Соотношение международного и национального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Существует мнение, что международное право не нужно юристам, занимающимся внутренним правом. С этим трудно согласиться. Глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем. Международное право оказывает растущее влияние на законодательство государств, включая конституционное. Как известно, основные разделы конституций, посвященные правам человека, формулируются с учетом международных норм. В неменьшей степени это относится и к другим отраслям права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Юридическая природа международного права: понятие, форма и источники…………………………………………………………………….….5

2. Проблема соотношения международного и национального права……….7

3 . Взаимосвязь международного и внутригосударственного права: доктринальные позиции (дуализм и монизм)…………………………………9

3.1. Влияние национального права на международное право. ……………..12

3.2. Влияние международного права на национальное право. ……………..13

3.3. Формы и способы реализации в РФ международных правовых норм….16

3.4 Взаимодействие международного и внутреннего права

в условиях глобализации………………………………………………………19

3.5. Конституция России и международное право…………………………….23

4. Проблемы коллизий международно-правовых норм и

национальных норм……………………………………………………………26

Заключение …………………………………………………………………….29

Список использованной литературы...................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, очевидны. Они возникают объективно, в силу особенностей данных правовых феноменов. Предлагаемые к рассмотрению проблемы, важны не только как доктринальные, исследующие ценностные, гносеологические и социологические аспекты взаимодействия международного и внутригосударственного права, но и как сугубо практические, имеющие выход на конкретные правовые явления и действия государств.

Только строгое соблюдение общепризнанных норм и принципов международного права и договорных норм с широким  использованием мирных средств и  восприятием норм международного права  внутренним законодательством большинства  государств мира может привести к  уменьшению конфликтов между государствами, что еще раз подчеркивает важность изучения поставленной проблемы.

Существует значительное количество доктринальных исследований российских ученых правоведов в области соотношения, взаимодействия, применения, согласованности, использования и действия международных  норм во внутригосударственном (национальном) праве (например, работы Э.М. Аметистова, И.П. Блищенко, В.Г. Буткевича, Г.В. Игнатенко, Д.Б. Левина, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Б.Г. Манова, Н.В. Миронова, Р.А. Мюллерсона и др.). Все это определяется объективным  процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением  воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения  внутри страны. Однако проблема соотношения  международного и внутригосударственного права пока не нашла своего теоретического и практического разрешения.

Взаимодействие международного и внутреннего права государств приобретает особенно большое значение в условиях глобализации. Осуществление  международным правом своих функций  возможно лишь при тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С  другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит  от взаимодействия с международным  правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права  носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую  закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым  сообществом.

 

 

 

 

Глава 3.

Взаимосвязь международного и внутригосударственного права: доктринальные  позиции (дуализм и монизм).

В современном мире существуют и  постоянно развиваются различные  правовые системы. Несмотря на то, что  каждая из них создается суверенным государством и действует на ограниченной территории, невозможно исключить их взаимного влияния. В отличие  от них система международного права  создается путем согласования воли и внешней политики всех участников международных отношений, поэтому  она является наиболее открытой для  влияния извне. Такая система  способна оказывать гораздо большее  влияние на внутригосударственные  системы права, чем все они  друг на друга, - это обусловлено  устойчивой взаимосвязью между национальными  правовыми системами и международным  правом.

С точки зрения практики рассмотрение вопросов взаимодействия международного права и национального права  России обусловлено тем, что Конституция  РФ дает правоприменителю возможность (а иногда и создает для него обязанность) реализовать во внутригосударственной  сфере нормы международного права: нормы международных договоров  РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права. Между тем  следует обратить внимание на слабую разработанность этих аспектов. 
Заметим, что каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Взаимодействие национального и международного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Первое из них, в свою очередь, делится на взаимодействие в правоприменительной и в законодательной сферах (процессуальное взаимодействие). В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. 
Вывод о том, что отношения между современным российским и международным правом характеризуются взаимодействием, можно сделать на основе анализа Конституции РФ, в п. 4 ст. 15 которой определено, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Кроме того, нормы договоров страны имеют приоритет над теми нормами законодательства РФ, которые им противоречат. То же закреплено в ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Взаимодействие международного и  национального права в правоприменительном  процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других субъектов права  по выработке сходных или общих  форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами  обеих правовых систем.3 В преамбуле Закона о международных договорах написано о неукоснительном соблюдении Россией договорных и обычных норм, основополагающего принципа международного права - принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. На это же указывает и одно из положений преамбулы Конституции РФ, в котором говорится, что многонациональный народ Российской Федерации принимает Конституцию, "осознавая себя частью мирового сообщества". 
Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств подразумевает, что государства должны принимать все меры для их соблюдения и реализации, а также имеют право требовать друг от друга исполнения этих обязательств. За нарушение международных обязательств могут последовать меры международно-правовой ответственности. Международные обязательства могут возникать не только из международных договоров, но и из общепризнанных норм и принципов международного права. Следует учитывать, что они обладают не меньшей, а иногда и большей юридической силой, чем нормы международных договоров.

Один из наиболее важных вопросов, с которым связан процесс реализации норм международного права, - какие  именно договоры подлежат реализации на территории России. Как в Конституции  РФ, так и в Законе о международных  договорах говорится, об опубликованных договорах.

В п. 3 ст. 5 Закона о международных  договорах записано, что положения  официально опубликованных договоров  РФ, не требующие издания внутригосударственных  актов для применения, действуют  в Российской Федерации непосредственно. 
Непосредственное применение (действие) договоров иногда толкуется его противниками как сквозное, автоматическое, помимо воли государства действие норм международного права на его территории. В п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах подразумевается то, что ратифицированные и опубликованные договоры Российской Федерации разделяются на две категории в зависимости от порядка их реализации. Одни из них могут действовать непосредственно, а для осуществления положений других необходимо принятие внутригосударственного нормативно - правового акта. В ходе правоприменительной деятельности государственные органы могут прямо ссылаться на нормы договоров, относящихся к первой группе, и должны ссылаться на внутригосударственный нормативно - правовой акт во втором случае. Существует также мнение, что по смыслу п. 3 ст. 5 все договоры Российской Федерации делятся на две группы: 1) самоисполнимые, 2) несамоисполнимые.4

В доктрине международного права существуют разные точки зрения относительно соотношения  международного и внутригосударственного права. Одни ученые придерживаются дуалистической концепции, другие — монистической. Суть дуализма состоит в том, что международное право и внутригосударственное рассматриваются как различные, но взаимосвязанные между собой системы. Сначала дуалистическая концепция подчеркивала не столько связь между этими системами права, сколько их различия и независимость. Виднейшие представители этого направления заявляли, что международное право и внутригосударственное право представляют собой отдельные отрасли права, которые хотя и никогда не пересекаются, но в той или иной степени взаимодействуют. Современные юристы-международники, сторонники дуалистической концепции, подчеркивая разделение правовых систем на международное и внутригосударственное право, признают их более тесную связь и взаимодействие. Концепция дуализма наиболее правильно отражает соотношение международного и внутреннего права. Ее недостаток видится в некоторой недооценке взаимосвязи двух систем. Неслучайно сторонники данной концепции нередко ищут пути преодоления этого недостатка и способы преодоления коллизий. Болгарский юрист П. Радойнов выдвинул концепцию реалистического дуализма, в соответствии с которой необходимо исходить из того, что коллизии в конечном счете решаются в пользу международного права, так как иной подход означал бы его отрицание.

Сторонники  монистического направления также  не отличались единством взглядов. Одни из них исходили из примата  внутригосударственного права, другие — из верховенства международного права. В настоящее время подавляющее большинство сторонников теории монизма придерживаются мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. В современных международных отношениях признание рядом ученых этого верховенства связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового права. Если раньше мировое государство и право рассматривались как панацея от войны, то ныне эта идея выдвигается в целях обеспечения «человеческого достоинства» и защиты прав человека.

 

 

 

3.1. Влияние национального  права на международное право. 

Фактическое взаимодействие систем международного и внутригосударственного права  складывается из исторически объективного первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм и влияния  уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие национального  законодательства и в целом на состояние права в конкретной стране. В данной связи следует  отметить одно особое обстоятельство, характеризующее взаимодействие систем международного и внутригосударственного права. Оно состоит в том, что  такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного  влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Первичность влияния внутригосударственного права на международное право  в сегодняшнем мире не следует  понимать как признание примата  внутригосударственного права над  международным. Речь идет, прежде всего, о том, что государства, вступая  в процесс выработки норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли, которые предоставляются  им национальным законодательством, внутренними  социально-экономическими и политическими  основами государственного устройства. Поэтому говорить о влиянии национального  права отдельных государств, оказываемом  на международное право, можно прежде всего применительно к нормам основных законов этих стран - конституций  или других актов, закрепляющих фундаментальные  принципы их внутренней и внешней  политики. Трудно переоценить, например, значение для развития международного права актов Великой Французской  буржуазной революции или первых революционных декретов России - Декрета  о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., 10 принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г., соответствовавших  по содержанию принципам, которые были сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и сыграли известную  роль в формальном закреплении их в действующих нормах международного права.

Национальное право двояко влияет на МП:

     1) через содержание  норм внутригосударственного права  на со-

держание международно-правовых норм.

     2) Посредствам воздействия  норм внутреннего права на  сам порядок создания норм  МП, их действенность.

     В первом случае  речь идет о материальном влиянии.

      Нормы внутригосударственного  права, влияющие на содержание

норм МП:

     - принципы ВП государства,  закрепленные в основном законе

(Конституция)

     - конкретные нормы  национального права, регулирующие  различные аспекты осуществления  ВП функций государства (порядок  заключения международных договоров,  привилегии и иммунитеты,

иммунитет государства и его  собственности).

     - прогрессивное законодательство  в области прав человека.

     - ряд общих принципов  права первоначально появился  во внутреннем праве.

 

3.2. Влияние международного  права на национальное право. 

Влияние международного права на внутригосударственное, как пишет Л. Н. Анисимов, большей  частью выражается в виде прямой связи  через соответствующую национальную правовую систему. «При этом, та или  иная международная норма, признанная данным государством, непосредственно  влияет на появление соответствующей  новой национальной законодательной  нормы, или, наоборот, на ее отмену или  изменение». Влияние же «национального законодательства на международное  право носит опосредованный характер и осуществляется главным образом  через международную практику государств»5

В настоящее время важным фактором развития российского законодательства служит анализ природы, особенностей, источников международного права. Согласно широко распространенной точке зрения природа международного права имеет  согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким способом создания норм является соглашение государств, в  основе которого лежит согласование воль сторон. Достижение подобного  согласования нередко связано с  компромиссом, соразмерными уступками  государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить  международный договор. Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам  международного права осуществлять взаимодействие на международной арене  и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем  и задач. На согласительной основе проявляется  стремление субъектов международного права предпринимать коллективные меры по разрешению международных кризисных  ситуаций, создаются механизмы, которые  способствуют реализации взятых на себя государствами международных обязательств. В условиях глобализации стоит общая  задача выработки средств управления глобальными процессами и развития международного права, а также национальных правопорядков на основе незыблемости общепризнанных принципов и норм международного права. 
Особую роль среди общепризнанных принципов международного права играют основные принципы международного права, имеющие императивный характер. Они представляют собой основу современного международного права, существенным образом влияющую на национальное законодательство. Любой международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, должен признаваться международным сообществом государств недействительным с момента его заключения. Недействительность международного договора означает, что он не может рассматриваться в качестве источника международного права. Следовательно, он не может применяться в международных отношениях. Такой договор не может применяться и во внутригосударственных отношениях. Что касается действительных международных договоров, т.е. соответствующих императивным нормам международного права, то они оказывают глубокое влияние на развитие законодательства государства. В международно-правовой науке высказывалось мнение о том, что непосредственное действие норм международного права в национальной правовой системе обусловлено особым характером этих норм, инкорпорированных, заимствованных из международного права. В какой бы форме ни были зафиксированы международно-правовые нормы, при определенных условиях они могут действовать непосредственно в сфере внутригосударственных отношений или преломляться в национальном законодательстве. Кроме того, такие нормы, нередко затрагивающие несколько отраслей права, могут иметь комплексный характер. Таким образом, непосредственное действие норм международного права в правовой системе государства будет связано с непосредственным действием такого источника международного права, как международный договор. Кроме того, необходимо учитывать содержание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, применение которой играет существенную роль в реализации норм международного права в законодательстве.6 
В связи с тем, что международные связи России достаточно обширны, следует констатировать и весьма активное влияние международно-правовых норм на российское законодательство. В настоящее время все отрасли российского законодательства в той или иной мере подвержены влиянию международно-правовых норм. Еще в советский период профессор Г.В. Игнатенко подчеркивал факт "сцепления" законодательства с международными договорами.

Информация о работе Соотношение международного и национального права