Создание всеобъемлющей системы безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Эта новая концепция международной безопасности не заменяет собой международную безопасность, основанную на Уставе ООН, а дополняет ее и сама основывается на принципах Устава ООН. Традиционная международная безопасность получила название коллективной безопасности, которая является определенной системой взаимоотношений государств в целях поддержания международного мира и безопасности, регламентируемых принципами и нормами Устава ООН. Эта коллективная безопасность, согласно советской теории международного права включает в себя: 1

Работа содержит 1 файл

глава 1.docx

— 35.39 Кб (Скачать)

Глава 1.

Концепция всеобъемлющей международной  безопасности.

Всеобъемлющая система  международной безопасности, выдвинутая на XXVII съезде КПСС, представляет собой новый подход к проблеме обеспечения международной безопасности, основанной на Уставе ООН.

Эта новая концепция  международной безопасности не заменяет собой международную безопасность, основанную на Уставе ООН, а дополняет  ее и сама основывается на принципах Устава ООН. Традиционная международная безопасность получила название коллективной безопасности, которая является определенной системой взаимоотношений государств в целях поддержания международного мира и безопасности, регламентируемых принципами и нормами Устава ООН. Эта коллективная безопасность, согласно советской теории международного права включает в себя: 1) основные принципы международного права ( запрещение применения силы или угрозы силой, мирное решение споров, суверенное равенство государств, территориальная целостность, невмешательство и др.); 2) процедуры мирного решения споров; 3) коллективные действия для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии; 4) полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН по рассмотрению вопросов разоружения и ограничения вооружений. Таково традиционное понимание коллективной безопасности по Уставу ООН. Кроме того, Устав ООН содержит также целую главу об экономическом и социальном сотрудничестве государств.

Таким образом, в  Уставе ООН вместе с коллективной безопасностью заложены некоторые  основы для всеобъемлющей безопасности в военной и политической сферах, а также в какой-то степени  и в экономической и социальных сферах.  Однако эти основы изложены в весьма общем плане, если рассматривать их с точки зрения всеобъемлющей международной безопасности. Например, полномочия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности по вопросам разоружения и ограничения вооружений представлены весьма односложно, что, в общем, не мешает этим органам осуществлять свои функции в указанной области, но реальный процесс принятия мер по разоружению проходит не в данных органах ООН, а на многосторонних и двусторонних переговорах непосредственно заинтересованных государств. Некоторые принципы, входящие во вторую, политическую сферу всеобъемлющей международной безопасности, существует в различных частях  Устава ООН  также в самой общей форме. Международное экономическое и социальное сотрудничество по Уставу ООН имеет весьма скромную связь с необходимостью установления «мирных и дружественных отношений между нациями». Таким образом, Устав ООН содержит некоторые основы для построения всеобъемлющей международной безопасности по всем ее четырем сферам.

Вместе с тем  в Уставе ООН не упоминаются такие  проблемы, как запрещение ядерного оружия и других средств массового  уничтожения, недопущение гонки  вооружений в космосе, предотвращение внезапного нападения и международного терроризма, перестройка международных  экономических отношений, международное  сотрудничество по конкретным вопросам прав человека и др. В этом плане  содержащиеся в Уставе ООН основы являются лишь отправной точкой для  движения вперед и достижения новых  соглашений на пути к всеобъемлющей  международной безопасности.

Практика ООН шла  именно по пути выработки новых соглашений и рекомендаций по различным конкретным вопросам международных отношений, в том числе касающимся международной  безопасности. Нормы этих соглашений и рекомендаций создают второй, относительно Устава ООН, более конкретный слой международного правопорядка, который целиком основывается на целях и принципах Устава ООН. Следовательно, уже существует процесс  создания более конкретного, чем  зафиксированный в Уставе ООН,, международного правопорядка. Кроме того, и в ряде положений Устава ООН прямо или косвенно предусматривается возможность такого развития.

В естественный процесс  становления более конкретного  международного правопорядка также  естественно вписывается концепция  создания всеобъемлющей международной  безопасности. Эта концепция, во-первых, так же как и другие соглашения и рекомендации, основывается на целях  и принципах Устава ООН; во-вторых, выделяет некоторые основные направления  развития международного правопорядка в качестве приоритетных для обеспечения  всеобъемлющей международной безопасности, в-третьих, четко ставит вопрос о  том, что всеобъемлющая международная  безопасность не может строиться  без учета экономических и гуманитарных вопросов современности; в-четвертых, заставляет уделить более пристальноное внимание состоянию международного права в выдвинутых ею направлениях; в-пятых, будет содействовать активизации определенных мер в тех же областях на региональном уровне и в конечном счете способствовать необратимости всего этого процесса.

Роль международного права в создании всеобъемлющей  международной безопасности достаточно велика. Без него эту безопасность вообще невозможно построить, ибо она  представляет собой определенную систему  межгосударственных отношений, которые  будут соблюдаться только в том  случае, если станут выражать обязательные правила поведения для государств, а они есть не что иное как принципы и нормы международного права. Таким  образом, всеобъемлющая международная безопасность станет эффективной только тогда, когда появятся договоренности по всем ее пунктам и они получат закрепление в принципах и нормах международного права.

Вошедшие в систему  всеобъемлющей системы безопасности уже существуют и действуют некоторые  принципы и нормы международного права, другие проходят стадию своего становления, а в иных случаях  процесс выработки международно-правовых норм еще и не начинался.

В системе всеобъемлющей  международной безопасности уже  существуют некоторые принципы и  нормы международного права, выработки  международно-правовых норм еще и  не начинался.

Основные принципы Устава ООН, такие как суверенное равенство государств, запрещение угрозы силой или ее применения, территориальная  целостность государств, мирное решение  споров, невмешательство, самоопределение  народов и наций, уважение прав человека и основных свобод, полностью вошли  в различные положения всеобъемлющей  системы международной безопасности. Однако многие из этих принципов в  Уставе ООН были зафиксированы весьма односложно и с момента его  принятия были развиты в ряде резолюций  Генеральной Ассамблеи ООН, которые  не имеют обязательной юридической  силы. Поэтому данные принципы нуждаются  в кодификации, с тем чтобы  современное содержание было однозначным  и обладало обязательной юридической силой для всех. Кроме того, возникают такие новые принципы общего международного права, как равенство и одинаковая безопасность. Разумная достаточность, неприменение экономической силы, охрана окружающей среды и др., которые не зафиксированы в Уставе ООН и находятся на различных стадиях своего развития. Эти принципы еще больше нуждаются в разработке и юридическом закреплении.

Состояние договорных норм в системе всеобъемлющей  международной безопасности носит  еще более разнообразный характер. Существуют международные договоры, в отношении которых может возникать вопрос только об их эффективности. По ряду вопросов договоры еще только вырабатываются, по другим имеются лишь декларации или резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, что зачастую предшествует разработке и принятию международных договоров. Наконец, по некоторым вопросам пока не выработано даже согласованного мнения. Отсюда следует, что система всеобъемлющей международной безопасности представляет собой большое поле деятельности для международного договорного права.

В каждом из разделов всеобъемлющей системы международной  безопасности имеются свои политические и юридические проблемы. В военной  области существуют юридические  проблемы повышения эффективности  ряда действующих договорных норм, а также разработки и принятия новых международных договоров. В частности, необходимо укрепление эффективности таких действующих  договоров, как Договор о нераспространении  ядерного оружия, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) и др. Процесс разработки новых международных договоров уже идет по таким вопросам, как запрещение ядерного оружия, запрещение и ликвидация химического оружия, 50-процентное сокращение обычных вооружений и вооруженных сил. В стадии обсуждения с целью последующего достижения согласия о необходимости заключения международного договора находятся такие проблемы, как недопущение гонки вооружений в космосе, запрещение разработки и производства новых видов и систем оружия массового уничтожения и др. Наконец, есть и такие вопросы, по которым обсуждение сводится к предварительному выдвижению инициатив и обмену мнениями между заинтересованными сторонами: полное запрещение и ликвидация ядерного оружия, снижение уровней военных потенциалов до пределов разумной достаточности, ограничение военно-морской деятельности, ограничение поставок оружия, роспуск военных группировок и сокращение военных бюджетов.

В политической области  всеобъемлющей международной безопасности международно-правовые проблемы заключаются  в кодификации принципов суверенного  равенства государств и невмешательства,  территориальной целостности и  неприкосновенности государственных  границ, самоопределение народов  и наций, мирного урегулирования международных споров и др., в  которой нашло бы адекватное выражение  сформулированное в ряде международных  документов содержание этих принципов, отражающее объективные тенденции  развития международного права. Кроме  того, необходима разработка гибкой системы  мер обеспечения безопасности государственных  границ, включая меры доверия, создание демилитаризованных зон и т.п. на договорной основе. Нуждаются в более тщательном и системном правовом обеспечении борьба с международным терроризмом.

В области международных  экономических отношений существуют неравномерность экономического развития различных государств, большая хозяйственная  отсталость многих развивающихся стран  и их колоссальная финансовая задолженность, попытки промышленно развитых капиталистических  стран использовать сложившуюся  ситуацию в свою пользу за счет экономики  развивающихся стран, дискриминация  и неравенство в экономических  отношениях и др. Соответственно необходимо найти способы решения возникающих  проблем и закрепить их в международно-правовых принципах и нормах. Пока что в  данной сфере преобладают различного рода рекомендации, выраженные в декларациях  государств и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН на основе общих принципов и норм международного международного права, а собственная нормативная основа развита еще недостаточно. Наконец, существует ряд глобальных проблем первостепенного значения: защита окружающей среды, объединение усилий в мирном использовании космоса, разработка минеральных ресурсов общего наследия человечества и др. С этой целью заключен ряд многосторонних договоров, но они не охватывают и половины всех существующих проблем.

В гуманитарной области  международно-правовая база также далека от совершенства. В информационной сфере необходимы кодификация специальных  принципов и норм, сложившихся  на основе Устава ООН, и достижение новых соглашений. Искоренение международных  преступлений в гуманитарной области  требует универсализация ряда международно-правовых норм и, вероятно, разработки новых. Универсализация должна происходить и сфере осуществления политических, социальных и личных прав человека. Совершенствование правовой основы необходимо для развития контактов между людьми и международного сотрудничества в области науки и культуры.

Из изложенного  видно, что роль международного права  в создании всеобъемлющей безопасности весьма велика. Закрепление договоренностей  по вопросам всеобъемлющей безопасности в принципах и нормах международного права позволяет упорядочить  и стабилизировать взаимоотношения  государств. Создавая определенные критерии для поведения сторон в их конкретных отношениях, международно-правовые принципы и нормы тем самым упорядочивают эти отношения. Более или менее длительный характер этих критериев или прав и обязанностей сторон соответственно на такое же время стабилизирует эти отношения в определенном качестве, что дает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие, а также других отношений, связанных с ними.

В связи с большим  значением международных договоров, входящих в систему всеобъемлющей  международной безопасности, особый интерес возникает к таким  вопросам, как длительность действия договоров, возможность выхода из них, их универсальность и обеспечение  выполнения. Возможно, что к договорам  такого типа следует применять более  жесткие требования, в частности  они должны быть бессрочными либо с длительным сроком действия. Выход  из этих договоров необходимо ограничить строго определенными случаями. Участие  в многосторонних договорах должно быть универсальным, во всяком случае- всех государств, имеющих непосредственное отношение к объекту и целям  таких договоров.

Весьма важным в  данном случае является обеспечение  выполнения международных договоров. Ссылка на некоторые средства обеспечения  выполнения договоров нередко  содержится в самих договорах. Так, большое распространение получила практика создания смешанных (совместных) комиссий сторон, которые следят за выполнением договора и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Очень часто международные договоры содержат перечень мирных средств, которые применяются в случае споров по поводу толкования или применения данного договора. Иногда встречается прямое указание на применение обязательной юрисдикции международного суда или арбитража. В договорах по ограничению вооружений предусматриваются специальные системы проверки и контроля за выполнением договорных обязательств,  которые могут осуществляться или специально созданным международным органом, или в контакте с каким-либо иным международным органом. Особенностью договоров об ограничении вооружений является и то, что в данной сфере государства избегают применения обязательной юрисдикции. Все упомянутые меры являются важными средствами обеспечения выполнения международных договоров и, несомненно, будут развиваться в будущем, в том числе нормы об обязательной юрисдикции мирных средств решения споров, которая в разнообразных формах может получить большое распространение в договорах о всеобъемлющей международной безопасности.

Информация о работе Создание всеобъемлющей системы безопасности