Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

• Частные инвестиции – вложение денежных средств, которые  делают рядовые граждане, в основном это вклады в акции, облигации и прочие ценные бумаги, а также организации и предприятия, которые имеют частную форму собственности.

• Государственные  инвестиции – вклады федеральных, региональных, и местных органов власти, осуществляемые за счет бюджетных и заемных средств, а также средств из внебюджетных фондов. Сюда же относятся вклады государственных предприятий и учреждений за счет заемных и собственных средств. Значение инвестиций государственного уровня носит масштабный характер.

• Иностранные  инвестиции – осуществляются иностранными государствами, юридическими и частными лицами.

Совместные инвестиции – вложения, которые делают иностранные  субъекты и субъект данной страны.

3. По сроку инвестирования капитала различаются следующие виды инвестиций.

• Краткосрочные  инвестиции – до 1 года.

• Среднесрочные  – от 1 до 3 лет.

• Долгосрочные – более 3-х лет.

4. По уровню инвестиционного риска

• Инвестиции с  низким уровнем риска.

• Инвестиции со средним уровнем риска.

• Инвестиции с  высоким уровнем риска.

5. По отношению к этапам развития предприятия

• Начальные  инвестиции – это вложения в создание предприятия. Инвестиции на покупку  или строительство недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений и т.д.), а также на закупку оборудования и образования оборотных средств.

• Экстенсивные инвестиции – вложения в расширение и развитие уже существующего  предприятия.

• Реинвестиции. Эти инвестиции связаны с процессами воспроизводства основных фондов на предприятиях, за счет собственных свободных средств (части прибыли и амортизационных отчислений) вложенных в развитие производства.

6. По назначению инвестиций

• Инвестиции, направленные на увеличение эффективности производства.

• Инвестиции в  диверсификацию, расширение производства.

• Инвестиции в  создание и производство новых технологий изменений структуры оказываемых  услуг, выпускаемой продукции.

• Инвестиции, которые  обеспечивают выживание предприятия: научные разработки, реклама, маркетинг, обучение и переподготовка кадров и т.д.

• Инвестиции на выполнений крупного государственного или другого заказа.

• Инвестиции необходимые  для обеспечения требования закона.

7. В зависимости от характера участия инвесторов в инвестиционном процессе

• Прямые инвестиции. Инвесторы непосредственно учувствуют в процессе инвестирования.

• Непрямые инвестиции. Вложение средств в бумаги выпускаемые  посредниками, которые инвестируют  вложенные средства на свое усмотрение. 

Важную роль в экономической теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier –множитель, коэффициент). Инвестиционный мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода. Первоначально эффект мультипликации может быть показан на примере увеличения занятости при организации общественных работ. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывается более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса. Мультипликатор помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования.

Мультипликатор  инвестиций представляет собой отношение  изменения дохода к изменению инвестиций:  
        
При этом речь идет об автономных инвестициях, т. е. капиталовложениях, независимых от объема и динамики ВНП. Автономные инвестиции представлены главным образом как капиталовложения, осуществленные в результате технических нововведений. Действительно, эти проекты, разрабатывающиеся новаторами, могут не зависеть от состояния и объема ВНП. Кроме того, автономные инвестиции — это и государственные капиталовложения.  
Мультипликатор инвестиций можно определить через предельную склонность к потреблению (или предельную склонность к сбережению):  
         
При увеличении объема автономных инвестиций, владельцы производства получат доход. Часть его будет отложена в виде сбережений, а остальное будет израсходовано на покупку других товаров или услуг. При этом владельцы других предприятий также получат доход, который также будет разделен на сбережения и расходы. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов. Для того, чтобы определить на сколько увеличится национальный доход, необходимо подсчитать сумму геометрической прогрессии расходов. Она будет равна : 
 
Откуда можно получить формулу : 
 
 
 

2. Анализ инвестиционной  политики Республики Беларусь

2.1 Анализ и оценка инвестиционной деятельности

В начале 2008 года, несмотря на продолжавшееся удорожание энергоносителей, общее состояние белоруской экономики, а также мировой конъюнктуры позволяло нам строить достаточно устойчивые прогнозы социально-экономического развития страны. На первый план были выдвинуты задачи ускорения темпов экономического роста, реализации приоритетов инновационного развития и укрепления инвестиционной составляющей экономики. В результате системной деятельности правительства, министерств и ведомств нашей страны, а также за счет повышения эффективности работы на предприятиях и в организациях реального сектора экономики нам удалось достичь большинства запланированных показателей. Во всех сферах отмечались высокие темпы роста, выполнены 17 из 19 важнейших параметров прогноза, утвержденного главой государства. Темпы роста производства промышленной продукции в 2008 году составили 110,8 %. Такая динамика развития стала возможной благодаря принимаемым в последние годы мерам по модернизации производственного потенциала с ориентацией его на выпуск современной конкурентоспособной продукции. Необходимо отметить, что для создания благоприятных условий и стимулов развития экономики начиная со второй половины 2007 года в республике проводилась активная системная работа по совершенствованию экономического законодательства. Она затронула многие важнейшие инструменты экономической политики – приватизацию, лицензирование, налогообложение, налоговое администрирование, процедуры организации и ведения бизнеса, фондовый и финансовый рынки.

     По инициативе правительства в целях активизации инвестиционной деятельности были приняты решения по стимулированию ведения бизнеса, поддержке малого и среднего предпринимательства, стабилизации условий работы и раскрепощению деловой инициативы. В Беларуси отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами, снижена с 40 до 24 % ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами. Инвесторы по достоинству оценили усилия, предпринятые белорусским правительством, и страна начала получать реальную отдачу от улучшения инвестиционного климата. Заинтересованность солидных зарубежных банков и фирм в деловом сотрудничестве с нами нашла свое подтверждение и в ходе проведения первого Белорусского инвестиционного форума в Лондоне. В 2008 году темп роста инвестиций в основной капитал составил 123,1 %, что превышает уровень прогноза – 115–117 %. Поступление иностранных инвестиций за 2008 год составило 6,5 млрд. долларов США, в том числе прямых– 2,2 млрд. Увеличение инвестиционной составляющей экономического роста подтверждается и сложившимся удельным весом инвестиций в ВВП, который в минувшем году составил 27,9 %против 26,8 % в 2007 году. В целях обеспечения устойчивого экономического роста во главу угла были поставлены вопросы инновационного развития и проделана огромная работа по разработке и реализации инновационных проектов. В соответствии с Государственной программой инновационного развития в 2008 году в стране выполнялось 795 проектов. Ввиду высокой степени открытости своей экономики Беларусь объективно не может остаться в стороне от воздействия мирового финансово-экономического кризиса. Уже в четвертом квартале 2008 года мы столкнулись с сокращением спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках и, как следствие, снижением экспорта, что повлекло за собой замедление роста объемов производимой продукции, увеличение ее складских запасов в ряде отраслей. Резко ухудшилась наша ценовая позиция во внешней торговле, замедлились расчеты, сократилось поступление в страну валюты. Кроме того, как и для других государств, для Беларуси стал более трудным доступ к кредитным ресурсам на международных финансовых рынках. Да и сами кредитные ресурсы стали существенно дороже. В четвертом квартале минувшего года существенно замедлился приток в страну иностранных инвестиций. Именно проблемы в сфере финансирования послужили толчком к ухудшению мировой конъюнктуры. В связи с этим денежно кредитная политика занимает важнейшее место в комплексе мер по противодействию негативному влиянию мирового экономического кризиса во всех странах.

     В целях достижения быстрого экономического роста в нашей республике необходимо, чтобы проведение промышленной политики направлялось на получение максимальной отдачи от трудоемких производств, а по мере накопления финансовых ресурсов развивались капиталоемкие и наукоемкие производства. Промышленная политика должна содействовать развитию предприятий, самостоятельно зарабатывающих прибыль. Ввиду больших начальных затрат и длительного производственного цикла на предприятиях, обеспечивающих “прорыв” в развитии экономики, получение долгосрочных и стабильных доходов, государству нужно обеспечить (через сеть государственных банков и финансовых институтов) льготное кредитование именно таких предприятий. 
 
 

     2.2 Анализ выполнения  государственных  программ привлечения  иностранных инвестиций  в национальную  экономику 

     Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и нематериального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках. 

     Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности в нашей стране возложено на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а так же мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

     Формируя механизмы привлечения зарубежного капитала, в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-восточной Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли значительных успехов в эффективном использовании внешних инвестиций для развития своего экономического потенциала. Для создания благоприятного инвестиционного климата в республике предлагаются такие широко используемые стимулы как преференциальный режим осуществления инвестиций, государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов, включая предоставление льгот, гарантий, централизованных ресурсов, создание и развитие свободных экономических зон, вовлечение зарубежных инвесторов в процесс приватизации, совершенствование инвестиционного законодательства, информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

Результаты инвестиционной политики Республики Беларусь нашли  отражение в статистических показателях 2010 года.

Удельный вес  инвестиций в основной капитал составляет 33,3 процентов от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

                 Доля инвестиций в основной  капитал в ВВП ( таблица 1).                                                                                                                                                                                                    

 

                                                                                                         Таблица 3.

     Потребность в инвестициях в экономику Республики Беларусь (млн. долл.)

годы 2006-2010 2001-2010
Инвестиции  в основной капитал 23084 - 26454 36941-41319
Индексы изменения к предыдущему году,% 140-150 220-250
из  них: иностранных инвестиций 5000-10000 8132-13532
Удельный  вес иностранных инвестиций, % 25 20-33
ВВП 93077 - 98556 162319-170516
Индексы изменения к предыдущему периоду, % 128-129 170-180
Удельный  вес инвестиций в ВВП, % 24,8- 26,8 26-29
 

     По  данным Белстата, в первом квартале 2011 года инвестиционные вложения в  основной капитал предприятий и организаций Минска составили 2 трлн 433,9 млрд рублей, на 20,3% больше уровня первого квартала 2010 года. За первый квартал в Беларусь поступило около 280 предложений от иностранных инвесторов на общую сумму $9,5 млрд.

     Деятельность по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.

Информация о работе Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь