недоверие со стороны людей, обвинения в адрес частников в том, что они повышают тарифы. Хотя в действительности в последние годы тарифы на услуги ЖКХ росли во всех регионах, вне зависимости от того, работают там частные компании или МУПы с ГУПами. ЖКХ очень долго считалось у нас черной дырой, в которой исчезают бесследно миллионы. Собственно, этого принципа придерживаются и сегодня муниципальные и государственные предприятия. Для частной компании, стремящейся к эффективности (прибыльности), такой принцип неприемлем. Их появление на рынке дает потребителям реальную перспективу улучшения качества коммунальных услуг и коммунального сервиса, пусть не одномоментного, но гарантированного. Кроме того, с появлением частных компаний потребители вправе ждать от них ускоренного обновления коммунальных сетей, оборудования, строительства новых объектов. Скажем, в тех районах города, где раньше не было канализации, она может быть проложена, в тех домах, где на верхних этажах в часы пиковых нагрузок не было воды, она может идти круглосуточно.

Александр Малах, генеральный директор группы компаний «Росводоканал»:

– Возможно, непосвященному человеку покажется  странным, но и у потребителей, и  у частных операторов один интерес: эффективная и надежно работающая система водоснабжения, поставляющая качественную, чистую воду. Тарифы –  это больная тема для любого инвестора. Говорят, что у частников тарифы растут. Они будут расти и у  частных операторов, и у МУПов, так как сейчас действующие тарифы экономически необоснованны. Уже конец года, а мы до сих пор не знаем, какие будут тарифы на наши услуги в следующем году – из-за непрозрачной тарифной политики. Нынешняя процедура утверждения новых тарифов очень сложна и многоступенчата. Ее главный недостаток – что она определяется не экономическими соображениями, а политическими. После всех согласований, длящихся от трех до шести месяцев, тарифы устанавливаются всего на год. А реализуемые нами инвестпрограммы рассчитаны на пять и более лет. На мой взгляд, необходимо увеличить минимальный срок тарифов хотя бы до трех лет. Переход на долгосрочные тарифы выгоден всем: муниципалитету, который получит развитие инфраструктуры и приток частных инвестиций; мэру, у которого появятся долгосрочные программы развития города; операторам, которые смогут полноценно планировать свою работу на длительный срок; и, наконец, простым людям – ведь качество их обслуживания улучшится. Каковы плюсы появления в сфере ЖКХ частных инвесторов? Первый и основной заключается в том, что частный бизнес нацелен на получение результата, он вынужден работать эффективно, чтобы не разориться. А у большинства муниципальных предприятий мотивация для повышения эффективности и качества услуг отсутствует: получая деньги из бюджета, они могут позволить существовать себе в убыток. Второй – происходит разделение функций контроля и исполнения. Оператор управляет водоканалом, а муниципалитет контролирует исполнение взятых обязательств. Третий плюс в том, что частный оператор, подписывая соглашение об аренде, берет на себя обязательства обновлять и развивать водоканал, что опять-таки выгодно конечным потребителям: силы и деньги тратятся не на бесконечное латание старых дыр, а на создание новых мощностей и модернизацию уже существующих. По подсчетам Минрегионразвития РФ, до 2020 года на модернизацию отрасли водопроводно-канализационного хозяйства необходимо потратить минимум 15 трлн. рублей из-за 70-процентного износа инфраструктуры. Очевидно, что в нынешних условиях государство не сможет взять на себя всю ношу целиком. Поэтому необходимо привлечение частных инвестиций, в том числе с использованием лучшей международной практики.во в ближайшее время.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвестиционная программа - это  программа финансирования строительства  и модернизации систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и  объектов, используемых для утилизации ТБО, в целях реализации программы  комплексного развития (ПКР) систем коммунальной инфраструктуры. Инвестиционная программа  определяет денежные потоки, источники  и размер финансирования в соответствии с ФЗ № 210.

Организация коммунального комплекса (ОКК) для установления тарифов на свои товары и услуги разрабатывает  на очередной период действия тарифов  на

производимые ими товары (услуги) производственную и (или) инвестиционную программу и определяют финансовые потребности для их реализации. Разработка программ может вестись как собственными силами ОКК, так и привлеченными  организациями.

Инвестиционная программа организации  коммунального комплекса разрабатывается  на основании условий обязательного  технического задания, утверждаемого  главой местной администрации и  разрабатываемого в соответствии с  программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать  на срок не менее трех лет. При этом рекомендуемый срок реализации инвестиционной программы - пять лет. Органы местного самоуправления могут принять муниципальный  правовой акт, определяющий порядок  и условия разработки инвестиционной программы. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

 

Список  использованной литературы

 

  1. ЖКХ. Права потребителей в сфере  коммунального хозяйства: А. В. Устинова — Москва, Проспект, 2011 г.- 392 с.
  2. Жилищный вопрос в России: С. Н. Глазунов, В. С. Самошин — Москва, Омега-Л, 2010 г.- 108 с.
  3. Экономическая политика и развитие промышленности: О. С. Сухарев — Санкт-Петербург, Финансы и статистика, 2011 г.- 216 с.
  4. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. :М. Инфра-М, 2006. «Инвестиции»
    1. Основы инвестирования.  Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. М.: Дело, 1997. — 1008 с.
    1. Бочаров, В. В. Инвестиции / В. В. Бочаров. - М. : Питер, 2008. - 384 с. - ISBN 978-5-91180-527-2. (инф)
    2. Янковский, К. П. Инвестиции / К. П. Янковский. - М. : Питер, 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-388-00165-8. (инф)
    3. Хазанович, Э. С. Инвестиции / Э. С. Хазанович. - М. : КноРус, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-406-00570-5. (инф)
    4. Теплова, Т. В. Инвестиции / Т. В. Теплова. - М. : Юрайт, Юрайт-Издат, 2011. - 724 с. - ISBN 978-5-9916-1190-9

Информация о работе Инвестиции в ЖКХ