Специализированные учреждения ООН. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Цель - изучить особенности и виды специализированных учреждений ООН.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить основные положения, касающиеся специализированных учреждений ООН;
- рассмотреть виды специализированных учреждений ООН;

Содержание

1. Специализированные учреждения ООН …………………………………………3
2. Правовой режим космического пространства и небесных тел ……………………11
Список использованной литературы ……

Работа содержит 1 файл

Межд. публичное право.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) — создана и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1945 г.

      Цели  ФАО: содействие улучшению питания  и поднятию жизненного уровня населения, повышению производительности труда и улучшению распределения продовольствия, повышению продуктивности сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, улучшению условий жизни сельского населения, развитию мировой экономики, а также организация и содействие научным исследованиям в сфере сельского хозяйства и питания населения.

      Высший  орган ФАО — Конференция государств-членов, заседающая обычно раз в два года; исполнительный орган — Совет, избираемый Конференцией; административный орган — Секретариат во главе с Генеральным директором ФАО, избираемым Конференцией.

      Международная организация гражданской  авиации (ИКАО) — специализированное учреждение ООН, занимающееся организацией и координацией международного сотрудничества, касающегося деятельности международной гражданской авиации.

      Целями  ИКАО являются: установление принципов  и методов международной авианавигации, содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствование летно-космических правил, обеспечение безопасности международных полетов.

      Главным органом ИКАО является его Ассамблея, созываемая обычно раз в три года. Ассамблея избирает постоянно действующий Совет в составе представителей государств, имеющих наиболее развитый воздушный транспорт. Руководит Советом избираемый Ассамблеей его президент.

      Обеспечивает  работу органов ИКАО его Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем и имеющий в своем составе несколько специализированных управлений.

      Особая  роль в сфере международных социально-экономических отношений принадлежит валютно-финансовым международным организациям в силу характера их деятельности и условий принятия ими решений. Это следующие организации. [6; 152].

      Международный валютный фонд (МВФ), созданный в 1945 г. на основе соглашения, достигнутого на Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции 1944 г. государствами, взносы которых в этот фонд составили 80% его общей суммы. Стал специализированным учреждением ООН и преступил к осуществлению валютных операций в 1947 г.

      Цели  МВФ — содействие международному сотрудничеству в сфере финансовых расчетов по сделкам между государствами-членами и устранению препятствующих развитию мировой торговли ограничений в деле обмена валют.

      Однако  в силу того, что решения фонда  принимаются на условиях «взвешенного голосования» его членов с учетом их вкладов в сумму фонда и что подавляющим числом голосов при этом обладают 10 высокоразвитых стран во главе с США, эти государства и определяют валютно-финансовую политику фонда и условия, на которых он предоставляет кредиты другим странам.

      Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) — создан в 1944 г. государствами — участниками Бреттон-Вудской конференции. Специализированное учреждение ООН с 1945 г.

      Членами МБРР могут стать лишь государства  — члены Международного валютного фонда.

      Целью МБРР является содействие реконструкции  экономики государств-членов путем предоставления им для этого займов. Условия принятия соответствующих решений те же, что и в Международном валютном фонде.

      Международная финансовая корпорация (МФК) — создана в 1956 г., специализированное учреждение ООН с 1957 г.

      Цель  МФК — содействие экономическому развитию государств-членов путем стимулирования деятельности их частных производственных предприятий.

      МФК тесно взаимодействуете  с МБРР,  является его филиалом. Руководят ее деятельностью Совет управляющих и Совет директоров, состоящие из лиц, управляющих делами МБРР и представляющих государства, которые одновременно являются его членами.

      Международная ассоциация развития (MAP) — создана в 1960 г., с 1961 г. специализированное учреждение ООН. Ее членами являются государства — члены МБРР.

      Цели  MAP — содействие экономическому развитию, повышению производительности труда и жизненного уровня населения наименее развитых стран путем предоставления им льготных беспроцентных и долгосрочных займов. Ответственность за управление делами MAP возложена на МБРР, должностные лица и персонал которого безвозмездно выполняют также функции по управлению делами MAP. Порядок принятия решений о предоставлении займов тот же, что и в МБРР.

      Три вышеуказанные организации —  Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и Международная ассоциация развития — в совокупности образуют корпорацию, именуемую Всемирным банком.

      Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) — образован и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1977 г.

      Цели  ИФАД — мобилизация дополнительных средств для развития сельского хозяйства развивающихся стран путем разработки и осуществления проектов содействия беднейшим слоям их сельскохозяйственного населения.

      Капитал фонда создается в основном за счет взносов развитых стран (более 50%) и развивающихся стран (более 40%). Его распределение также зависит от согласования позиций основных стран-доноров. [6; 153]. 

      Заключение.

      Специализированные  учреждения ООН, крупнейшие международные  организации по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, созданные  на основе международного договора, имеющие  связь с ООН, устанавливаемую  посредством международных соглашений. Устав ООН (статьи 57, 58, 59 и 63), а также соглашения, заключаемые между ООН и специализированными учреждениями, предусматривают взаимное представительство организаций, обмен информацией и документами, представление в ООН годовых докладов и сведений о бюджетах. Специализированные учреждения ООН - самостоятельные организации. Основные направления деятельности специализированных учреждений ООН: разработка и принятие текстов многосторонних конвенций, международных технических регламентов, стандартов, правил по вопросам, входящим в компетенцию учреждения, в целях создания единообразных норм в специальных областях сотрудничества: связь, почта, здравоохранение, метеорология, культура и т. д.; координация деятельности государств в этих областях; техническая и экономическая помощь развивающимся странам; подготовка и обмен информацией.

      2.

     Введение.

      Необходимость международно-правового регулирования  космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего, само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

      В данном вопросе изучим правой режим космического пространства и небесных тел. Для осуществления этой цели необходимо рассмотреть права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел.

      Правовой режим космического пространства и небесных тел

      Правовой  режим космического пространства и  небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами космической деятельности государств и должен рассматриваться в связи с этими принципами.[3; 176].

      Правовое  положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это – пространство, открытое или свободное для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.[4; 29]

      Свобода космоса для всех государств в  настоящем и в будущем может  быть реализована только при строгом  соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из двух принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:

      «Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества». Статья IX предусматривает, что «государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств – участников Договора». [1; ст. I, ст IX].

      Приведенные положения отражают заинтересованность в освоении космоса и результатах такого освоения всех стран, независимо от уровня их экономического и научно-технического развития. Хотя эти положения носят общий, декларативный характер и не влекут за собой прямого обязательства безвозмездно делиться с другими странами результатами исследования и использования космического пространства, они содержат требование о том, чтобы деятельность государств в космосе не причиняла вреда другим государствам и служила на пользу всему человечеству. Положение о том, что «международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство», впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст.ст. I и III Договора по космосу. В ст. III говорится: «Государства – участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания». [1; ст. III].

      В приведенной статье имеются в  виду прежде всего основные принципы международного права, закрепленные ныне в таких документах, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содержащиеся в этих документах основные принципы международного права выступают в качестве общих по отношению к специальным принципам международного космического права, закрепленным в Договоре по космосу 1967 года и в других многосторонних соглашениях по космосу, разработанных в рамках ООН. В свою очередь, принципы международного космического права являются общими по отношению к нормам международных соглашений по космосу научно-технического характера. Последние должны соответствовать как основным принципам общего международного права, так и принципам международного космического права. Статья II Договора по космосу гласит: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». [1; ст. II]. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.

      Уже после вступления в силу Договора по космосу 1967 года в западной литературе появились высказывания о том, что, поскольку в ст. II договора говорится лишь о запрете национального присвоения, якобы остается открытым вопрос о праве на присвоение участков космического пространства и небесных тел отдельными лицами, частными компаниями и международными организациями. Подобная трактовка ст. II договора является недопустимой и противоречащей его смыслу и духу. Статья II запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но также международными и национальными организациями и частными лицами. В этой связи в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года специально отмечается, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки». [5; п.3 ст.11].

Информация о работе Специализированные учреждения ООН. Правовой режим космического пространства и небесных тел