Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие правового статуса личности в международном праве
2. Правосубъектность и правовой статус личности

Работа содержит 1 файл

1-16 вопрос.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

8. Правовой статус  биев по обычному праву казахов

 

Биями назывались крупные представители родовой  знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если могущество султанов было обусловлено их богатством и происхождением от ак-суйек, то сила и влияние бийской группы, выросшей из недр караши, кроме ее экономически господствующего положения в общество, объяснялись и личными качествами ее членов, как-то: знанием адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нередки были случаи, когда выходцы из простого народа, благодаря своей природной одаренности добивались звания биев.

По обычному праву казахов бии решали и  уголовные дела. Но более важное значение имело решение гражданских  дел, межродовых взаимоотношений, сношений с другими народами. Для них  важно было знание норм права ханов, султанов. Отсюда бии должны были обладать памятью и знанием примеров решения различных дел в прошлом, свои доводы бий обязан был подкрепить фольклором, а при состязательности сторон — своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. Вот такими неординарными качествами должны были обладать бии. А так как не каждый бий мог в достаточно полной мере продемонстрировать всю полноту этих качеств, то и значение их было различно.Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев.

 

9. Правовое положение  женщин по обычному праву казахов

 

В сравнении  в другими восточными женщинами  казашки имели большую свободу  как в семье, так и общественной жизни.

 В самом  деле, во внутрисемейных отношениях казашки принимали активное участие, помогали мужьям по хозяйству. А в случае отсутствия мужа они должны решать все житейские вопросы самостоятельно, могли принимать и провожать гостей. Некоторая самостоятельность женщин-казашек в семье - это, конечно, еще не полная их эмансипация. В целом женщины-казашки находились в подчиненном положении в силу господства в семье патриархальных отношений. Калым, различные пережиточные формы брака (левират, сорорат) не могли не порождать неравные браки за счет ущемления прав женщин. Казахское семейно-брачное право допускало многоженство, которое было тесно связано с пережитками различных форм группового брака.

Адат не ограничивал  количество жен, но большинство семей  были парными, лишь состоятельные казахи могли содержать более двух жен. Каждая из жен выделялась в отдельное хозяйство. Более широкими правами среди жен пользовалась старшая жена – байбише. 
Обычное право регламентировало имущественные права жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться имуществом жены. Приданое, в случае развода оставалось за женой.

 

10. Подход религий к  правовому статусу личности.

 

      Один из подход к правовому статусу личности связан с традиционным (классическим) мусульманским правом. В современных конституциях мусульманских стран он получил очень незаметное словесное, но принципиальное по существу выражение. Оно связано с оговорками о равенстве по шариату, с положениями о том, что мусульманское право является источником законодательства.

      Современные конституции мусульманских стран обычно перечисляют признаваемые международным сообществом права человека, которые нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в международных пактах о правах человека 1966 г. Среди них  есть  и  социально-экономические, и политические, и личные права, но упомянутые выше оговорки снижают их значение. В конституциях имеются, например, статьи о равенстве прав женщин с мужчинами, но содержащиеся в них условия о равенстве по шариату влекут за собой лишение женщин ряда политических и гражданских прав. Там же, где таких лишений нет, действует сила обычая.

      По мусульманскому праву вселенский суверенитет принадлежит Аллаху, человек не свободен распоряжаться собой, его действия предопределены повелениями Аллаха. Акцент в правовом регулировании переносится не на права, а на обязанности перед Аллахом, перед общиной правоверных мусульман. Различия морали и права во многих отношениях исчезают: выполнение положенной молитвы в установленное время - не только морально-религиозная, но и правовая обязанность. Ограничения в правах

человека  при данном подходе основаны прежде всего на религиозных канонах.

 

11. Правовой статус  личности в Средневековье.

 

      Сословность означала равенство прав членов сословия, предполагала защиту их корпоративных прав и интересов отпосягательств как со стороны государства в лице монарха, так и со стороны других сословных структур (учр. Принцип равноправия, таким образом, получает развитие, наполняется новым содержанием, расширяет рамки свободы той или иной личности и общества в целом. 
     Характерным в этом отношении является законодательство Англии. Уже Великая хартия вольностей (1215 г.) провозгласила ряд прав и свобод, ограничила произвол короля в отношении крупных феодалов (баронов), закрепив принципы законности и суда равных: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны" Указанный акт получил развитие в Петиции о правах (1628 г.), которая возлагала определенные обязанности на короля, призванные защищать подданных от произвола королевской власти. В Петиции о правах закреплялись право неприкосновенности личности и право равенства всех лиц перед законом независимо от социального статуса в случаях совершения преступления или присуждения к смертной казни.

      Хабеас Корпус акт (1679 г.) установил надлежащую процедуру как гарантию неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности правовые средства. 
      Билль о правах (1689 г.), утверждая конституционную монархию, явился по существу договором между королевской властью и парламентом. Билль о правах установил свободу выборов в парламент, свободу слова и прений в парламенте, право обращения подданных с петициями к королю, запретил без согласия парламента приостанавливать действие законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. 
      Акт об устроении (престолонаследии) (1701 г.) установил верховенство парламента в законодательстве, ответственность министров перед парламентом, несменяемость судей, другие нововведения, расширившие свободу личности от произвола властей, что было обусловлено интенсивным развитием экономических отношений, усилением власти нового сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу, монархическому абсолютизму. Права человека рассматривать как привилегии, дарованные королем, сеньорами своим вассалам. Развитие протестантизма (в первую очередь, в средневековой Англии) сопровождалось утверждением идей ограничения законом абсолютной власти короля и его вассалов, признанием права вассалов на жизнь и свободу, на судебные гарантии их осуществления. Однако законы, закрепляющие права вассалов в отношениях с королем, не были универсальными, носили ограниченный, корпоративный характер. Плюрализм же вероисповеданий вел к возможности признания идеи прав человека над конфессиональностью характера, что несомненно имело прогрессивное значение.

 

 

12. Правовой статус  личности в Новое время.

 

      Новый этап в развитии теории и практики правового положения личности в движении к правовому государству связан с Великой французской буржуазной революцией, которая дала миру Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.), провозгласившую свободу, равенство и братство всех людей, обеспечение и защиту естественных и неотчуждаемых прав человека. Был провозглашен принцип равенства всех граждан перед законом в контексте идей о государстве как общественном договоре. Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые, священные права человека.  

      Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека: свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация закрепляет презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан. 
      В основе Декларации прав человека и гражданина лежали идеи естественного права, которому должны соответствовать законы государства (позитивное право). Иными словами, естественное право - это идеал, реально обусловленный складывающимися условиями общественной жизни. Права человека и гражданина для той поры - это каталог буржуазно-демократических прав и свобод личности: право частной собственности, свобода предпринимательства, право личной безопасности, свобода совести и др. Получив закрепление в законах буржуазных государств, права человека становятся правами гражданина конкретного государства. Декларация прав человека и гражданина, практика ее реализации стали колоссальным шагом вперед, прорывом в развитии свободы личности. 
      Декларация прав человека и гражданина стала историческим завоеванием всего человечества, несомненно, приобрела всемирное значение.

 

13. Источники норм, регулирующие  основы правового статуса личности  в национальном законодательстве  Республики Казахстан.

 

Анализ законодательной  базы Казахстана в области прав человека показывает, что обеспечение практической реализации и защиту основных прав и свобод человека и гражданина можно  разделить на четыре уровня: 
Первый уровень (международный) - обеспечение гарантий реализации и защиты прав и свобод человека в международных договорах, соглашениях и иных документах в области прав человека, принятых в рамках международных организаций  (Организации  Объединенных  Наций,  Организации  по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Совета Европы и т.д.), членом которых является та или иная страна, в том числе и Казахстан, при условии признания, присоединения и ратификации этих международных документов данной страной, а также использование международных механизмов защиты прав человека. 
Второй уровень (конституционный) - обеспечение гарантий реализации и защиты прав и свобод человека в Конституции государства, поскольку для постсоветских постготалигарных государств Основной Закон государства в форме Конституции играет достаточно важную роль. 
Третий уровень - обеспечение гарантий реализации и защиты прав и свобод, закрепленных в международных документах и Конституции страны, в действующем законодательстве страны. 
И, наконец, четвертый уровень (практический), где определяется: как исполнительная ветвь власти исполняет законы, кто ее контролирует в части соблюдения и защиты конституционных прав граждан, а также, если все же эти права, с точки зрения самих граждан, нарушены в законодательстве или правоприменнтельной практике, куда этому гражданину обращаться за защитой и какова процедура этой защиты.  

Основные  гражданские права и свободы 
• Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 года 
• Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года (с изменениями) 
• Конституционный закон Республики Казахстан «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 года (с изменениями) 
Б. Гражданство, безгражданство, право убежища и беженцы 
• Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан» (с изменениями) 
• Указ Президента РК «О правовом положении иностранцев в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 года 
• Указ Президента РК «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан» от 15 июля 1996 года 
• Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан 
• Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (г. Москва, 26 февраля 1999 года) 
• Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1997 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь, и гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан» 
• Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию» (Москва, 20 января 1995 года) 
• Договор от 20 января 1995 года «О правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан» 
• Указ Президента Республики Казахстан от 27 сентября 1996 года «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан» (с изменениями) 
• Приказ МВД РК от 23 сентября 1997 года N 344 «Об утверждении Инструкции "О порядке рассмотрения вопросов, связанных с упрощенным (регистрационным) порядком приобретения гражданства Республики Казахстан гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан» 
• Инструкция Министерства иностранных дел Республики Казахстан от 18 декабря 1996 года «О порядке оформления документов по вопросам гражданства      Республики      Казахстан      дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и полномочными представительствами Республики Казахстан» 
• Меморандум об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 28 марта 1994 г.) 
• Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции населения» 
• Инструкция, утвержденная приказом Агентства по миграции и демографии Республики Казахстан N 22 от 27 мая 1998 года по работе с лицами, обратившимися с ходатайством о признании беженцами и порядке определения статуса беженцев в Республике Казахстан 
В. Свобода передвижения 
• Временное Положение «О порядке въезда в Республику Казахстан и выезда из Республики Казахстан» от 29 сентября 1992 года 
• Постановление Кабинета Министров РК «О разработке Государственной программы миграции населения» от 11 января 1995 года 
• Концепция Государственной программы миграции населения 
• Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 24 января 2000 года N 2/36 «Об утверждении Инструкции "О согласованных мерах по контролю за въездом в Республику Казахстан и выездом из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства» 
Г. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций 
• Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах» (с изменениями) 
• Указ Президента Республики Казахстан, имеющий сиду закона от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» 
• Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях» (с изменениями) 
• Закон Республики Казахстан от 2 июля 1996 года «О политических партиях» (с изменениями). 
Д. Свобода слова и информации 
• Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» 
• Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года «О государственных секретах» 
• Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О порядке рассмотрения обращений граждан» 
Е. Свобода совестя 
• Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (с изменениями)

• Постановление  Кабинета Министров РК «Об утверждении Правил регистрации уставов (положений) религиозных объединений и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан» от 14 апреля 1992 года 
• Правила регистрации уставов (положений) религиозных объединений

 

14. Международно-правовые  источники норм, регулирующие основы  правового статуса личности.

 

      Всеобщая Декларация прав человека - первый универсальный документ ООН по правам человека. До 10 декабря 1948 года Декларация начинается с закрепления принципов уважения достоинства личности, свобод и равноправия, запрета дискриминации. Уже в первых статьях провозглашаются: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, охрана личной жизни индивида, закрепляются правовые гарантии защиты прав человека, процедурные гарантии отправления правосудия, запрещаются пытки и негуманное обращение с личностью. Приведенные права образуют группу личных прав и свобод.

Право на передвижение и на выбор места жительства, свобода  мыслей и убеждений, право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право на гражданство, закрепленные в статьях 6,13-21 Декларации, в своей совокупности образуют гражданские и политические свободы. К социально-экономическим правам Декларации относятся: право на обеспечение достаточного жизненного уровня, право на труд, право на защиту от безработицы, право на справедливое вознаграждение за труд, право на получение отпуска и на отдых, право на образование, право насоциальное обеспечение. Эти права нашли отражение в статьях 22-28 Декларации.

Международные пакты о правах человека (пакт об экономических, социальных и культурных правах, пакт об гражданских и политических правах) от 19 декабря 1966 года, разработанные  под эгидой ООН, представляют собой  юридически обязательные документы, это означает, что государства, являющиеся участниками этих пактов, берут на себя обязательства неуклонно и неукоснительно соблюдать все положения этих пактов и должны обеспечивать соблюдение прав всех своих граждан на территории своих стран. Международный Пакт о гражданских и политических правах был подписан 16 декабря 1966 года. Пакт состоит из 6 частей, которые подразделены на 53 статьи. «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство, - говорится в статье 2, обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юриспруденцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия»

Международный Пакт об экономических, социальных и  культурных правах является важнейшим  международно-правовым актом в области человека. Этот документ подписан государствами 16 декабря 1966 года.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"