Инвестиции в основной капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – рассмотрение инвестиций в основной капитал как отдельный показатель инвестирования.

В настоящей работе поставлены следующие цели:

- рассмотреть понятия «инвестиции» и «инвестиционного спроса»;

- раскрыть сущность инвестиций в основной капитал на уровне предприятия;

- рассмотреть инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС
Понятие инвестиций
Формирование инвестиционного спроса
Мультипликатор инвестиций. Принцип акселерации
СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
Цели и задачи инвестирования в основной капитал
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал
Инвестиции в основной капитал в РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инвестиции в основной капита

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     По  фактору времени:

     Краткосрочные инвестиции

     Долгосрочные  инвестиции

     Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику  определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. 

     1.2 Формирование инвестиционного спроса 

     Противоречивое  понимание инвестиционного процесса на уровне хозяйственной деятельности предприятий и на макроуровне  имеет своим источником недостаточную  теоретическую разработанность  самой сущности инвестиционного  процесса. Поэтому предлагается:

     1) Считать инвестиционными расходами  затраты различных экономических  субъектов на приобретение материально-вещественных  факторов производства и на  наем работников, участвующих в  производственном процессе.

     2) Проводить теоретические различая  понятий “инвестиционные расходы” и “инвестиционный спрос”. Инвестиционный спрос — это потенциальная потребность предпринимателей, выраженная в денежной форме, в приобретении товаров инвестиционного назначения с целью получения дохода.

     3) Инвестиционный спрос нельзя отождествлять с “планируемыми”, или “ожидаемыми”, расходами, поскольку основой формирования спроса является наличие реальных, а не ожидаемых денежных средств, формирующихся из различных источников.

     4) Инвестиционный спрос — это  самостоятельная экономическая категория, не совпадающая с понятием временно свободных денежных средств.

     5) Существуют различные альтернативные  варианты использования свободных  денежных средств, одним из  которых является инвестирование.

     6) Условия формирования инвестиционного  спроса различаются в зависимости от того, являются ли временно свободные денежные средства собственными или заемными.

     7) У каждого из альтернативных  вариантов использования свободных  денежных средств имеются объективные  условия возникновения и инструменты  воздействия.

     8) Наличие только инвестиционного  спроса при желании принять  решение о приобретении материально-вещественных  факторов производства не служит  критерием реального инвестирования.

     Помимо  спроса на инвестиционные товары необходимо учитывать их наличие, т.е. на формирование реального объема инвестиций влияет не только спрос, но и объем предложения инвестиционных товаров на соответствующих рынках.( Рис.П.1). 

     1.3 Мультипликатор инвестиций. Принцип акселерации 

     Важную  роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier –множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. 
Мультипликатор инвестиций. Чтобы уточнить природу мультипликации затрат в национальной экономике, сопровождающейся цепной реакцией доходообразования, рассмотрим пример, связанный с частными инвестициями, которые по своей природе еще и достаточно капризны.

     Пример. Допустим, некий инвестор принял решение  расширить свое дело и построил еще  один цех. Для этого инвестируется 1 млн. талеров.

     Прирост инвестиций для данного предпринимателя  есть первичное изменение расходов. Поэтому и в дальнейшем будем  обращать внимание только на стоимостную сторону данного процесса.

     То, что для данного инвестора  есть прирост расходов (1 млн. талеров), для других хозяйствующих субъектов, которые поставили на строительство нового цеха необходимые инвестиционные товары, есть прирост доходов.

     Предположим, полученные доходы будут израсходованы  на выплату заработной платы, которая  пойдет на потребление и сбережение. Введем условие: предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Следовательно, 800 тыс. талеров будут израсходованы на закупку других товаров, а 200 тыс. талеров составят сбережения и временно выпадут из экономического оборота. Получив доход в 800 тыс. талеров, хозяйствующие субъекты второго уровня в соответствии с указанной выше предельной нормой потребления 640 тыс. талеров израсходуют на потребление (800 х 0,8), а 160 тыс. талеров останутся в сбережениях.

     Обратим внимание на то, что такая цепная реакция доходообразования может быть продолжена до бесконечности. Но в соответствии с имеющейся предельной склонностью к сбережениям (в нашем примере MPS = 0,2) такой процесс все же постепенно затухает. Затухание связано с тем, что далеко не весь объем дохода расходуется, т. е. вновь становится чьим-то доходом. Так что конечная величина прироста дохода под воздействием первичного прироста расходов поддается точному арифметическому расчету, которые здесь мы опускаем.

     Таким образом, если МРС = 0,8, то мультипликатор равен 5. Мультипликатор включает единицу  первоначальных инвестиций (или любых  других автономных затрат) и четыре единицы дополнительных (вторичных, третичных и т. п.) потребительских расходов.

     Обратим внимание на то, что мультипликатор инвестиций (М) равен обратному значению предельной склонности к сбережениям. 

             (1.1) 

     где - конечная величина прироста дохода;

     МРS – придельная склонность к сбережениям.

     Вывод: чем меньше значение MPS, тем выше значение М.

     Сила  эффекта мультипликации инвестиций всегда зависит от того объема дополнительного  дохода, который поступит на очередную  стадию его расходования.

     Принцип акселерации. При всей своей простоте теория мультипликатора инвестиций абстрагируется от тех причин, которые  порождают прирост чистых частных  инвестиций. Но если такие инвестиционные расходы вызывают в национальной экономике цепную реакцию возрастания дохода и увеличения занятости, то все же есть смысл обратить внимание и на причины, вызывающие сам « первотолчек». Тем более, что такой «первотолчек » по мощности может оказаться достаточно сильным. Вот этими проблемами и занимается теория акселерации (ускорения).

     Спрос на инвестиционные товары производен (вторичен) от спроса на потребительские  товары , т. е. возросший спрос на потребительские товары вызывает рост спроса на товары производственного  назначения (капитальные блага), т. е. объекты физического капитала. Поэтому и в теории акселерации исходный пункт образует изменение объема совокупного спроса.

     Принцип акселерации есть процесс, показывающий то, что многократное возрастание  спроса на инвестиции может быть вызвано  ростом объема потребительского спроса.

     Пример. Предположим, отрасль «А» располагает основным капиталом в объеме 100 млн. талеров. Годовой объем выпуска продукции составляет 40 млн. талеров. Норма амортизации 20% .

     Следовательно, каждый год основной капитал отрасли  должен обновляться в объеме 20 млн. талеров. Это так называемые реинвестиции, финансируемые за счет амортизационного фонда (100 млн.х0,2).

     Предположим, что объем спроса на продукцию  отрасли увеличился на 50%, т. е. с 40 до 60 млн. талеров. Для его удовлетворения потребуется ввести в строй дополнительно (к уже имеющимся) еще 50% мощностей. Это означает, что прирост чистых инвестиций должен составить 50 млн. талеров (100х0,5). В итоге общий объем валовых инвестиций будет равен 70 млн. талеров (20+50).

     Так обнаруживается ускоряющееся (акселеративное) воздействие изменения потребления (спроса) на уровень инвестиций. В нашем примере прирост спроса на 20 млн. талеров (60-40) «провоцирует» прирост чистых инвестиций на 50 млн. талеров.

     Зависимость между приростом спроса на потребительские товары, приростом инвестиционного спроса и ускоренным увеличение совокупного спроса отражены на рис.П.2

     Для выражения эффекта акселерации (ускорения) используется коэффициент акселерации (Ак ), который определяется по формуле: 

       ,     (1.2) 

     где ;

     ∆С -

     Вывод: коэффициент акселерации есть числовой множитель, на который каждая денежная единица приращенного дохода (потребительского спроса) увеличивает чистые инвестиции.

     Получается, что объем прироста чистых инвестиций (капитала), т. е. инвестиционного спроса, детерминируется приростом потребительского спроса. Кроме того, имеет значение уровень капиталовооруженности той отрасли, на продукцию которой увеличивается потребительский спрос.

     В приведенном выше примере отрасль «А» располагает соответствующими мощностями и основным капиталом в объеме 100 млн. талеров. Если капитал отрасли был бы равен 75 млн. талеров, то дополнительные чистые инвестиции составили бы лишь 37,5 млн. (75х0,5).

     Продолжим начатый выше анализ. Для этого сравним срабатывание принципа акселерации в данной отрасли за 1-й и 2-й год (см. Приложение).

     Представленные  данные показывают, что прирост спроса на инвестиции (чистое добавление к  основному капиталу) зависит не от объема прироста спроса на потребительские товары, а от темпов прироста данного спроса.

     В нашем примере в 1-й и во 2-й  год стоимостной прирост потребительского спроса на продукцию отрасли равен 20 млн.талеров (соответственно в первый год 60 - 40; во второй 80 - 60). Но когда темпы прироста спроса на потребительские товары (∆С%) ослабевают (с 50% до 33,3%), то и спрос на дополнительное оборудование (∆In) испытывает абсолютное сокращение. В итоге значение коэффициента акселерации (Ак) уменьшается с 2,5 до 1,7.

     Обратим внимание на то, что принцип акселерации  четко обнаруживается лишь при полном использовании ранее созданных  производственных мощностей. При неполном же их использовании увеличение потребительского спроса не вызовет столь бурного прироста чистых инвестиций.

     Еще одно замечание: механизм акселерации  не предполагает немедленного приспособления объема функционирующего капитала к  оптимальному уровню с учетом возросшего спроса. На самом же деле этот процесс приспособления из-за ограниченных возможностей индустрии инвестиционных благ может растянуться на ряд временных периодов. В реакции на возросший совокупный спрос участие могут принять и импортеры, что резко снизит значение акселератора.

     Кроме того, не столь уж и редко сами предприниматели имеют лишь самое  смутное представление о том  объеме спроса на продукцию отрасли, который можно ожидать в следующем  году. Поэтому в объем автономных инвестиций очень часто закладываются ожидания прироста, т.е. реакция на рост потребительского спроса. Эти и другие обстоятельства заставляют выделять наивный и гибкий акселератор.

     Наивный и гибкий акселератор. Все изложенные выше наши рассуждения и опасения касаются именно наивного акселератора. В такой модели акселератора объем чистых инвестиций постоянно снижается, хотя имеет место увеличение объема спроса на потребительские блага (см. значение Q, в Приложении). Графически данная ситуация отражена ниже на рис. П.3 а.

     В модели гибкого акселератора поначалу прирост чистых инвестиций имеет место в течение нескольких периодов, прежде чем отрицательный эффект увеличивающегося объема капитала не превысит положительный эффект дальнейшего увеличения объема выпуска (см. рис. П.3 б).

     Обе модели постулируют вероятность  сведения инвестиций-нетто к нулю и то, что инвестиции-брутто в  конечном счете будут равны лишь инвестициям возмещения.

     Так что принцип акселерации обладает двусторонним действием, т. е. может  вызвать сокращение инвестиций вслед за снижением темпов прироста спроса на потребительские блага.

     Взаимосвязь между мультипликатором и акселератором. Напомню, что мультипликатор инвестиций имеет дело с первоначальными инвестиционными расходами и отражает воздействие процесса инвестирования на уровень национального дохода.

Информация о работе Инвестиции в основной капитал