Инвестиции и инвестиционная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении инвестиций и инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие инвестиций;
2. рассмотреть факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций;
3. рассмотреть инвестиционный процесс и его участников;
4. дать характеристику инвестиционного рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….
Глава I. Понятие инвестиций:
1.1. Понятие инвестиций
1.2. Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура.
1.3. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
Глава II. Понятие инвестиционной деятельности:
2.1. Инвестиционный процесс и его участники
2.2. Характеристика инвестиционного рынка
Заключение…………………………………………………………….…….
Приложения…………………………………………………………….……
Список литературы………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

инвестиции.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Процесс инвестирования зависит от таких важных факторов, как ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.

Кроме того, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности  капиталовложений и решающим здесь  будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в  строительство нового завода или  фабрики (любого предприятия), а может и разместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, предприниматели будут осуществлять проекты капиталовложений.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь, зависит  от состояния экономики - при стабилизации и подъеме экономики - она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

Известно, что кривая спроса на инвестиции зависит от ставки банковского  процента (Сп) и ожидаемой нормы чистой прибыли (Нп) от вложенных инвестиций.

Кривая спроса на инвестиции

Из рисунка  следует, что чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента, т.е. Нп > Сп. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, т.е. Сп > Нп, то в этом случае для предприятия инвестиции невыгодны.

Известно, что  существует номинальная и реальная ставка процента.

Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.

Ср = Сп - Уи'

Где Ср - реальная ставка банковского процента;

Сп - номинальная ставка банковского процента;

Уи - уровень инфляции.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент  за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны  только в том случае, если ожидаемая  норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты найти для предприятия очень трудною. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестиционной деятельности.

Финансовая стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный - 2,8 %. Если он выше, инвестиции в производство резко сокращаются, как рост экономики и жизненный уровень населения.

1.3. Факторы, определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций

Основную роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При  этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования  инвестиций является их регулирование  исключительно на федеральном уровне Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 62..

Регулирование иностранных инвестиций на уровне субъектов  Федерации, в частности регистрация коммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основным началам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе об иностранных инвестициях и в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима, регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации.

Другим общим  принципом правового регулирования  инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формы осуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формы инвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равных условий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования: антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государство может воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, в том числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящая дискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом, направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.

Третьим принципом  правового регулирования инвестиций является участие норм международных  договоров в правовом регулировании  инвестиций на национальном рынке. Нормы  международных договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и оно меняется. А нормы международных соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового регулирования Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12..

Нормы международных  договоров применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных  инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязывают государства-участники законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только для иностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций Антипова О. К вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9..

Необходимо  признать большое значение в регулировании  инвестиций международных договоров, разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым банком) и направленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.

Вашингтонская конвенция, в которой участвует  более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных  инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы  этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категории инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

Участие России в Конвенции об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность воспользоваться услугами международной системы страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет с наибольшей прогнозируемостью и точностью определить сумму компенсации при наступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенных средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватности механизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.

Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояния национально-правового регулирования и от точности исполнения Россией своих международных обязательств. Государство должно создать условия для развития собственных инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать в

 

 

 

 

Глава II. Понятие инвестиционной деятельности

2.1. Инвестиционный  процесс и его участники

Субъектами  инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов:

· инвесторы;

· заказчики;

· исполнители  работ;

· пользователи объектов инвестиционной деятельности;

· поставщики;

· банковские, страховые  и посреднические организации;

· инвестиционные компании, биржи;

· и т.д.

Инвесторы - это  субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных и привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

· правительство  страны и правительство субъекта федерации;

· органы местного самоуправления, муниципалитеты;

· отечественные  предприятия, предпринимательские  объединения и другие юридические  лица, наделённые их уставами необходимыми правами;

· совместные российско-зарубежные предприятия и организации;

· зарубежные предприятия и организации;

· отечественные  и зарубежные физические лица;

· иностранные  государства;

· международные  организации Болюх А. Я., Шахов  А. О., Силкин В. В. Правовой режим иностранных  инвестиций в России. М., 2006. С. 48..

Институциональные инвесторы: страховые компании; инвестиционные компании; не пенсионные государственные фонды; паевые инвестиционные фонды.

Функциональное  назначение этих организаций состоит  в привлечении свободных средств  у населения, различных хозяйствующих  субъектов и направление их на цели инвестирования Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 84..

Инвестиционный  проект - это совокупность соединенных  воедино намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений с целью достижения заданных конкретных финансово-экономических производственных и социальных результатов.

Существует  следующая классификация инвестиционных проектов (ИП):

1. Производственные  ИП - вложение средств в создание  новых, расширение, модернизацию  основных фондов;

2. Научно-технические ИП - направление средств на разработку и создание новой высоко эффективной продукции с новыми свойствами, новых технологий и технологических проектов;

3. Коммерческие  ИП - получение прибыли на осуществляемые  инвестиционные вложения в результате  закупки продажи и перепродажи какой-либо продукции, товаров, услуг;

4. Финансовые  ИП - связаны с приобретением,  формированием портфеля ценных  бумаг, а также их реализацией  и выпуском ценных бумаг;

5. Экологические  ИП - вложения средств в природоохранные  объекты, в разработку технологий экологического характера;

6. Социально-экономические  ИП - вложение средств в улучшение  состояния здравоохранения, образования  и культуры.

2.2. Характеристика  инвестиционного рынка

Инвестиционный  рынок включает в себя рынки инвестиционных ресурсов (земельный; финансовых средств; патентов и изобретений), рынки инвестиционных услуг (строительно-монтажных работ; проектных работ и проектной продукции; услуг по инженерным, геологическим и экономическим изысканиям), рынок недвижимости и основных фондов, который является рынком конечной продукции инвестиционной деятельности по вложению средств в капиталообразующие инвестиции, рынок ценных бумаг или фондовый рынок, который включает в себя процесс покупки и продажи акций акционерных предприятий, а также рынок прочих объектов реального инвестирования, куда попадают ресурсы, которые не попадают на другие рынки Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 263..

Состояние инвестиционного  рынка характеризуется такими элементами как: спрос, предложение, цена спроса и цены предложений на инвестиционные услуги и ресурсы. Продукцию инвестиционной деятельности. Все перечисленные элементы образуют конъюнктуру инвестиционного рынка. Конъюнктура анализируется и прогнозируется.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная деятельность