Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:19, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие правового статуса личности в международном праве
2. Правосубъектность и правовой статус личности

Работа содержит 1 файл

1-16 вопрос.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

1. Понятие правового статуса личности в международном праве.

 

Правовой  статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. 

В современных  условиях некоторые основы правового  статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включены) в законодательство страны  
Международное право устанавливает: 1) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.); 3) запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.

 

2. Правосубъектность и правовой статус личности

 

Правосубъектность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, тоесть выступать субъектом правоотношений.

В составе  правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность

Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. 

Дееспособность

Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Н. В. Витрук, рассматривая место правосубъективности в правовом положении личности, пишет, что она постоянно находится в непосредственной связи с правами и обязанностями как их необходимая предпосылка. Это самостоятельная правовая категория, отмечает он, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять или прекращать их, а также отвечать за неправомерную их реализацию и исполнение. 

Государство, фиксируя то или иное проявление гражданского состояния личности, заранее определяет объем правового статуса (комплекс прав, свобод и обязанностей личности), т. е. признает личность субъектом действующего или будущего, возможного права во всем объеме правового статуса.

Таким образом, если государство признает личность правосубъектной, оно одновременно наделяет ее и правовым статусом, и  правосубъектностью. В данном случае последнюю надо считать общей правосубъектностью, свойственной каждой личности без исключения.

В общетеоретическом плане основным свойством правосубъектности, определяющим ее место в правовом положении личности, будет именно признание личности со стороны государства субъектом права, и, значит, возможность удовлетворения потребностей человека выступает основанием правосубъектности.

 

3. Правовой статус  личности и политический режим

Различают: режим чрезвычайного положения, режим особого положения, режим охраны государственных границ.

Чрезвычайное  положение — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Режим чрезвычайного  положения предполагает ограничение  прав и свобод граждан, юридических  лиц, а также возложение на них  дополнительных обязанностей.

Закон Республики Казахстан от 08.02.2003 N 387-II 
"О чрезвычайном положении"

Чрезвычайное  положение вводится в случае, когда  демократические институты, независимость  и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан  находятся под серьезной и  непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства.

Основания:

массовый  переход Государственной границы  с территорий сопредельных государств; попытки насильственного изменения  конституционного строя Республики Казахстан; террористические акты; действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; провокационные действия со стороны других государств с целью навязывания вооруженного конфликта; нарушение территориальной целостности Республики Казахстан; массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты; блокада или захват отдельных местностей, особо важных объектов экстремистскими группировками; подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

чрезвычайные  ситуации природного и техногенного характера, вызванные стихийными бедствиями кризисными экологическими ситуациями, природными пожарами, эпидемиями и  эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами авариями с выбросами сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и требующие скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ. 
      Основанием для введения чрезвычайного положения может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и Председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.

Указ Президента Республики Казахстан о введении чрезвычайного положения содержит:      

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения  чрезвычайного положения, соответствующие требованиям настоящего Закона;     

2) обоснование  необходимости введения чрезвычайного  положения;     

3) границы  местности, где вводится чрезвычайное  положение;     

4) силы и  средства, обеспечивающие режим  чрезвычайного положения;     

5) перечень вводимых мер и временных ограничений прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц, а также дополнительно возлагаемых на них обязанностей в соответствии с настоящим Законом;     

6) создаваемые  специальные органы государственного  управления на период введения чрезвычайного положения и их полномочия;     

7) государственные  органы (должностные лица), ответственные  за осуществление мер, применяемых  в условиях режима чрезвычайного  положения;     

8) время введения  и срок действия чрезвычайного  положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого  на всей территории Республики Казахстан, не может превышать 30 суток, а вводимого  в ее отдельных местностях - 60 суток. При неустранении обстоятельств, послуживших  основанием для введения чрезвычайного  положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие в пределах сроков

Обстоятельства: реальные, угороза реальная ,функционирование государственных органов невозможно или ограничено ,устранение угрозы.

«Особое положение» — это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограниче-ний уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.

Чрезвычайная  ситуация, дающая основание установить особое положение (ОП), как правило, характеризуется потенциальной  угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной  деятельности, невозможностью органов  государственной власти и управления нормально выполнять свои функции без расширения их административно-властных полномочий.

Например, в  случае опасности распространения  инфекционных заболеваний людей  на отдельной территории или в  населенных пунктах правительство или местная администрация могут вводить особые условия хозяйствования и режимы жизни населения. Или в случае объявления участка территории зоной экологического бедствия на ней прекращается деятельность хозяйствующих субъектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйствующих объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования

Режим Государственной  границы Республики Казахстан устанавливается  с целью регулирования всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредельных государств на границе. Он регламентирует порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан, плавания и пребывания казахстанских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в казахстанской части вод пограничных рек и иных водоемов, их захода и пребывания во внутренних водах Республики Казахстан, содержание Государственной границы Республики Казахстан, ведение различных работ, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности на Государственной границе Республики Казахстан. Режим Государственной границы определяется настоящим Законом, актами Президента и Правительства Республики Казахстан и международными договорами.

4. Виды правового статуса личности.

 

Различают: а) общий, или конституционный статус гражданина -это статус лица как  гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих  обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий  граждан отражает особенности положения  определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

в) индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

 

5. Общий правовой статус  личности.

 

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства.

 

6.Специальный (родовой)  правовой статус личности

 

Специальный, или родовой, правовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусегражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

 

7. Индивидуальный правовой статус личности.

 

Индивидуальный правовой статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"