Специализированные учреждения ООН. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Цель - изучить особенности и виды специализированных учреждений ООН.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить основные положения, касающиеся специализированных учреждений ООН;
- рассмотреть виды специализированных учреждений ООН;

Содержание

1. Специализированные учреждения ООН …………………………………………3
2. Правовой режим космического пространства и небесных тел ……………………11
Список использованной литературы ……

Работа содержит 1 файл

Межд. публичное право.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      С другой стороны, Соглашение о Луне отвечает на вопрос о том, совместимо ли с  принципом неприсвоения право государств на образцы минеральных и других веществ, доставленных на Землю с  поверхности или недр Луны и других небесных тел. В ст. 6 Соглашения специально говорится о том, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. При этом отмечается желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.

      Соглашение  о Луне разрешает также использование  минеральных и других веществ  Луны и других небесных тел для  поддержания жизнедеятельности  экспедиций в необходимых для  этих целей количествах [5; п.2 ст.6]. Что касается эксплуатации природных ресурсов, когда она станет технически возможной и экономически выгодной, то такая эксплуатация в соответствии с п.5 ст.11 Соглашения о Луне может осуществляться только после установления соответствующего международного режима.

      Статья II Договора по космосу устанавливает запрет лишь на те виды и способы использования космического пространства и его частей, которые представляют собой присвоение, постоянное завладение, обращение в собственность. Временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, мест нахождения спутников на геостационарной орбите или участков размещения станций на Луне) не запрещено международным космическим правом. Принцип неприсвоения не исключает также осуществления суверенных прав государства в отношении своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве.

      Специальные принципы и нормы, относящиеся к  ограничению военной деятельности в космосе, содержатся в Договоре по космосу, а также в некоторых  многосторонних и двусторонних соглашениях в области сокращения и ограничения вооружений.

      Наиболее  далеко идущие запреты распространяются на Луну и другие небесные тела, которые  в соответствии с Договором по космосу должны использоваться «исключительно в мирных целях» и где, следовательно, любая деятельность военного характера исключена. Иллюстративный перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в ст. IV договора, включает установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Допускается использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

      Примерный перечень запрещенных видов использования  Луны и других небесных тел был  дополнен и расширен в ст. 3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, где помимо уже перечисленных видов запрещенной деятельности упоминаются вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. В соглашении содержится также положение, специально запрещающее угрозу силой или применение силы, а также любые другие враждебные действия или угрозу совершения враждебных действий на Луне или с использованием Луны. [5; ст.3]

      Что касается космического пространства в целом, в том числе «ближнего космоса», находящегося в непосредственной близости от Земли, то здесь пока еще не существует полного запрета военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство участников Договора по космосу не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом [1; п.1 ст. IV].

      В соответствии с общепринятым толкованием термин «оружие массового уничтожения» охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое, и другие сравнимые с ними по разрушительному и поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или «каким-либо иным образом» в космическом пространстве запрещено.

      Вместе  с тем за пределами этих запретов остаются существующие и разрабатываемые  виды оружия, которые не охватываются понятием «оружие массового уничтожения». Существование в международном космическом праве запретов и ограничений военного использования космического пространства позволяет говорить о постепенно складывающемся международно-правовом принципе использования космического пространства в мирных целях. Принятие предложений Советского Союза, направленных на решение этой задачи, поставило бы заслон угрозе распространения гонки вооружений на космическое пространство и наполнило бы новым реальным содержанием принцип использования космического пространства в мирных целях. Радикальное решение проблемы полного запрещения любой военной деятельности в космосе возможно только на путях всеобщего и полного разоружения.

      Статья IX Договора по космосу устанавливает  два тесно взаимосвязанных между  собой обязательства:

      1) осуществлять деятельность в  космическом пространстве с должным  учетом соответствующих интересов всех других государств;

      2) проводить изучение и использование  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать  их вредного загрязнения, а  также неблагоприятных изменений  земной среды вследствие доставки  внеземного вещества, и с этой целью в случае необходимости принимать «соответствующие меры». [1; ст. IX].

      Из  первого обязательства, носящего более  широкий характер, вытекает, что  деятельность, причиняющая помехи другим государствам в исследовании космоса  или препятствующая проведению космических исследований другими государствами, не допускается международным космическим правом.

      Второе  из вышеприведенных обязательств непосредственно  направлено на охрану земной и космической  среды от вредных последствий  космической деятельности. Термин «загрязнение» в ст. IX Договора по космосу должен толковаться в широком смысле этого слова и включать как умышленные, так и непреднамеренные действия, влекущие за собой химическое, биологическое, радиоактивное и прочие виды загрязнения среды в количествах, представляющих опасность для поддержания ее естественного равновесия.[1; ст. IX].

      Интенсификация  космических исследований и связанное  с этим резкое увеличение числа запусков космических объектов приводит к  увеличению количества «космического мусора» (отработавших космических аппаратов, ракет и их составных частей и др.). Этот потенциально опасный вид загрязнения космической среды делает необходимым поиски путей удаления из космоса или перемещения на отдаленные орбиты отработавших космических объектов и их составных частей.

      Договор по космосу содержит требование о  том, чтобы при осуществлении  космической деятельности принимались  необходимые меры для предотвращения изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Связанная с этим проблема стерилизации космических объектов и предотвращения биологического заражения Земли и других планет на протяжении ряда лет обсуждалась в Комитете по космическим исследованиям (КОСПАР). В результате этих обсуждений были выработаны соответствующие научные рекомендации. Однако неблагоприятные изменения земной среды в ходе космической деятельности могут наступить не только в результате доставки из космоса внеземного вещества. Именно поэтому в ст. 7 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах содержится обязательство принимать меры по предотвращению внесения неблагоприятных изменений в окружающую среду Земли не только вследствие доставки внеземного вещества, но и «каким-либо иным путем». В частности, требуют тщательного изучения с точки зрения охраны земной среды рассматриваемые в настоящее время в ряде стран проекты создания в космосе электростанций, работающих на солнечной энергии и передающих эту энергию в преобразованном виде на Землю.

      Общий принцип предотвращения потенциально вредных последствий космической деятельности, установленный Договором по космосу, получил дальнейшее развитие в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. В этой конвенции содержится запрещение применения любых научно-технических средств, в том числе и космических, для воздействия на погоду и климат, если такие средства могут вызвать долгосрочные разрушительные или губительные для природы последствия. Вместе с тем, согласно конвенции, разрешается проведение национальных и международных работ по активному воздействию на атмосферные процессы, если такие работы выполняются в интересах мира, благосостояния и здоровья людей с должным учетом законных интересов всех государств.

      В Договоре по космосу предусматривается  процедура проведения международных  консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут  создать потенциально вредные помехи мирной космической деятельности других государств. Государство должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Со своей стороны другие государства могут запросить проведение консультаций относительно такой деятельности или эксперимента.

      Порядок проведения международных консультаций, предусмотренных в ст. IX договора, а также их юридические последствия требуют дальнейшего уточнения и развития, так как в настоящее время они сформулированы лишь в самом общем виде. Для решения всех вопросов, связанных с предотвращением потенциально вредных последствий космической деятельности, важное значение имеет соблюдение требования ст. IX договора о том, что «при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства—участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи». [1; ст. IX].

      Международное космическое право, введя в международное  право принцип свободы космоса, вместе с тем регулирует отношения  между государствами в связи  с их космической деятельностью на основе строгого уважения принципа государственного суверенитета. Со времени зарождения международного космического права свобода исследования и использования космического пространства трактовалась в плоскости отношений между суверенными и равноправными государствами, которые осуществляют свою деятельность в космосе в полном соответствии с общими принципами международного права и специальными принципами и нормами международного космического права. Свобода космоса никогда не понималась как ничем не ограниченная свобода любой деятельности в космосе. Свобода космоса не может служить основанием для нарушения суверенных прав государств ни в космосе, ни на Земле.[2; 58]

      Заключение.

    Раскрыв  данный вопрос можно сделать следующие выводы:

    Договор по космосу 1967 года – один из основополагающих документов, регулирующих деятельность и сотрудничество государств при освоении космоса, устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

    Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

    В основе международного космического права, так же как и современного общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими и политическими системами.

    Согласно  нормам международного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами.

    Луна  и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях, на них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.

    По  соглашению о Луне 1979 года Луна и  ее природные ресурсы являются общим  наследием человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Литература: 

    1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. (1966) («Договор по космосу»).

Информация о работе Специализированные учреждения ООН. Правовой режим космического пространства и небесных тел