Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:18, научная работа
Сегодняшний мировой экономический кризис может способствовать более широкому применению принципов устойчивого развития и экологического строительства, одними из главных аспектов которых являются энергетическая эффективность, комфортное пребывание в здании и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Сказанное хорошо сформулировано в приложении к производственным системам и процессам. Значительно в меньшей степени такая формулировка существует в приложении к понятию «качество образования». Набор словосочетаний, которые применяются для оценки качества образования, широк и эклектичен: уровень образования, эффективность подготовки, важность профессии в обществе, востребованность обучающихся, конкурентоспособность, актуальность образовательной программы, учебно-методическая обеспеченность и ряд других.
Возможно, что все они действительно отражают многогранность проблемы обеспечения и оценки качества образования. Весь вопрос в том, кто и как осуществляет контроль и по каким качественным и количественным показателям оценивает качество образования. Сегодня все больше ощущается неразвитость системы контроля и оценки, а может быть и ее слабость, когда о желании осуществлять образовательную деятельность нужно было лишь заявить. Это привело к массовой потере уровня высшего образования в целом, снижению качества подготовки специалистов, определенной девальвации диплома о высшем образовании и самого высшего образования.
Сказанное особенно относится к гуманитарному образованию. Легкость получения высшего образования по гуманитарным специальностям привела к падению престижа инженерного образования в обществе и среди молодежи, а в конечном счете - к снижению качества российского высшего образования. Какая необходимость готовить социального работника, библиотекаря или бухгалтера в университете? Очевидно, что для этого достаточно техникума или колледжа, как это было принято в советской системе образования, да и в европейских странах. Дефицит же инженерных кадров во всех отраслях виден, а порой критичен.
О системе аттестации и оценке деятельности вузов
Сегодня, когда в образовательной сфере объявлены планы проведения комплекса мер по ужесточению системы оценки деятельности вузов, очень важно сформировать системный подход к рассмотрению и решению данной задачи. Если все сведется к изменению в ту или иную сторону так называемых аккредитационных показателей, то можно прогнозировать сохранение всех недостатков существующей и не оправдывающей себя системы оценки. И без ужесточения этих самых показателей сегодня можно определить вузы, не соответствующие своему статусу. Давно и везде говорят, что это легко сделать. Самое простое - взять и сделать. Но это не самый лучший путь к повышению качества образования в системе образования в целом и в конкретных вузах, в частности.
Необходимо
выстраивать такую систему
Отработка и развитие такой системы комплексной оценки и аттестации вузов служит не только укреплению академических традиций высшего образования, но и в целом, развитию принципов гражданского общества, вовлечению общественных институтов в развитие образовательной сферы. Ставка на дальнейшую бюрократизацию данного процесса бесперспективна и не приведет к повышению конкурентоспособности российского образования.
Сегодня в системе комплексной оценки и аккредитации вуза общественно-профессиональная аттестация не предусмотрена, хотя ее проведение и возможно на сугубо инициативной основе, но формально она не имеет никакого прикладного значения.
Качество
высшего строительного
Если говорить о высшем строительном образовании, то имеем определенное преимущество, говоря о проблеме обеспечения качества образования. Это преимущество создано огромным трудом многих поколений талантливых ученых педагогов, специалистов. Но в условиях, когда в течение 15 лет идет процесс свертывания научных исследований и нормотворческой деятельности, ориентации на зарубежные строительные материалы и технологии, интеллектуальный потенциал отечественной строительной отрасли неуклонно падает, что напрямую негативно сказывается и на сфере строительного профессионального образования и не только его высшего уровня.
Хотелось бы предложить интеграционные процессы в рамках Ассоциации строительных вузов, направленных на совместную работу по повышению качества высшего строительного образования.
О новом поколении специалистов
На
мой взгляд, одним из путей повышения
качества образования является его
универсальность. Необходимо вести
работу по сокращению количества направлений
и специальностей подготовки специалистов,
в первую очередь университетских.
Университетское образование
Нужно обратиться к схеме профессионального образования: «университет - институт для технических вузов - академия для гуманитарных вузов - колледж - техникум». Эта схема должна обеспечить непрерывность образования и взаимосвязь его уровней. Университет готовит специалистов и научных работников, как правило, на уровнях специалитета, магистратуры и аспирантуры. Институты и академии - бакалавриата и среднего специального образования.
Вопрос
в том, готова ли система высшего
образования к продолжению
Ближайшие годы могут быть очень трудными не только из-за экономического кризиса, нельзя допустить создания условий для образовательного кризиса, когда переход на двухуровневое образование вызовет инфляцию знаний и массовую некомпетентность выпускников, а вузы утратят стимулы к работе по обеспечению качества образовательной деятельности. Необходимо продолжить системную работу по реформированию высшего профессионального образования.
Это
в полной мере относится и к
высшему строительному
Например,
большой популярностью у
Интеграция
в области строительного
Мы считаем, что сегодня время освоения новых, как принято говорить, инновационных образовательных технологий наступило. Строительное образование не является исключением.
Конечно, эта работа ведется в каждом вузе, исходя из его технических, финансовых и кадровых возможностей. То же самое касается вопросов разработки современных учебно-методических материалов, обеспечения научно-технической литературой, библиотечного обслуживания, практической подготовки студентов.