Транснациональные корпорации как субъект Международного торгового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

О роли, которую играют транснациональные корпорации в современном мире, говорят статистические данные. По данным ЮНКТАД (UNCTAD), транснациональные корпорации контролируют: 50,7% производства электрического и электронного оборудования и компьютеров в мире; 48,4% автомобильной промышленности; 53,3% нефтяной и горной промышленности; 78,9% производства продуктов питания, напитков и табачных изделий; 58,4% химической промышленности; 62,4% фармацевтической промышленности; 43,5% металлургической и сталелитейной промышленности; 73,2% сферы строительства1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТНК В МЕЖДУНАРОДНОМ ТОРГОВОМ ПРАВЕ……………………………………………………………6
1.1. Понятие и правовая природа ТНК………………………………………...6
1.2. Особенности правового положения ТНК в науке международного торгового права…………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК……………………………………………………….17
2.1. Уровни правового регулирования деятельности ТНК………………….17
2.2. Кодексы поведения ТНК…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Была  достигнута договоренность, что Кодекс поведения ТНК будет носить рекомендательный характер в виде резолюции (декларации) Генеральной Ассамблеи ООН. Но, к  сожалению, этот Кодекс, разработанный  в рамках ООН, так и не был принят. Основной причиной явились существующие объективные противоречия между интересами государств экспортеров и импортеров капитала: каждое из них стремится к достижению различных результатов.

     Тем не менее, комплексная работа в различных органах ООН по правовому регулированию иностранных инвестиций, осуществляемых ТНК, оказалась небезрезультатной.

     В ходе многолетних дискуссий были обозначены ключевые проблемы создания международно-правовой базы деятельности ТНК, в международном сообществе было достигнуто понимание необходимости установления особого международного контроля за деятельностью ТНК, разработано наконец взаимоприемлемое содержание Кодекса поведения ТНК.

     Для понимания роли ТНК в сфере иностранных инвестиций в условиях глобализации небесполезен анализ структур и содержания проекта Кодекса поведения ТНК.

     В его преамбуле выражается поддержка  правопреемства принципов и норм регулирования деятельности ТНК, уже  заложенных в документах ООН, которые  непосредственно регламентируют международные  экономические отношения, в частности в Хартии экономических прав и обязанностей государств, призванной служить механизмом создания новой системы экономических отношений, основанных на справедливости, суверенном равенстве и взаимозависимости интересов развитых и развивающихся государств.

     Значительную  часть текста занимают основные определения в данной сфере: «транснациональная корпорация», «отделение», «страны базирования», «принимающая страна» и др. Термины «транснациональная корпорация» и «отделение» очень важны для определения статуса и юридической национальности или принадлежности корпораций, их филиалов и дочерних предприятий в соответствии с принципами международного торгового права, местонахождения главного органа юридического лица и места инкорпорации, создания или регистрации юридического лица и принципом «контроля», т.е. прямой или косвенной зависимости головной корпорации и ее филиалов и дочерних предприятий.

     Одной из главных целей разработчиков  проекта Кодекса, помимо перечисленных  в преамбуле, является введение антимонопольного регулирования деятельности ТНК посредством норм международного права. Такого рода регламентация характерна и для определенных национальных законодательств и международно-правового регулирования некоторых интегрированных регионов.

     В этом же разделе подчеркивается, что Кодекс должен быть принят и применим во всех странах, независимо от их политической и экономической системы и уровня развития. Раздел «Деятельность транснациональных корпораций», являющийся ключевым, охватывает правила поведения ТНК, формулирования их обязательств, которые необходимо строго и неукоснительно выполнять, с тем, чтобы деятельность ТНК не сказывалась отрицательно на политическом, социально-экономическом, культурном и экологическом состоянии всех стран мира, и особенно на положении развивающихся государств.

     Проект  Кодекса требует уважения национального  суверенитета, соблюдения законов государства  и распоряжений его административных органов. Деятельность ТНК должна осуществляться в соответствии с экономической  политикой государств и на основании взаимовыгодных отношений. Любое требование о пересмотре и перезаключении контрактов и соглашений между государствами и ТНК допускается только на основе согласованности и добросовестности.

     Кодекс  запрещает вмешательство ТНК  во внутренние дела государств путем косвенного занятия политической деятельностью в стране пребывания, что несовместимо с национальными законами. Осуществление конкретных сделок ТНК в принимающих государствах не должно сопровождаться подношением подарков, денежных выплат и предоставлением других преимуществ государственным должностным лицам. ТНК должны вести точный учет всех платежей по сделкам, осуществляемым в любой стране, и в соответствии с запросами компетентных властей представлять свои учетные документы для расследования и судебного разбирательства случаев коррупции.

     Проект  Кодекса поведения ТНК содержит положения, регулирующие деятельность корпораций по осуществлению экспортно-импортных  операций. ТНК обязаны проводить  эти операции в соответствии с  национальным законодательством и состоянием платежного баланса стран, содействовать развитию экспорта и диверсификации импорта и экспорта этих стран. В своей деятельности они должны осуществлять такие мероприятия, которые позволяют максимально широко использовать местные товары, услуги, ресурсы и т.д.

     Корпорации, осуществляющие свои внутрифирменные  сделки, должны руководствоваться положениями, установленными многосторонними соглашениями, справедливыми принципами и правилами  по контролю над ограничительной деловой практикой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи N-35/63 от 5 декабря 1980г.

     Проект  Кодекса обязывает ТНК осуществлять свою деятельность в соответствии с  требованиями национального законодательства и международно-правовых норм, с  тем чтобы не подвергать угрозе здоровье и безопасность потребителей. Они должны предоставлять властям принимающих государств всю исчерпывающую информацию о свойствах и особенностях товаров и услуг, которые могут оказывать влияние на здоровье и безопасность потребителей.

     В третьей части раздела проекта Кодекса ТНК обязываются регулярно сообщать общественности страны всеобъемлющую информацию о своей деятельности. Однако информация, предоставляемая ТНК или их предприятиями компетентным властям принимающих стран, не должна из-за ее утечки наносить ущерб конкурирующим фирмам.

     Согласно  проекту Кодекса поведения ТНК  инвестиционные и другие споры между  корпорацией и принимающими государствами  по договоренности сторон могут быть рассмотрены в национальном суде или арбитраже либо в международных  учреждениях, например в Международном центре по разрешению инвестиционных споров.

     Эффективность разрабатываемого кодекса будет  в немалой степени зависеть от того, в какой правовой форме он будет принят: многосторонней международной  конвенции, обязательной для подписавших ее государств, в форме рекомендации или в виде предложенного западногерманским юристом Г.Бааде «кодекса зебры», состоящего из норм, имеющих обязательную силу, и из норм, не имеющих таковой.

     В общем, ведущая роль и место транснациональных корпораций во все более глобализирующемся международном сотрудничестве требует особых исследований в науке международного права.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В первой главе данной курсовой работы было проведено исследование правовой природы и особенностей правового  положения транснациональных корпораций в международном торговом праве.

     В свете изложенного можно сделать  вывод о том, что наиболее удачным является определение понятия ТНК, данное С.С. Щегловым: «транснациональная корпорация - это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании».

     Что касается правового положения ТНК  в науке международного торгового права сделан вывод о том, что ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов. В то же время возможно приобретение ТНК международной правосубъектности в будущем. Предоставление ТНК такой правосубъектности позволит урегулировать их деятельность и закрепить их ответственность непосредственно в нормах международного права, что будет способствовать более эффективной регламентации деятельность ТНК.

     В Соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов и представительств транснациональных корпораций определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов и представительств (ст. 5).

     Поэтому с юридической точки зрения ТНК  является не единым субъектом права (коммерческой организацией, пусть даже имеющей свои обособленные подразделения в нескольких государствах), а совокупностью формально самостоятельных юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством различных стран мира. Объектом правового регулирования остается каждое юридическое образование в отдельности, а не вся группа в целом, хотя и предпринимались попытки увязки нескольких компаний между собой - принцип контроля, экономической зависимости.

     Во  второй главе рассмотрено правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций, а также изучена необходимость принятия Кодекса о поведении ТНК на международном уровне для наиболее эффективного правового регулирования деятельности ТНК.

     Выделяется 3 уровня правового регулирования  деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения. Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны.

     Проблемами  внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

     Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.

     Международная практика показывает, что в настоящий  момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.

     Однако, особая природа ТНК осложняет  надзор за ними со стороны отдельных  стран или даже групп стран. Сегодня  ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

     Третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры.

     Представляется, что для более эффективного правового  регулирования ТНК наиболее перспективным  является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций.

     Также во второй главе рассмотрены основные положения проекта Кодекса поведения ТНК, разработанной в рамках ООН. Принятие которого просто необходимо, учитывая огромное количество существующих ТНК. Данный кодекс занял важное место в правовом регулировании деятельности ТНК.

 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

    1. О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно – финансовых, страховых, смешанных транснациональных  объединений: соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г. // Бюллетень международных договоров – 1994 - N 10- С. 25-27.
    2. О партнерстве и сотрудничестве: соглашение, подписанное Россией и Европейским союзом 24 июня 1994 г. . и ратифицированное 25.11.1996 г.: конвенции Совета Европы и Российская Федерация.: сборник документов – М.: Норма, 2002. – С.145-148.
    3. Конституция Республики Беларусь: офиц. текст. – М.: Амалфея, 2011. – 48 с.
    4. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве / И.П. Грешников. - СПб.: Норма, 2002. – 111с.
    5. Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. / И.Д. Иванов. - М.: - 1976. –76 с.
    6. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. / И.И.Лукашук. - М.: Юристъ, 1999. – 325 с.
    7. Губайдуллина Ф.С. Прямые иностранные инвестиции ТНК и глобализация // Международная экономика международные отношения - 2003,№ 2, с.42-47.
    8. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2008. – 427 с.
    9. Международное частное право: Учебн. пособ./ Под ред. Л.П. Ануфриева, Г.К. Дмитриевой, К.А. Бекяшев. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 687 с.
    10. Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство / В.В. Наталуха. - М. – 1985. – 114 с.
    11. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учебник / Под ред. Д.В. Дождева. М.: Юристъ, 2000. – 184 с.
    12. Современный экономический словарь: в 9 т. / науч.-ред. совет : Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 3 т.
    13. Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву: учеб. пособие / Н.С. Суворова. - М.: Юрайт , 2007. – 84с.
    14. Асосков А.В. Проблемы правового регулирования транснациональных компаний / Асосков А.В. // Юридический мир.- 2000. - №8. – С.18-23.
    15. Богуславский М.М. Экспортное законодательство США и международное частное право / М.М. Богуславский, Л.А. Ляликова, А.Г. Светланов. - 1983. - № 3. – С.37-42.
    16. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала / М.П. Бортова. - 2005. - №3. – С.22-26.
    17. Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний / И.Г. Владимирова. - 2001. - № 6. – С.14-17.
    18. Вроновский А. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС / А. Вроновский, М. Войцех// Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №5. – С.23-26.
    19. Иншакова А.О. Транснациональная корпорация: частноправовой аспект / А.О. Иншаков: материалы научной сессии: выпуск 1. // Право. - 2003. - №7- С.24-26.
    20. Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ – фундамент интеграции / В. Комаров // Право и экономика. - 1998. - №4. -C.82-83.
    21. Локайчук О.В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций/ О.В. Локайчук. - 2007. - № 2. – С.12-15.
    22. Щеглов С.С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций / С.С. Щеглов // Юрист. - 2007. - №12. – С. 12-17.
    23. Щеглов С.С. Определение понятия транснациональной корпорациии предпосылки возникновения ТНК / С.С. Щеглов // Юрист. - 2008. - №3. – С. 19-23.

Информация о работе Транснациональные корпорации как субъект Международного торгового права