Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Сегодня можно  говорить о том, что выбранная  стратегия в целом оказалась верной. Была создана система управления экономикой, отвечающая реалиям трансформационного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения, активизирована инвестиционная деятельность, снижен инфляционный потенциал. На смену либерализации цен пришло их государственное регулирование, дополненное жесткой бюджетно-финансовой политикой. В результате не только остановлен спад производства, но и достигнута положительная динамика важнейших показателей (таблица 3, приложение В). Следует отметить, что по ряду основных показателей экономического развития Беларусь имела в 1996-2000 гг. значительно более высокий рост, чем большинство стран СНГ и Балтии.

Основными покупателями белорусской продукции являются, кроме Российской Федерации, Нидерланды (14,5 %), Соединенное Королевство (7 %), Украина (5,8 %), Польша (5,3 %), Германия (4,5 %), Китай (2,6 %), Литва (2,3 %), Латвия (2 %), Франция (1,8 %). Основными поставщиками импортной продукции являются, наряду с Россией, Германия (6,4 %), Украина (5,4 %), Польша (3,5 %), Италия (2,3 %), Китай (1,7 %), США (1,4 %). Очевидно, что главную свою функцию Программа-2005 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная политика. Можно сказать, что мировое сообщество признало экономический рост в Беларуси как реальность, а не как статистический феномен. Так, в докладе Всемирного банка «Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Основной доклад» отмечается, что «данные официальной статистики о темпах экономического роста Беларуси часто воспринимаются с определенной долей скептицизма. Однако сопоставление результатов, полученных в ходе конъюнктурных опросов, с данными официальных статистических органов показало сильную взаимосвязь выявленных тенденций роста. Это дает основание утверждать, что экономический рост в Беларуси - не статистический феномен, а реальный факт».. Однако было бы большой ошибкой формировать перспективную социально-экономическую политику лишь на основе полученного положительного трансформационного опыта, не учитывать изменяющиеся внешние условия и факторы, жесткие императивы глобализации, серьезные противоречия проводившейся макроэкономической политики, накопленные нерешенные проблемы.

К числу последних  в первую очередь следует отнести  необходимость:

· дальнейших структурных  и институциональных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности  отечественных товаров как на внешних, так и внутреннем рынках;

· радикального улучшения инновационной восприимчивости  отечественного реального сектора  экономики;

· усиления роли прямых иностранных инвестиций в  воспроизводстве основного капитала;

· радикального снижения энерго- и материалоемкости экономики;

· поддержки  развития малого и среднего бизнеса;

· совершенствования  налоговой системы, политики оплаты труда и пенсионного обеспечения  населения;

· формирования устойчивой банковской системы. 

3.2. ИНСТРУМЕНТЫ  И МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ. 

 В республике  давно назрела объективная необходимость  создать нормальный инвестиционный  потенциал, разработать механизмы  концентрации и централизации  финансового капитала и денежных  ресурсов, создать стимулы для  роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов. Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени. 

 Эффективным  действием по формированию инвестиционного  потенциала и стимулирования  экономической динамики является  путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы,  при одновременном снижении налогов  на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление. 

 Сам процесс  формирования и использования  дополнительных кредитных ресурсов  связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы: 

-изменение процентной  ставки  Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление  или      покупку акций и иных ценных бумаг. 

-валютная политика, как средство использования накоплений  в СКВ и их возможного привлечения  и использования в виде кредитных  ресурсов. Это относится и к  формированию обменного курса,  который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.  

-фондовый рынок,  устойчивость и надежность его  функционирования. Первый негативный  опыт создания инвестиционных  компаний, приватизационных и иных  финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики. 

 Кроме отмеченных  основных составляющих активизации  привлечения кредитных ресурсов  существенное значение имеет  и использование современных  технологий денежного обращения:  

-использование  системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов). 

-продвинутые  организационные формы деятельности  банковского и небанковского  секторов. Наличие большой сети  филиалов, центров расчета позволяет  достичь ускорения оборачиваемости  средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения; 

-использование  разнообразных форм привлечения  денежных и иных капитальных  средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое  управление чеками, акциями и  денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства. 

 Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры: 

-создание надёжной  системы гарантий вложений и  сбережений. Это может обеспечиваться  надёжной системой страхования  вкладов; 

-развитие масштабных  программ национального жилищного  строительства и создания широкой  сети финансовых посредников; 

-осуществление  широкой денежной приватизации  государственных предприятий, способствующей  использованию денежных средств  населения и иностранных инвесторов;  

-использование  эффективной системы налогообложения  на физических лиц, размещающих  деньги на депозитные счета,  что стимулирует процесс сбережений  и инвестирование денег домашних  хозяйств в экономику; 

-проведение  соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну. 

 Данные методы  являются необходимыми и первоочерёдными  в деле расширения кредитных  ресурсов в стране и вовлечения  в экономический оборот средств  хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь