Соотношение международного и национального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Существует мнение, что международное право не нужно юристам, занимающимся внутренним правом. С этим трудно согласиться. Глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем. Международное право оказывает растущее влияние на законодательство государств, включая конституционное. Как известно, основные разделы конституций, посвященные правам человека, формулируются с учетом международных норм. В неменьшей степени это относится и к другим отраслям права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Юридическая природа международного права: понятие, форма и источники…………………………………………………………………….….5

2. Проблема соотношения международного и национального права……….7

3 . Взаимосвязь международного и внутригосударственного права: доктринальные позиции (дуализм и монизм)…………………………………9

3.1. Влияние национального права на международное право. ……………..12

3.2. Влияние международного права на национальное право. ……………..13

3.3. Формы и способы реализации в РФ международных правовых норм….16

3.4 Взаимодействие международного и внутреннего права

в условиях глобализации………………………………………………………19

3.5. Конституция России и международное право…………………………….23

4. Проблемы коллизий международно-правовых норм и

национальных норм……………………………………………………………26

Заключение …………………………………………………………………….29

Список использованной литературы...................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

Ратификация - это всего лишь одна из форм дачи согласия на договор. Договор во внутригосударственной  сфере применяется не потому, что  он ратифицирован (тем более, что  ратифицируется малая часть договоров), а потому, что он содержит нормы  МП.

Исключение  составляют нормы Конституции РФ, согласно которым международный  договор, предусматривающий иные правила, чем зафиксированные в Конституции, может быть ратифицирован только после внесения в нее соответствующих  изменений. Существование правила  о приоритетном применении международных  норм в случае коллизии с нормами  права РФ соответствует общей  тенденции гармонизации законодательства с международными обязательствами  РФ. Правда, в правоприменительной  деятельности в связи с конституционным  закреплением этого принципа возникают  некоторые проблемы. Международные  договоры по борьбе с преступностью, например, определяют не только формы  борьбы с правонарушениями, но и  перечень преступных, с точки зрения МП, деяний. При этом объективная  сторона деяния по конвенциям зачастую шире, чем по УК России. Правоохранительные органы на практике иногда учитывают  положения международно-правовых норм, иногда - нет; в последнем случае мы имеем несоблюдение конституционного положения (ч. 4 ст. 15). Казусы такого рода необходимо решать следующим образом: нормы международных договоров, предназначенные для прямого  действия в РФ, либо договоров, согласие на которые дано Государственной  Думой Федерального Собрания РФ в  форме закона, должны непосредственно  регулировать правоотношения в нашей  стране и иметь приоритет перед  национальным правом; нормы договоров, которые реализуются с помощью  российского права, являются основанием для приведения законодательства РФ в соответствие с международными договорами. 2. Могут ли последующие  внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому же вопросу  международные договоры по принципам:

а) "последующий  закон отменяет предыдущий"

б) "норма  с большей силой отменяет норму  с меньшей силой"

в) "специальный  закон отменяет общий"? Правила "последующий  закон отменяет предыдущий", "норма  с большей силой отменяет норму  с меньшей силой", "специальный  закон отменяет общий" к соотношению  российского и международного права  неприменимы; это нормы различных  систем права. Последующая норма  права РФ не может отменять или  изменять ранее заключенный международный  договор (пока, разумеется, договор  остается в силе для РФ). Внутригосударственная  норма специального характера не может отменять или изменять международные  нормы более общего характера, поскольку  они являются нормами различных  систем права.  Какова юридическая  сила "первоначально" внутригосударственных  и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных  документов)? Думается, что последующий  внутренний нормативный акт не может  отменять или изменять действие предыдущих имплементационных норм. Иное противоречило  бы конституционному принципу добросовестного  выполнения международных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

Подводя итог всей моей работы, следует отметить некоторые выводы, к которым я пришла в результате исследования:

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Международное право призвано регулировать совершенно особую разновидность  общественных отношений - межгосударственных, т.е. властных отношений с участием суверенных государств. Поэтому механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

Международное право имеет  свои собственные форму и содержание, представляя собой их единство. Главная роль, разумеется, принадлежит содержанию. Различают юридическое содержание и социальное. Юридическим содержанием международного права являются нормы. Юридическое содержание нормы - правило поведения. Нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права. Содержание динамично, а форма стабильна. Содержание может существенно изменяться в рамках данной формы. Но если изменения выходят за эти рамки, то появляется необходимость изменения формы.

Источники международного права - это официально-юридическая форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму, в которой воплощается нормативное содержание норм.

Существуют проблемы взаимоотношений  двух систем - международной и национальной - взаимосвязи внешней и внутренней политики государства, взаимодействия общественно-политической системы общества с международной системой.

И все же в современном мире существуют и постоянно развиваются различные  правовые системы. Несмотря на то, что  каждая из них создается суверенным государством и действует на ограниченной территории, невозможно исключить их взаимного влияния. В отличие от них система международного права создается путем согласования воли и внешней политики всех участников международных отношений, поэтому она является наиболее открытой для влияния извне. Такая система способна оказывать гораздо большее влияние на внутригосударственные системы права, чем все они друг на друга, - это обусловлено устойчивой взаимосвязью между национальными правовыми системами и международным правом.

Влияние международного права  на внутригосударственное, большей  частью выражается в виде прямой связи  через соответствующую национальную правовую систему. При этом, та или  иная международная норма, признанная данным государством, непосредственно  влияет на появление соответствующей  новой национальной законодательной  нормы, или, наоборот, на ее отмену или  изменение. Влияние же национального  законодательства на международное  право носит опосредованный характер и осуществляется главным образом  через международную практику государств.

Международно-правовые нормы  реализуются в нашей стране в  двух формах:

1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовые нормы;

2) в форме непосредственного применения норм международного права в качестве регуляторов внутренних отношений.

При всем этом существует возможность коллизий международно-правовых норм и норм национального права. Некоторые коллизии являются следствием несоблюдением государствами своих международно-правовых обязательств (скажем, неприведением национального законодательства в соответствие с международными обязательствами). Другие коллизии объективно обусловлены и их существование неизбежно (например, предоставление особых прав и преимуществ гражданам государства-контрагента по двустороннему договору). Можно выделять следующие причины возникновения коллизий - просрочка принятия национальных имплементационных актов, ненадлежащая по содержанию имплементация международных норм, необходимость специфического регулирования отношений с отдельными государствами и т.д. Соответственно, методы урегулирования и разрешения коллизий могут быть разными. Можно, в частности, устранить разрыв во времени между вступлением в силу для государства международных обязательств и изданием имплементационных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

2.Буткевич В.Г. Теоретические основы взаимодействия международного и внутригосударственного права

3.Анисимов Л.Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство/ Международное право в современном мире. Сб. статей. М., 1984.

4.Игнатенко Г.В. Советское законодательство и международные договоры: опыт, тенденции и проблемы взаимодействия // Правоведение. 1987. N 5.

5. Карташкин В.А. Права человека  в международном и внутригосударственном  праве. М., 1995.

6. Мюллерсон Р.А. Соотношение  международного и национального  права. М., 1982. С.31

7.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 г. Москва «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

8. «Федеральный закон о международных договорах РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 American Political Science Review. 2001. March. P. 7.

2 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

3 Буткевич В.Г. Теоретические основы взаимодействия международного и внутригосударственного права: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Киев, 1980. С. 29 - 30.

4 Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996. С. 18.

5 Анисимов Л.Н. Имплементация норм международного права в национальное законодательство/ Международное право в современном мире. Сб. статей. М., 1984. С.117.

6 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996. С. 228. 

7 Игнатенко Г.В. Советское законодательство и международные договоры: опыт, тенденции и проблемы взаимодействия // Правоведение. 1987. N 5. С. 70.

8 Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М., 1997. С. 274. 
 

9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 г. Москва «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

10 Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

 


Информация о работе Соотношение международного и национального права