Создание всеобъемлющей системы безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Эта новая концепция международной безопасности не заменяет собой международную безопасность, основанную на Уставе ООН, а дополняет ее и сама основывается на принципах Устава ООН. Традиционная международная безопасность получила название коллективной безопасности, которая является определенной системой взаимоотношений государств в целях поддержания международного мира и безопасности, регламентируемых принципами и нормами Устава ООН. Эта коллективная безопасность, согласно советской теории международного права включает в себя: 1

Работа содержит 1 файл

глава 1.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Сравнительно редко  в международной практике применяются  прямые юридические гарантии выполнения международных обязательств. Под  традиционными гарантиями понимается принимаемые на основе международного соглашения обязательства одних  государств предпринять определенные действия, чтобы заставить другие государства соблюдать гарантированный таким образом договор. В таком качестве гарантировался постоянный нейтралитет Швейцарии по Парижскому договору 1815 года. Сегодня похожим образом обеспечивается соблюдение договора об Антарктике 1959 года, хотя термин «гарантия» в нем не применяется. Известны гарантии МАГАТЭ, которые осуществляются на основе специальных соглашений с целью не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия. Можно полагать, что выполнение решений Международного Суда ООН гарантируется Советом Безопасности ООН, поскольку если какая-либо сторона в споре не выполняет решений Суда, то другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может сделать рекомендации или решить о принятии мер для исполнения решений Суда.

Главным форумом  для конкретных действий по формированию всеобъемлющей системы безопасности является Организация Объединенных наций - универсальная международная организация безопасности и сотрудничества государств. ООН должна быть, в соответствии с ее уставом, центром для согласованных действий всех наций в достижении своих целей. Практически деятельность ООН охватывает все сферы  всеобъемлющей международной безопасности: военную, политическую, экономическую, экологическую и гуманитарную. Подавляющее большинство вопросов из этих сфер обсуждалось на Генеральной Ассамблее, и по ним принимались соответствующие резолюции. Кроме того, подобные вопросы рассматриваются в других главных органах ООН - в Совете Безопасности, Экономическом и Социальном Совете, в постоянных органах ООН, таких как Конференция ООН по торговле и развитию, в специальных комитетах Генеральной Ассамблеи, в специализированных учреждениях ООН, в МАГАТЭ и на Конференции по разоружению. Все эти международные органы представляют собой готовые и действующие механизмы для переговоров по большинству вопросов всеобъемлющей безопасности. Именно в их рамках было выработано большинство из существующих международных договоров в области  всеобъемлющей международной безопасности.

Таким образом, в  рамках ООН уже обсуждались и  продолжают обсуждаться вопросы, которые, по существу, входят составными элементами в систему всеобъемлющей международной безопасности. В резолюции 42/93 от 7 декабря 1987 г. Ассамблея отметила, что со времени принятия Устава ООН в мире произошли крупные политические, экономические и социальные перемены, выросла взаимозависимость государств, что самой актуальной задачей сегодня является ликвидация угрозы ядерной войны. Вместе с тем она признала общую заинтересованность всех государств в разработке на основе Устава ООН эффективного и всеобъемлющего подхода к международной безопасности, что в свою очередь, требует совместных усилий всех участников международных отношений в области разоружения, мирного урегулирования международных споров и конфликтов, экономического развития и сотрудничества, охраны окружающей среды, поощрения и защиты прав человека и основных свобод. В резолюции 43/от 7 декабря 1988 г. Ассамблея  призвала все государства внести свой вклад в международный диалог, прежде всего в рамках ООН, с целью поиска приемлемых для всех путей, средств и координации практических мер по укреплению на всеобъемлющей основе системы безопасности, определенной в Уставе ООН в поддержании международного мира и безопасности во всех аспектах.

Формирование всеобъемлющей  международной безопасности ставит вопрос об активизации всех соответствующих  органов системы ООН в данном направлении. Повышению эффективности  работы Генеральной Ассамблеи содействовало бы, как предполагает СССР, проведение специальных сессий по неотложным политическим проблемам и отдельным вопросам разоружения; повышению эффективности Совета Безопасности – проведение его заседаний на уровне министров иностранных дел или открытии очередной сессии Генеральной Ассамблеи. И тот, и другой международный орган могли бы чаще обращаться в Международный Суд ООН за консультативными заключениями по международно-правовым вопросам. В этом же направлении действовало бы расширение обязательной юрисдикции ,Международного Суда ООН. Можно было бы шире использовать институт военных наблюдателей ООН и вооруженных сил ООН  по поддержанию мира в целях разъединения войск воюющих сторон, наблюдения за прекращением огня и выполнением соглашений о перемирии. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 44/21 от 15 ноября 1989 г. Призвала все государства умножить их практические усилия в направлении обеспечения международного мира и безопасности во всех ее аспектах, подтвердила действенность и значение Устава ООН, необходимость уважения его основных принципов, высказалась за сотрудничество в рамках ООН, ее главных и многогранных подходов к осуществлению и укреплению принципов и системы мира, безопасности и международного сотрудничества на основе Устава ООН.

Формирование всеобъемлющей  международной безопасности будет  сопровождаться образованием новых  международных органов. В этой связи  СССР предложил создать под эгидой ООН механизм широкого международного контроля за выполнением соглашений по снижению международной напряженности, ограничению вооружений и за военной  обстановкой в конфликтных районах, а также образовать международный  трибунал по расследованию актов  международного терроризма. СССР неоднократно призывал к созданию Всемирной космической  организации по мирному освоению космоса, которая могла бы работать в тесной связи с ООН. В своем  выступлении на Генеральной Ассамблеи  ООН 7 декабря 1988 г. М. С. Горбачев поставил вопрос об образовании при ООН  международного центра срочной экологической  помощи районам с резким ухудшением экологической обстановки.

Региональные органы и форумы могут сыграть значительную роль в осуществлении программы всеобъемлющей международной безопасности. Для того, чтобы безопасность была всеобъемлющей, она должна в равной мере относиться ко всем регионам. Сама система такой безопасности предполагает меры не только глобального, но и регионального характера, например, по ограничению вооружения и вооруженных сил, созданию безъядерных зон, зон мира, а также меры доверия и предотвращения внезапного нападения. На региональном уровне могут конкретизироваться и развиваться принципы и нормы международного права в области экономического, экологического и гуманитарного сотрудничества. Хороший пример в этом отношении подала Европа, где возник и продолжает развиваться хельсинкский процесс сотрудничества и безопасности государств. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года были изложены в наиболее полной форме, чем где бы то ни было, такие важнейшие принципы международного права, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела государств, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву .Кроме того, были намечены пути сотрудничества государств в области экономики, науки, техники и окружающей среды, а также в гуманитарной и других областях. Все это свидетельствует о том, что и на региональном уровне возможны развитие важнейших принципов международного права и разработка мер, которые могут быть составной частью всеобъемлющей международной безопасности. Подобные действия в других районах явились бы существенным вкладом в ее формирование. Известны, например, предложения СССР об укреплении международной безопасности и развитии международного сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе. В каждом регионе существуют свои проблемы и противоречия в различных областях. Имеются и свои приоритеты, но все действия в направлении решения существующих там проблем будут значительно способствовать формированию всеобъемлющей международной безопасности.

Диалог по многим вопросам, входящим в систему всеобъемлющей  международной безопасности, можно  вести и на двусторонней основе. Яркий пример- Договор между СССР и США по РСМД 1987 года. На двусторонне  основе могут решаться вопросы о  мерах доверия, предотвращения внезапного нападения и укрепления неприкосновенности государственных границ, а также развиваться сотрудничество в экономической, экологической и гуманитарной областях.

Активизация диалога  и приведение в действие существующих механизмов на всех уровнях способствовали бы эффективному формированию всеобъемлющей  международной безопасности. Однако в любом случае такой процесс  не может быть быстротечным. Скорее, это длительный процесс достижения договоренностей по всем существующим вопросам и закреплении  этих договоренностей  в принципах и нормах международного права. С точки зрения международного права данный процесс сам по себе является довольно сложным. Даже при всеобщей заинтересованности государств решении тех или иных проблем их позиции по конкретным вопросам, как правило, различаются. Достижения решения состоит в нахождении такого компромиссного варианта, который подходил бы всем государствам. Однако и устраивать государства компромисс может по-разному. Практика показывает, что, чем в большей степени он годится государствам, тем больше шансов на то, что будет соблюдаться. Шаткие компромиссы не имеют долгой жизни. Вместе с тем легче достигнуть такого решения, которое фиксируется в документах, имеющих значение деклараций и рекомендаций, чем решения, закрепляемого в нормах международного договора. Путь к заключению международных договоров проходит зачастую через стадию принятия различных деклараций и рекомендаций, в том числе в форме резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Этот путь может оказаться не скорым, но международные договоры являются наиболее прочной международно-правовой базой всеобъемлющей международной безопасности.

Таким образом, международное  право имеет первостепенное значение для закрепления достигнутых  договоренностей по всем аспектам всеобъемлющей  международной безопасности. Существенную роль при эртом призвана сыграть наука международного права. Поскольку создание норм международного права является согласованием позиций заинтересованных государств, изучение этих позиций имеет большое значение для конструирования возможных вариантов их сближения. Существуют и многие другие международно-правовые вопросы, имеющие принципиальное значение для всех аспектов всеобъемлющей международной безопасности, которые требуют своего изучения. В целом для успешного продвижения всеобъемлющей системы международно-правовых исследований. В целом для успешного продвижения всеобъемлющей системы международной безопасности необходимо развитие соответствующих международно-правовых исследований. В своей резолюции 42/93 Генеральная Ассамблея подчеркнула необходимость развития диалога не только в ООН, но и по всем направлениям и на всех уровнях «с тем, чтобы сблизить различные концепции и изучить приемлемые для всех пути и средства обеспечения всеобъемлющей безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций с учетом реальностей ядерно-космической эры.» 
 
 


Информация о работе Создание всеобъемлющей системы безопасности