Транснациональные корпорации как субъект Международного торгового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

О роли, которую играют транснациональные корпорации в современном мире, говорят статистические данные. По данным ЮНКТАД (UNCTAD), транснациональные корпорации контролируют: 50,7% производства электрического и электронного оборудования и компьютеров в мире; 48,4% автомобильной промышленности; 53,3% нефтяной и горной промышленности; 78,9% производства продуктов питания, напитков и табачных изделий; 58,4% химической промышленности; 62,4% фармацевтической промышленности; 43,5% металлургической и сталелитейной промышленности; 73,2% сферы строительства1.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТНК В МЕЖДУНАРОДНОМ ТОРГОВОМ ПРАВЕ……………………………………………………………6
1.1. Понятие и правовая природа ТНК………………………………………...6
1.2. Особенности правового положения ТНК в науке международного торгового права…………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК……………………………………………………….17
2.1. Уровни правового регулирования деятельности ТНК………………….17
2.2. Кодексы поведения ТНК…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     В белорусском законодательстве отсутствуют легальные, нормативно закрепленные определения общего понятия «корпорация» и частного понятия «транснациональная корпорация».

     Наиболее  общее определение дает Н.Б. Сонькин: «Транснациональные корпорации - это корпорации преимущественно с однонациональным акционерным капиталом, осуществляющие свою деловую активность в других странах посредством создания филиалов и дочерних компаний»11.

     В отличие от обычных компаний стратегия  деятельности ТНК разрабатывается  головным предприятием, которое координирует деятельность зарубежных отделений. Л.А. Лунц определяет ТНК как конгломерат  юридических лиц различной «национальности»; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных по разным странам, может иметь свой личный юридический статус. Свое понимание ТНК предлагает А.О. Иншакова, понимая их как предприятия, отделения и филиалы которых находятся во многих странах мира, с экономической точки зрения являющиеся единым механизмом, но с точки зрения права - самостоятельными независимыми компаниями12. Особый интерес при изучении данного вопроса вызывает типовой проект законодательного акта «О транснациональных корпорациях», который разработала Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. В п. 1 ст. 3 акта указывается, что для целей настоящего типового проекта под транснациональной корпорацией понимается юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств, образованное юридическими лицами двух и более государств и осуществляющее постоянную уставную деятельность либо капитальные вложения на территории двух и более государств13.

     Ряд ученых предлагают определять правовую природу ТНК по национальной принадлежности их капитала, величине оборота, зарубежной доле в операциях, числу зарубежных филиалов и дочерних компаний и по структуре управления ими. Другие выделяют количественные показатели, позволяющие относить те или иные группы юридических лиц к ТНК.

     Таким образом, характерным признаком  ТНК является именно единство управления ТНК при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК, т.е. наличие нескольких юридических лиц со своим личным статутом. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Л.А. Лунца о том, что «экономическое единство при юридической множественности - таково существо многонационального предприятия».

     Как видно из вышесказанного, потребность  единого унифицированного определения  ТНК давно назрела, т.к. регулирование  отдельных форм юридических лиц  не оказывает всестороннего воздействия  на отношения между головной компанией и дочерними предприятиями, находящимися в разных странах. В связи с этим считаю, что наиболее удачным является определение понятия ТНК, данное С.С. Щегловым: «транснациональная корпорация - это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании»14. 

      1.2. Особенности правового положения ТНК в науке международного торгового права.

     В правовом аспекте особенностью ТНК  является, во-первых, то, что формально  это предприятие, подпадающее, как  и его соответствующие подконтрольные центру зарубежные отделения, под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически же ТНК - мультинациональное, трансграничное предприятие.

     Во-вторых, другой особенностью служит то, что  зарубежные отделения ТНК, его филиалы, дочерние общества, находясь под юрисдикцией  принимающего государства, зарегистрированные в нем и формально являющиеся предприятиями данного принимающего государства, фактически для него - иностранные, ибо связи их, зависимость от зарубежного головного комплекса ТНК значительно сильнее и существеннее, чем от принимающего государства.

     Наконец, в-третьих, особенностью ТНК является и то, что во многих случаях, обычно через головное, материнское предприятие, ТНК ведет деловые операции непосредственно  с принимающими государствами, или  потенциально принимающими, или просто с государствами, как с деловыми партнерами.

     С.С. Щеглов сравнивает ТНК с мифологической многоглавой гидрой: одна голова - представляет собой «материнский» мозговой центр; другая голова - весь единый многонациональный комплекс ТНК и, наконец, множество национально различно окрашенных голов. Эта многоглавость, как и в народных сказках, сообщает ТНК особую живучесть: потеря одной или нескольких «голов» не означает гибели всей «гидры»15.

     Основными компонентами ТНК являются: материнская  компания, дочерние компании и филиалы. Материнская компания - образование, которое прямо или опосредованно владеет большинством акций или иным путем осуществляет контроль над другими компаниями, образующими ТНК. Дочерняя компания - компания, которая принадлежит другой компании, владельцем которой является та же группа компаний, или же контролируется ею. Обычно дочерняя компания учреждается на основе законов государства, в котором она создается. Филиал - часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность.

     Особенность правового положения ТНК состоит  в значительной автономии в отношении  государств, поскольку свои предприятия  они создают в нескольких странах.

     Так, в Соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным  порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими  лицами по законодательству  государства их регистрации. Статус филиалов и представительств транснациональных корпораций определяется в учредительных документах в соответствии  с законодательством  государства местонахождения  филиалов и представительств (ст. 5). Таким образом, любое предприятие ТНК как юридическое лицо находится под юрисдикцией государства, в котором оно осуществляет свою деятельность. Транснациональные корпорации могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст.3)

     Общий принцип относительно ТНК содержится в Хартии экономических прав и  обязанностей государств: каждое государство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства» (ст. 2)16.

     Из  этого следует, что «Транснациональные корпорации» не вписываются в  качестве  дополнительной категории  в понятийный ряд, существующий в  науке и практике международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», но в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

     Впервые вопрос о признании транснациональных  корпораций в качестве субъектов  международного права был поднят еще в Лиге Наций. После второй мировой войны, в 1946 г., правительство США внесло в ООН предложение рассмотреть вопрос о возможном предоставлении международным корпорациям самостоятельной международной правосубъектности. Указанное предложение было отвергнуто ООН как противоречащее принципу государственного суверенитета.

     Вновь со всей определенностью ООН высказалась  по этому вопросу в связи с  принятием серии документов по новому международному экономическому порядку. Согласно п. 4д Декларации Генеральной  Ассамблеи ООН об установлении нового международного экономического порядка государства имеют право «на регулирование и надзор за деятельностью международных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран»17.

     В связи с возрастающим экономическим  и политическим влиянием ТНК в  научной литературе обсуждается  вопрос о необходимости признания  за ТНК международной правосубъектности. Зарубежные ученые Н. Макдугал, У. Фридмэн считают, что корпорации являются субъектами международного права. Российские ученые придерживаются другой точки зрения18. Так, В.А. Романов и С.В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только образование, способное участвовать в межгосударственных отношениях. Поскольку корпорация не обладает качествами, присущими государству, то она не способна участвовать в таких отношениях19. И. И. Лукашук также считает нереальным придание корпорациям статуса субъекта международного права20. Однако по мнению К. А. Бекяшева, в ХХI веке наряду с расширением объема правосубъектности индивидов, будет признана правосубъектность таких коллективных образований, как транснациональные корпорации21.

     Более обоснованной, по мнению О.В. Локайчук, является концепцию «международного корпоративного права», создаваемого соглашениями корпораций с государствами. Так, британский профессор Б. Ченг предлагает сформировать специальные правовые системы, состоящие из договоров, которые ставятся вне действия национальных норм и рассматриваются как подчиненные международному праву или общим принципам права. Тем не менее данная концепция, как отмечает О.В. Локайчук,  пока не получила поддержки у наших ученых22. Так, В. А. Романов и С. В. Черниченко считают, что договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются гражданскими сделками, а не межгосударственными соглашениями и относятся к сфере международного частного права. И. И. Лукашук утверждает, что корпорация не может быть изъята из-под действия законов государства. Даже вместе с ним ТНК не в состоянии создать особую правовую систему23.

     Приведенное положение не оставляет и тени сомнения в том, что ТНК являются субъектом права лишь в национальных правовых системах, поэтому не может быть речи об «особой» правосубъектности ТНК в системе международного права.

 

        ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК. 

     2.1. Уровни правового регулирования деятельности транснациональных корпораций. 

     Авторитетный  специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева выделяет 3 уровня правового регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения24. Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

     Между тем на данном уровне возникает и  другая проблема. Поскольку отделения  ТНК реализуют политику головного  предприятия, то необходимо учитывать  то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей. Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине т.н. «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств25. В 1982 году закон об управлении экспортом 1979 года был распространен на зарубежные отделения американских компаний.

     Следствием  попыток США по применению своих  законов на территории других стран стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет этих государств. Например, в 1980 году в Англии был принят закон о защите торговых интересов, целью которого выступила защита от попыток других стран в одностороннем порядке навязывать их экономическую политику. В этой связи следует отметить, что американская доктрина не получила и международного признания. В рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны.

Информация о работе Транснациональные корпорации как субъект Международного торгового права