Анализ отрасли "Строительство"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:18, научная работа

Описание работы

Сегодняшний мировой экономический кризис может способствовать более широкому применению принципов устойчивого развития и экологического строительства, одними из главных аспектов которых являются энергетическая эффективность, комфортное пребывание в здании и снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Работа содержит 1 файл

доклад общий.docx

— 30.38 Кб (Скачать)

Сказанное хорошо сформулировано в приложении к производственным системам и процессам. Значительно в меньшей степени  такая формулировка существует в  приложении к понятию «качество образования». Набор словосочетаний, которые применяются для оценки качества образования, широк и эклектичен: уровень образования, эффективность подготовки, важность профессии в обществе, востребованность обучающихся, конкурентоспособность, актуальность образовательной программы, учебно-методическая обеспеченность и ряд других.

Возможно, что все они действительно  отражают многогранность проблемы обеспечения  и оценки качества образования. Весь вопрос в том, кто и как осуществляет контроль и по каким качественным и количественным показателям оценивает качество образования. Сегодня все больше ощущается неразвитость системы контроля и оценки, а может быть и ее слабость, когда о желании осуществлять образовательную деятельность нужно было лишь заявить. Это привело к массовой потере уровня высшего образования в целом, снижению качества подготовки специалистов, определенной девальвации диплома о высшем образовании и самого высшего образования.

Сказанное особенно относится к гуманитарному  образованию. Легкость получения высшего  образования по гуманитарным специальностям привела к падению престижа инженерного образования в обществе и среди молодежи, а в конечном счете - к снижению качества российского высшего образования. Какая необходимость готовить социального работника, библиотекаря или бухгалтера в университете? Очевидно, что для этого достаточно техникума или колледжа, как это было принято в советской системе образования, да и в европейских странах. Дефицит же инженерных кадров во всех отраслях виден, а порой критичен.

О системе  аттестации и оценке деятельности вузов

Сегодня, когда в образовательной сфере  объявлены планы проведения комплекса  мер по ужесточению системы оценки деятельности вузов, очень важно сформировать системный подход к рассмотрению и решению данной задачи. Если все сведется к изменению в ту или иную сторону так называемых аккредитационных показателей, то можно прогнозировать сохранение всех недостатков существующей и не оправдывающей себя системы оценки. И без ужесточения этих самых показателей сегодня можно определить вузы, не соответствующие своему статусу. Давно и везде говорят, что это легко сделать. Самое простое - взять и сделать. Но это не самый лучший путь к повышению качества образования в системе образования в целом и в конкретных вузах, в частности.

Необходимо  выстраивать такую систему общественно-профессиональной аттестации, в которой участвует  три стороны: государство, вузовское  сообщество и профессиональное сообщество. Государство в лице Рособрнадзора, вузовское сообщество должно представляться ассоциациями вузов по направлениям подготовки, профессиональная аттестация обеспечивается объединениями работодателей. При этом ассоциации вузов и профессиональные объединения должны заключить соглашение с Рособрнадзором о правилах участия в этой системе и ответственности, которую они на себя возлагают.

Отработка и развитие такой системы комплексной  оценки и аттестации вузов служит не только укреплению академических  традиций высшего образования, но и  в целом, развитию принципов гражданского общества, вовлечению общественных институтов в развитие образовательной сферы. Ставка на дальнейшую бюрократизацию данного процесса бесперспективна и не приведет к повышению конкурентоспособности российского образования.

Сегодня в системе комплексной оценки и аккредитации вуза общественно-профессиональная аттестация не предусмотрена, хотя ее проведение и возможно на сугубо инициативной основе, но формально она не имеет никакого прикладного значения.

Качество  высшего строительного образования

Если  говорить о высшем строительном образовании, то имеем определенное преимущество, говоря о проблеме обеспечения качества образования. Это преимущество создано огромным трудом многих поколений талантливых ученых педагогов, специалистов. Но в условиях, когда в течение 15 лет идет процесс свертывания научных исследований и нормотворческой деятельности, ориентации на зарубежные строительные материалы и технологии, интеллектуальный потенциал отечественной строительной отрасли неуклонно падает, что напрямую негативно сказывается и на сфере строительного профессионального образования и не только его высшего уровня.

Хотелось  бы предложить интеграционные процессы в рамках Ассоциации строительных вузов, направленных на совместную работу по повышению качества высшего строительного образования.

О новом  поколении специалистов

На  мой взгляд, одним из путей повышения  качества образования является его  универсальность. Необходимо вести  работу по сокращению количества направлений  и специальностей подготовки специалистов, в первую очередь университетских. Университетское образование обязательно  должно быть подкреплено научно-педагогическими  школами. Только тогда может открываться  то или иное направление или специальность. Короче говоря, университетское образование  должно быть наукоемким и элитным.

Нужно обратиться к схеме профессионального  образования: «университет - институт для технических вузов - академия для гуманитарных вузов - колледж - техникум». Эта схема должна обеспечить непрерывность образования и взаимосвязь его уровней. Университет готовит специалистов и научных работников, как правило, на уровнях специалитета, магистратуры и аспирантуры. Институты и академии - бакалавриата и среднего специального образования.

Вопрос  в том, готова ли система высшего  образования к продолжению серьезных  качественных реформ? Большинство экспериментов  последних лет не дали заметных результатов  с точки зрения повышения качества образования и конкурентоспособности российской образовательной системы. Долгие и болезненные дискуссии никого и ни в чем не убедили, имея в виду общественную и профессиональную значимость и результативность указанных экспериментов.

Ближайшие годы могут быть очень трудными не только из-за экономического кризиса, нельзя допустить создания условий для образовательного кризиса, когда переход на двухуровневое образование вызовет инфляцию знаний и массовую некомпетентность выпускников, а вузы утратят стимулы к работе по обеспечению качества образовательной деятельности. Необходимо продолжить системную работу по реформированию высшего профессионального образования.

Это в полной мере относится и к  высшему строительному образованию. Востребованными будут наукоемкие и универсальные специальности  и, соответственно, специалисты. Сегодня  это понимают даже студенты старших курсов, многие из которых готовы потратить свое время для дополнительного образования по учебным программам, которые они считают перспективными с точки зрения готовности к будущей профессиональной деятельности.

Например, большой популярностью у студентов-старшекурсников  пользуются программы «Строительство высотных зданий», «Интеллектуальные системы автоматизации зданий и сооружений», «Проектирование зданий», «Управление недвижимостью», все меньший интерес к узкопрофильным специальностям и специализациям.

Интеграция  в области строительного образования. Новые образовательные технологии

Мы  считаем, что сегодня время освоения новых, как принято говорить, инновационных  образовательных технологий наступило. Строительное образование не является исключением.

Конечно, эта работа ведется в каждом вузе, исходя из его технических, финансовых и кадровых возможностей. То же самое касается вопросов разработки современных учебно-методических материалов, обеспечения научно-технической литературой, библиотечного обслуживания, практической подготовки студентов.


Информация о работе Анализ отрасли "Строительство"