Инвестиции и современная инвестиционная политика в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из–за границы.

Содержание

Введение 2
1.Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура
4
1.1.Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики

4
1.2.Классификация инвестиций и их структура 10
2.Современная инвестиционная политика в Казахстане 16
2.1.Инвестиционная деятельность в Казахстане 16
2.2.Иностранные инвестиции в Казахстане 19
2.3.Инвестиционная политика предприятия в Республике Казахстан, ее сущность и роль

21
2.4.Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 [6] были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

     Но  иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

     Так как бухгалтерский учет – это  международный учет бизнеса, то его  надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

     Первым  и важным этапом реформирования системы  бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

     Следующим этапом было совершенствование налоговой  системы, так как все налоги в  конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

     В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области  налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как  в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

     Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года [2], предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов как для резидентов так и для нерезидентов и других инвесторов.

     На  улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

     Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане по сути отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

     В целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК [7], в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и соц. вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

     Принят  Указ Президента Республики Казахстан  от 15 августа 2003 года N 1165 «О дальнейших мерах о реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», где есть пункт «Инвестиционная политика», где сформированы цели, проблемы и пути их решения:

     «Проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная эффективность институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики; отсутствие целостной структурно-институциональной системы управления и реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием государственных финансовых ресурсов.

           Цели: дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики.

           Пути решения: реализация государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003-2005 годы и отраслевыми программами.

           В целях увеличения объемов  притока отечественных и иностранных  инвестиций в приоритетные виды  деятельности и создания эффективной  системы мониторинга инвестиционных обязательств будут осуществлены:

    • разработка комплексной методологии по определению приоритетных видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным инвестициям;
    • создание электронной базы данных по мониторингу контрактных обязательств инвесторов.

           В период с 2003 по 2006 год будут  приняты активные меры, направленные  на:

    • создание и развитие системы страхования инвестиций;
    • создание и развитие частных инвестиционных фондов;
    • совершенствование инвестиционного законодательства.

           Приоритетами бюджетных инвестиций  будут обеспечение эффективной  реализации функций государственного  управления, развитие социального  сектора, инфраструктуры, содействие  развитию аграрного сектора, развитие  города Астаны. Большое внимание  будет уделено модернизации научной и научно-технической инфраструктуры.

           Кроме того будет создана целостная система планирования государственных инвестиций, предусматривающая качественную разработку инвестиционных проектов в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики» [8].

     Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан  создан весьма благоприятный инвестиционный климат. 

     2.2. Иностранные инвестиции  в Казахстане. 

     Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.

     Иностранные инвестиции разделяют на государственные  и частные.

     Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или  группа государств предоставляют другому  государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым  применяются нормы международного права.

     Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

     Иностранные инвесторы имеют право на осуществление  инвестиций в РК в следующих формах:

  1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
  2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
  3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
  4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

     Основной  формой является долевое участие  в создании совместных и зарубежных предприятий.

     В соответствии с действующим законодательством  РК иностранные инвесторы на территории РК  обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.

     Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” [1] определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке,  в каком учреждаются юридические лица.

     Иностранные инвестиции могут вкладываться в  любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

     В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства, т. е. численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей.

     Принятие  Закона об инвестициях способствовало привлечению иностранных инвестиций в экономику РК, что оказало  влияние на повышение производительного  потенциала и послужило важным инструментом в передаче технических и управленческих навыков из-за границы.

     Взносы  в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься  в установленном законодательством  РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.

     В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены  единые правила, понятия и процедура  оформления контрактов, что нашло  отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

     Согласно данным Нацстатагенства в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

     В привлечении прямых иностранных  инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

     Среди стран – доноров в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже  в первой половине 1998 года стали  преобладать инвестиции США (19, 5 %), а  Южнокорейские корпорации стали  наоборот сокращать сферы своей деятельности.

       Доля иностранных инвестиций  в основной капитал РК возросла  с 1% в 1994 году до 20 % в 1997 году. В 2009 году доля иностранных инвестиций в основной капитал составила 37 % (Рис.3)

     Между тем потребность РК в притоке  иностранных инвестиций еще очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

     Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты  иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.3. 
 

     2. 3. Инвестиционная  политика предприятия  в Республике Казахстан, ее сущность и роль. 

     Инвестиционная  деятельность предприятия находится  в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.

Информация о работе Инвестиции и современная инвестиционная политика в Казахстане