Правовое положение физических лиц в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Описание работы

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I Гражданско-правового положения иностранцев
I.I Дееспособность и правоспособность иностранных граждан в РФ……..4
I.II Ограничение и лишение дееспособности иностранцев……………..…...7
I.III Безвестное отсутствие и объявление лица умершим…………..……...10
Главав II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
II.I Личный закон физического лица………………………………………12

II.II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом… .13

Главав III Правове положение беженцев и переселенцев …………………………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………..20

Список используемых источников …………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат .docx

— 105.20 Кб (Скачать)

     4) за которым компетентные власти  государства, где проживало это  лицо, признают права и обязательства,  связанные с гражданством этого  государства;

     5) которое в настоящее время  пользуется защитой и (или)  помощью других органов или  учреждений ООН, кроме верховного  комиссара ООН по делам беженцев.

     Федеральный Закон “О беженцах” не распространяется и на иностранных граждан и  лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской  принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим  причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

     Признание лица беженцем включает:

     1) обращение с ходатайством о  признании беженцем;

     2) предварительное рассмотрение ходатайства;

     3) принятие решения о выдаче  свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу либо  об отказе в рассмотрении ходатайства  по существу;

     4) выдачу свидетельства либо уведомления  об отказе в рассмотрении ходатайства  по существу;

     5) принятие решения о признании  беженцем либо об отказе в  признании беженцем;

     6) выдачу удостоверения беженца  либо уведомления об отказе  в признании беженцем.

     Рассмотрение  ходатайства по существу осуществляют:

     1) федеральный орган исполнительной  власти по миграционной службе  – в отношении лица, находящегося  вне пределов территории Российской  Федерации;

     2) территориальный орган федерального  органа исполнительной власти  по миграционной службе – в  отношении лица, находящегося в  центре временного размещения  или в ином месте пребывания  на территории Российской Федерации.

     Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается  федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его  территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

     В Федеральном Законе “О беженцах”  определяются экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и  законных интересов беженцев. В частности, лицо, ходатайствующее о признании  беженцем или признанное беженцем, либо утратившее статус беженца, или  лишенное статуса беженца, не может  быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской  принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) при сохранении в этом государстве указанных  выше обстоятельств. Решения и действия (бездействие) федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  должностных лиц, связанные с  исполнением Федерального Закона “О беженцах”, могут быть обжалованы в  вышестоящий по подчиненности орган  либо в суд.

     Вопросы приема, размещения, обустройства и  занятости беженцев решаются федеральной  миграционной службой России и ее органами. Эта служба осуществляет также координацию деятельности российских министерств и ведомств по оказанию помощи беженцам.

     В 1950 г. Организация объединенных наций  учредила управление верховного комиссара  ООН по делам беженцев для содействия решению проблемы беженцев. В целях  разрешения проблем беженцев Российская Федерация сотрудничает с этим управлением  и другими международными организациями.

     Закон РФ “О вынужденных переселенцах”16 именует вынужденным переселенцем гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

     При наличии обстоятельств, предусмотренных  этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный  покинуть:

     1) место жительства на территории  иностранного государства и прибывший  на территорию РФ;

     2) место жительства на территории  одного субъекта РФ и прибывший  на территорию другого субъекта  РФ, закон относит к вынужденным  переселенцам также иностранного  гражданина и лицо без гражданства,  постоянно проживающих на законных  основаниях на территории Российской  Федерации и изменивших место  жительства в пределах этой  территории по указанным обстоятельствам.

     Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно  проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации  и утративший этот статус, в связи  с приобретением российского  гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в  период действия статуса беженца  обустройству на территории Российской Федерации.

     Двусторонние  договоры о правовой помощи традиционно  содержали и содержат положения  в данной области, поскольку именно международно-правовым путем возможно устранить некоторые трудности, возникающие в практике признания  лиц безвестно отсутствующими национальными  органами юстиции государств, осуществляющих тесное взаимодействие друг с другом на всех направлениях военной, политической, хозяйственной и культурной жизни, включая и контакты между физическими  лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

 Одной из основных задач современного международного частного права является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран.

  Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства соответствующей страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к международному частному праву особый интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования МЧП.

  Правовой статус иностранцев в любой стране своеобразен. Он складывается как бы из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца, другими словами иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

 

   Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регулирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности. К числу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

     Закон о правовом положении  иностранных граждан 1981 г. предусматривает  разделение всех иностранцев  на две категории: постоянно  проживающих и временно пребывающих  на территории нашей страны, предоставляя  первым больший объем прав  по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России. 

   Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Необходимо помнить, что, пребывая на территории России, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством. Поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, служба в вооруженных силах). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только россияне (право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, право на участие в управлении государственными делами, входить в состав экипажей воздушных и морских судов, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего, заниматься морскими промыслами во внутренних морских водах и экономической зоне РФ и др.). Наконец, следует отметить, что в ряде нормативных актов России предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации.

  Следует отметить,что указанные принципиальные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации, носят во многом универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств или в заключаемых ими международных договорах. Для подтверждения справедливости этого утверждения можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, устанавливающей, что «иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям». 
 

Список  используемых источников

Нормативные акты

1.Конституция  РФ от 12.12.1993

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3.  Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (с изменениями от 20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г) 

4. Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации"

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”

6. Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния» в редакции Федеральных законов от 25.10.2001г. № 138-ФЗ, от 29.04.2002г

7. Федеральный Закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" 

Специальная литература

1.Ануфриева Л.П.  Международное частное право. - Т.2. - М., 2010

2. Богуславский  М.М. Международное частное право. - М. 2011

3. Звеков В.  Международное частное право. - М., 2010

4. Лунц Л. Международное  частное право в 3-х Т.- М., 2009

5. Марышева Н. И., Хлестова И. О.Правовое положение российских граждан за границей (вопросы и ответы) М., 1994 

6. Предисл. А.Л.Маковского, сост. и научн. Ред.А.Н.Жильцов, А.И.Муранов.- Вводный закон Германии 1896 г. к Гражданскому уложению. // Международное частное право: иностранное законодательство /– М.: Статут, 2000. – стр.268-287. 

7.Предисл.А.Л.Маковского,сост.научн.Ред.А.Н.Жильцов,А.И.Муранов - Гражданский кодекс Греции 1940 г. // Международное частное право: иностранное законодательство. – М.: Статут, 2000. – стр. 288-293. 

8.Предисл.А.Л.Маковского,сост.научн.Ред.А.Н.Жильцов,А.И.Муранов. - Гражданский кодекс Испании 1889 г. // Международное частное право: иностранное законодательство/– М.: Статут, 2000. – стр. 306-321. 

9. Предисл. А.Л.Маковского, сост. и научн. Ред. А.Н.Жильцов, А.И.Муранов -  Гражданский кодекс Франции 1804 г.//Международное частное право: иностранное законодательство / – М.: Статут, 2000. – стр. 592-601 

10. Предисл. А.Л.Маковского, сост. и научн.Ред. А.Н.Жильцов, А.И.Муранов. - Федеральный закон Австрии 1978 г. о международном частном праве. // Международноечастное право: иностранное законодательство – М.: Статут, 2000. – стр. 156-179 

Информация о работе Правовое положение физических лиц в международном частном праве