Правовое регулирование международных перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территориях разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные ситуации. В науке международного частного права вопрос о понятии «международная перевозка» не является разрешенным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Понятие и виды международных перевозок…………………………………………..6
2. Международные автомобильные перевозки…………………………………………..8
3. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок………..….…8
4. Международные морские перевозки………………………………………………….13
5. Правовое регулирование международных морских перевозок…………….……….14
6. Международные воздушные перевозки………………………………………………20
7. Правовое регулирование международных воздушных перевозок……………….…21
8. Международные железнодорожные перевозки………………………………………22
9. Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок………….23
10. Документы, регулирующие международные перевозки
экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным
документам, регламентирующим перевозки грузов
по Российской Федерации……………………………………………………………...25
11. Заключение………………………………………………………………………….….27
12. Список используемой литературы……………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа МЧП.docx

— 85.98 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство  по образованию РФ

Астраханский  государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

Правовое  регулирование международных перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                              студентка 6 курса

                                                                                                              юридического факультета

                                                                                                              заочного отделения 

                                                                                                              Горюнова С.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2011

Содержание:

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………....3

  1. Понятие и виды международных перевозок…………………………………………..6
  2. Международные автомобильные перевозки…………………………………………..8
  3. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок………..….…8
  4. Международные морские перевозки………………………………………………….13
  5. Правовое регулирование международных морских перевозок…………….……….14
  6. Международные воздушные перевозки………………………………………………20
  7. Правовое регулирование международных воздушных перевозок……………….…21
  8. Международные железнодорожные перевозки………………………………………22
  9. Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок………….23
  10. Документы, регулирующие международные перевозки

экспортно-импортных   грузов, в дополнение к нормативным

документам, регламентирующим перевозки грузов

по Российской Федерации……………………………………………………………...25

  1. Заключение………………………………………………………………………….….27
  2. Список используемой литературы……………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Под международными перевозками  следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством  любого вида транспорта в случае, если такое перемещение имеет международный  характер: место отправления и  место назначения находятся на территориях  разных государств или же само перемещение  осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные  ситуации. В науке международного частного права вопрос о понятии  «международная перевозка» не является разрешенным. Трудно найти определение  данного понятия и в национальном законодательстве государств. Источниками, содержащими определение международных  перевозок, являются международные  транспортные конвенции. Конвенционные  определения имеют конкретное содержание и относятся к регулированию  определенного вида международной  перевозки. Так, например, в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 года об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой: 1) либо место отправления и место назначения, вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств-участников; 2) либо предусмотрена остановка на территории иностранного государства (при этом не обязательно, чтобы это была территория государства – участника Конвенции), а расположение места отправления и места назначения не имеют. Таким образом, в Варшавской конвенции понятие «международная перевозка» наделено конкретным содержанием, применимым для отношений, составляющих предмет регулирования именно этой Конвенции. Это значит, что для других ситуаций, в том числе и при осуществлении воздушных перевозок (не регулируемых Варшавской конвенцией), могут быть установлены иные критерии для признания перевозки международной. Это лишний раз является доказательством того, то понятие «международная перевозка», ограниченное нормами конвенции, является более «узким» по отношению к общепринятому варианту понятия.

Другим источником, в котором  дается понятие международной перевозки,  можно назвать Конвенцию ООН  об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле  1991 года (Россия не участвует в данной Конвенции). Согласно этой Конвенции  «международная перевозка» означает любую  перевозку, при которой место  отправления и место назначения идентифицируется как находящиеся  в двух различных государствах на момент, когда оператор принимает груз в свое ведение.Понятие международной перевозки, сформулированное в Конвенции 1991 года наделено иным содержанием по сравнению с определением Варшавской Конвенции. Раскрытию содержания «международная перевозка» способствуют другие понятия, определение которым дается в соответствующих транспортных конвенциях. При этом всегда оговаривается, что значение конвенционных терминов следует понимать лишь в контексте данной международной конвенции. В области международных перевозок принято большое количество международных договоров, содержащих как материально-правовые, так и коллизионно-правовые нормы. В предмет их регулирования входит широкий круг вопросов, возникающих в связи с осуществлением перевозок: регламентация обязательств перевозчика; предписания требований, предъявляемых к правоустанавливающим документам; положения о распределении убытков в случае аварии и другие. Некоторые из перечисленных вопросов получили юридическое закрепление в виде материально-правовых норм, содержащихся в соответствующих конвенциях. Согласно Конвенции перевозчик обязан перед рейсом привести судно в мореходное состояние, надлежащим  образом снарядить и снабдить судно. Получив грузы, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя  выдать ему коносамент. Что касается требований, предъявляемых к коносаменту, то в числе прочих данных в нем должна содержаться информация о внешнем виде и состоянии груза. Аналогичные материальные нормы содержатся  и в ряде других транспортных конвенций, посвященных регулированию других видов международных перевозок. Вместе с тем не все вопросы, возникающие в связи с перевозками, получили материально-правовое регулирование. Транспортные конвенции, как правило, предусматривают «комбинированное» регулирование: наряду с материальными нормами в конвенциях закрепляются коллизионные принципы для регулирования некоторых положений. Учитывая, что не все вопросы в области международных перевозок получили материальное регулирование, следует выделить те коллизионные принципы, которые восполняют соответствующий материальный «пробел». К ним относятся:

  • закон места отправления груза (багажа, пассажиров);
  •   закон дороги следования;
  •   закон места назначения;
  •   закон флага ( обычно используется при морских перевозках);
  •   право страны транзита.

В области международных перевозок, помимо приведенных («транспортных» формул  прикрепления), действуют и такие классические коллизионные принципы, как закон места заключения договора, закон суда, закон государства, где имеет основное место деятельности (место жительства, место регистрации) перевозчик. При осуществлении международных перевозок применяется также принцип автономии воли сторон. Это связано с тем, что договор международной перевозки является одним из видов внешнеэкономических сделок, которые в законодательстве большинства государств (в том числе, и в правовой системе Российской Федерации) могут регулироваться правом, выбранным сторонами. Следует отметить, что к определенным видам перевозок применяются свои формулы прикрепления. В отношении, например, железнодорожных перевозок действует закон железной дороги отправления груза: им определяется порядок приёма и передачи груза, обязательства перевозчика, условия расчетов сторон. При осуществлении морской перевозки часто применяется закон флага: при распределении убытков в случае аварии, решении вопроса о материальной ответственности грузоотправителя и судовладельца. В процессе осуществления международных перевозок могут возникать отношения, уже непосредственно не связанные с перемещением пассажиров  или грузов, но имеющие далеко не последнее к ним отношение. Речь идет о тех ситуациях, при которых во время осуществления перевозок причиняется вред здоровью пассажира или наносится ущерб его имуществу и возникают деликтные обязательства. В таких случаях коллизионное регулирование может  быть дифференцированным: к международным перевозкам будут применяться одни коллизионные нормы, к деликтным  правоотношениям – другие.Подобные вопросы являются  предметом регулирования специальных международных конвенций, к числу которых относится, в частности , Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом 1990 г.  Широкое распространение в области международных перевозок получил  коллизионный принципlexfori, являющийся своеобразным «спасательным кругом» при регулировании любых правоотношений. Применение lex fori обусловлено не только национальным законодательством или связано с правоприменительной практикой государств, но и его закреплением в соответствующих международных конвенциях. Коллизионные принципы, действующие в области международных перевозок, получили закрепление в национальном законодательстве  государств, в международных универсальных конвенциях, а также в двусторонних (региональных) соглашениях. При выборе соответствующей коллизионной нормы следует соблюдать определенную «иерархию»: преимущество перед национальными нормами имеют международные коллизионные нормы. При коллизии, возникающей между международной универсальной и международной региональной нормами, как правило, делают выбор в пользу региональной нормы. Однако, это не является правилом и при решении вопроса следует учитывать ряд факторов: конкуренцию общей и специальной нормы, дату ратификации и вступления международного договора в силу. В международных соглашениях, принимаемых в последнее время, коллизионные нормы универсальных договоров аналогичны коллизионным нормам двусторонних договоров.Этим снимается коллизия между универсальной и региональной нормами. Унификация правил в области регулирования международных перевозок получила широкое распространение и была осуществлена в отношении всех основных видов транспорта: морского, железнодорожного и воздушного. Унификация правил в области регулирования международных перевозок получила широкое распространение и была осуществлена в отношении всех основных видов транспорта: морского, железнодорожного и воздушного, автомобильного. В Конвенции содержатся норы, регулирующие отношения национальных судоходных линий разных государств, осуществляемых перевозки в определенном географическом направлении; их право образовывать специальные группы (именуемые «линейными конференциями»); отношения судоходных линий с грузоотправителями В международной практике разработаны типовые формы чартеров. При этом различают рейсовые чартеры, тайм чартеры (судно, предоставляемое на определенный срок), димайз-чартеры (владение судном и осуществление работ капитана и судового экипажа переходят к фрахтователю). Коллизионные вопросы, возникающие при осуществлении морских перевозок по чартеру как правило, решаются на основе права, указанного сторонами в чартерном договоре. Большинство вопросов, вытекающих из международных железнодорожных перевозок, решаются посредством заключения соответствующих двусторонних соглашений о грузовом и пассажирском сообщении. Россия имеет двусторонние соглашения по вопросам железнодорожных перевозок со многими государствами ( Болгарией, Венгрией, Финляндией, Турцией, Югославией и т.д.).  Регулирование смешанных перевозок осуществляется не только в национально, но и в международной форме – посредством заключения двусторонних и многосторонних международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и виды международных перевозок.

 

   Под «международными перевозками» признаются перевозки, осуществляемые различными видами транспорта, которые перевозят пассажиров, багаж и различные грузы из одного государства в другое.

В более узком смысле понятия «международная перевозка» - это перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой место отправления и место назначения расположены: на территории двух или более государств или на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства. Практика перевозок в отдельных отраслях транспорта допускает выполнение международных перевозок различных видов, каждый из которых имеет свои особенности.

 

Основные  виды международных перевозок:

  • перевозки отдельными видами транспорта и перевозки смешанным транспортом ( в смешанном сообщении);
  • перевозки грузов, пассажиров, а на железнодорожном транспорте – грузобагажа (товаробагажа);
  • перевозки регулярные(линейные) и нерегулярные;
  • перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные);
  • перевозки соседские;
  • перевозки транзитные (сквозные, круговые, кольцевые);
  • перевозки прямого сообщения, непрямого (ломаного) сообщения;
  • перевозки последовательными перевозчиками и перевозки с переотправкой;
  • пограничные перевозки (железнодорожный транспорт).

 

Перевозки смешанным транспортом, то есть в смешанном сообщении, совершаются различными видами транспорта по одному документу, при этом в перевозке должны принимать участие не менее двух видов транспорта. Перевозчики регулярные, или линейные, осуществляются по заранее опубликованному расписанию и по определенному маршруту, а нерегулярные этим требованиям не удовлетворяют. Под перегрузочными (пересадочными) международными перевозками понимаются  такие перевозки, при которых в промежуточных пунктах следования производится перегрузка грузов или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой. Например, из железнодорожного состава на морское судно, из автотранспорта на самолет и т.п. или из одного железнодорожного состава в другой в силу объективной необходимости. Соседскими называются международные перевозки, при которых грузы и пассажиры доставляются в конечные пункты назначения, расположенные на территории государства-соседа.

 В случаях, когда  грузы и пассажиры перемещаются  через территорию одного или  нескольких государств, такие перемещения  для этих промежуточных стран  являются транзитными международными перевозками. Сквозные перевозки являются особым видом транзитных перевозок. Они имеют место тогда, когда перевозки грузов и пассажиров осуществляются между пунктами отправления и назначения одного и того же государства через территорию одного или нескольких государств без остановок.

Перевозки прямого сообщения осуществляются по кратчайшему пути, согласно опубликованной схеме, а непрямого, по-другому ломанного сообщения- согласно выбранной отправителем схеме. Международные перевозки последовательными перевозчиками – это перевозки, осуществляемые на основании нескольких договоров перевозки, но по одному транспортному документу. А перевозки с переотправкой осуществляются в соответствии с разными документами. Особым видом международных перевозок являются железнодорожные пограничные перевозки, осуществляемые между двумя соседними государствами по правилам страны отправления с составлением внутренней накладной. Все перечисленные виды международных перевозок существуют самостоятельно, но могут и осуществляться совместно. В зависимости от вида перевозки осуществляется ее правовое регулирование и оформление. Перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

В зарубежной учебной литературе обращается внимание на то, что вряд ли найдется другая область права, в  которой имеется такое количество международных соглашений об унификации правовых норм, как в этой области. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке  и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику  претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства. Россия является участником многих транспортных конвенций, и при получении и отправлении внешнеторговых грузов российские предприятия и граждане руководствуются положениями этих конвенций. Их нормы, в отличие от норм конвенций в области международной купли-продажи товаров, носят императивный характер. Во многих государствах были приняты специальные правовые акты о международных перевозках, которые обычно основываются на положениях транспортных конвенций и дополняют их. В России действуют Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года и Воздушный кодекс РФ 1997 года, а также Транспортный устав железных дорог 2002 года, Закон о федеральном железнодорожном транспорте 1995 года, изданы также различные положения и правила. Особенность договора международной перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или же закон страны суда.В России такие нормы в отношении договора перевозки вообще установлены в третьей части ГК РФ (п. 3 ст. 1211), а в отношении отдельных видов перевозки - в соответствующих кодексах и законах. Согласно п. 3 ст. 1211 к отношениям по перевозке при отсутствии соглашения сторон подлежит применению право страны перевозчика, а к отношениям по договору транспортной экспедиции - право страны экспедитора, поскольку перевозчик, а также экспедитор рассматриваются Кодексом как стороны, которые осуществляют «исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора». Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком. В зависимости от того, какой вид транспорта используется, различаются международные железнодорожные, международные автомобильные, международные воздушные и международные морские перевозки.

Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок