Правовое положение физических лиц в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Описание работы

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I Гражданско-правового положения иностранцев
I.I Дееспособность и правоспособность иностранных граждан в РФ……..4
I.II Ограничение и лишение дееспособности иностранцев……………..…...7
I.III Безвестное отсутствие и объявление лица умершим…………..……...10
Главав II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
II.I Личный закон физического лица………………………………………12

II.II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом… .13

Главав III Правове положение беженцев и переселенцев …………………………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………..20

Список используемых источников …………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат .docx

— 105.20 Кб (Скачать)

    Однако данный признак, как следует непосредственно из текста договора, представлял серьезную значимость для стран — участниц Кодекса Бустаманте, вследствие чего соответствующие его положения посвящены именно этому вопросу. Так, объявление лица расточителем и его последствия определяются личным законом расточителя. Однако определяемый таким образом закон не имеет безусловного действия, поскольку в Кодексе содержится известное ограничение, состоящее в том, что если таким личным законом будет правопорядок государства, в котором лицо имеет постоянное местожительство (домициль), но закон его гражданства («национальное право», по терминологии Кодекса Бустаманте) не предусматривает такого правила, т. е. об объявлении расточителя ограниченно дееспособным, закон домициля не применяется3. Во всех случаях объявление расточителем, сделанное в одном из договаривающихся государств, имеет экстерриториальное действие во всех других договаривающихся государствах, местное право которых допускает такое объявление 4.

  Важное  значение имеет также и иной,  но тесно связанный с этим  вопрос: какое государство вправе  объявить лицо ограниченно дееспособным  или лишенным дееспособности, т.  е. чей суд либо иной орган  компетентен вынести по этому  поводу решение? 

  Распространенной  нормой в этом отношении выступает правило о том, что компетентными являются учреждения страны гражданства или основного места жительства (домициля) и применимым правом, следовательно, будет выступать lex fori (личный закон). Например: возникновение, изменение и прекращение опеки, попечения и попечительства в германском суде по общему правилу подчиняется праву гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека, попечение или попечительство. «Для гражданина иностранного государства, который свое обычное местопребывание или в отсутствие такового свое местопребывание имеет внутри страны (Германии), попечитель может быть назначен согласно германскому праву»5 . В силу этого в отношении проживающего в Гамбурге англичанина ввиду расточительности лица в суде ФРГ может быть назначено попечительство и установлено его содержание на основании германского закона попечительства6, закрепляющего, что содержание попечения, равно как и назначенных опеки и попечительства, определяются по праву назначившего их государства, хотя, как отмечено выше, английское право не знает лишения или ограничения дееспособности по признаку расточительства.

   В данном случае компетенция немецкого суда будет базироваться на принципе места жительства лица. При этом только суд Германии может быть компетентным в отношении признания недееспособным или ограниченно дееспособным гражданина Германии.

     Юридические последствия признания лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным определяются по праву того государства, в котором имело место такое признание.  

 Следует отметить, что немало характерного, что касается регулирования отношений, связанных с ограничением и лишением дееспособности физических лиц, а также признанием и оформлением таких юридических фактов, содержится в Кодексе Бустаманте. Во-первых, устанавливается приоритет личного закона несовершеннолетнего или недееспособного лица, включая расточителей7 . Во-вторых, нормы, обязывающие должностных лиц определенного государства потребовать объявления недееспособными лиц соответствующих категорий (душевнобольных и глухонемых) и устанавливающие формальности такого объявления, а также нормы, определяющие последствия запрещения в гражданских правах, квалифицируются Кодексом как нормы международного публичного порядка. В-третьих, положения Кодекса в рассматриваемом вопросе исходят из необходимости регистрации установления опеки или попечительства и в целях отыскания решающего права используют кумуляцию коллизионных привязок: «К регистрации опеки применяются совместно как местный закон, так и личные законы опекуна или попечителя и несовершеннолетнего или недееспособного лица».   

 Правовой статус конкретного лица может осложниться в случаях объявления его недееспособным за границей, поскольку встает проблема действительности такого признания в соответствующем государстве. Например, как обстоит дело, если проживающего в Швейцарии гражданина Германии объявляют недееспособным в швейцарском суде, что вполне реально, если исходить из того, что швейцарское право разделяет принцип домицилия? Немецкий правопорядок не признает такое объявление лица недееспособным, если по праву Германии оно недопустимо (в частности, по причине присуждения к уголовному наказанию путем лишения свободы или ввиду порочного образа жизни). Доктрина ФРГ расходится во мнениях и тогда, когда иностранный суд объявляет немецкого гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по основаниям, известным также и германскому праву.   

 В целях установления известной стабильности в подобного рода вопросах в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию. Так, в случаях не терпящих отлагательств, учреждение юстиции той договаривающейся стороны, где находится местожительство или местопребывание лица, подлежащего признанию ограниченно дееспособным либо недееспособным и являющегося гражданином другой договаривающейся стороны, может само принять меры, необходимые для защиты этого лица или его имущества. Распоряжения, принятые в связи с этими мерами, следует направить соответствующему учреждению юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо. Распоряжения подлежат отмене, если учреждением юстиции данной договаривающейся стороны будет постановлено иное. При отмене ограничения дееспособности лица либо признании его дееспособным компетентен суд той страны, гражданином которой является данное лицо8 .   

 Современные договоры о правовой помощи предусматривают также и возможности принятия инициативных мер компетентными учреждениями соответствующего государства в отношении признания недееспособными или ограниченно дееспособными лиц, являющихся гражданами другого договаривающегося государства. В ситуациях, не терпящих отлагательств, учреждения местожительства или местопребывания лица осуществляют распоряжения по принятию необходимых мер и направляют их в соответствующее учреждение того государства, гражданином которого является данное лицо; указанные распоряжения, согласно договорам, подлежат отмене, если учреждением другого договаривающегося государства будет постановлено иное (договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные СССР и Россией с КНДР, Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и др.).  

  

         I.III Безвестное отсутствие и объявление лица умершим

                   

                                                                                                                                   И  Институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим существует далеко не во всех странах. В тех же странах, в которых он имеется, материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствиях безвестного отсутствия и т.д. В одних государствах имеются специальные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсуствующего лица умершим, а также конкретные предпосылки для подобного признания (Австрия, ФРГ, Италия), в других – разработаны отдельные нормы (Польша, Венгрия, Чехия, Россия, Монголия и др.).

                                                                                                                                   П  Право ряда стран (Франции, Алжира и др. государств, воспринявших романскую систему) не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В таких государствах возможно лишь вынесение в рамках судебного производства по конкретному делу судебного определения о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение только для данного дела, но не для иных отношений. При отсутствии письменного доказательства смерти лица используются средства доказывания, предусмотренные законом страны суда, в частности свидетельские показания лица, объявившего о смерти индивидуума.

                                                                                                                                   П  Право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим. В Англии, например, допустимо лишь для целей судебного разрешения конкретного дела установить презумпцию смерти лица, о котором не было известий в течение 7 лет.

                                                                                                                                   К  Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону, каковым выступает либо закон гражданства, либо закон постоянного места жительства (домициля). Так, чешский Закон о международном частном праве строго устанавливает, что объявить гражданина Чехии умершим вправе лишь чешский суд (§43).

   Однако в силу специфических обстоятельств, когда квалификацию дает судебное учреждение другого государства, применяется закон суда. Так, польский Закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. гласит: если по делу о признании иностранца умершим или об установлении факта его смерти дает заключение польский суд, применяется польское право9. В том же плане высказывается и чешский законодатель: цешский суд может объявить иностранца умершим по материальному праву Чехии с юридическими последствиями для лиц, постоянно проживающих в Чехии, и для находящегося здесь имущества10. Следовательно, основанием для рассмотрения чешским судом вопроса о признании иностранного гражданина или лица без гражданства умершим является ходатайство соответствующих лиц, чей интерес в имуществе или ином основан на законе, действующем в данной стране.

   С точки зрения наличия либо отсутствия в правовой системе института объявления лица безвестно отсутствующим или умершим можно выделить следующие группы стран:

  1. страны, в праве которых отсутствует этот институт (Великобритания, США);
  2. страны, в праве которых не призгнается этот институт, но в некоторых случаях возможно вынесение в рамках судебного производства по конкретному делу судебного определения о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение только для данного дела, но не для иных отношений (Франция);                           
  3. страны, в праве которых имеются специальные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующего лица умершим, а также конкретные предпосылки для такого признания (Австрия, ФРГ, Италия), либо разработаны отдельные нормы (Польша, Венгрия, Чехия, Россия, Молдова и др.).

                                                                                                                         Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону. В некоторых случаях, когда квалификацию дает судебное учреждение другого государства, применяется закон суда – lex fori. Обратимся к Конвенции о правовой помощи 1993 года.

                                                                                                                            В статье 25 предусмотрено следующее: (1) По делам о признании лица безвестно отсутствующим объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учереждения юстиции Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц – учреждения юстиции по последнему месту жительства лица.11 
 

(2) Учереждения  юстиции каждого из Договаривающихся  Сторон могут признавать гражданина  другой Договаривающейся Стороны  и иное лицо, проживающее на  ее территории, безвестно отсутвующим  или умерщим, а также установить  факт его сметри по ходотайству  проживаюзих на ее территории  заинтересованных лиц, права и  инетересы которых основаны на  законодательстве этой Договаривающейся  Стороны 12

(3) могут признать гражданина другой До

(3) При  рассмотрении дел о признании  безвестно отсутствующим или  объявлении умершим и дел об  установлении факта смерти, учреждения  юстиции Договаривающихся Сторон  применяют законодательство своего  государства.13 
 

ГЛАВА II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом 

  

   (1) По делам о признании лица безвестно учре                                                  II.I Личный   закон   физического  лица 

      Следует отметить, что сфера применения личного закона — вопросы гражданско-правового статуса физического лица, его право- и дееспособности, личных прав, прав в области семейных отношении, отношений по наследованию. Личный закон применяется в двух вариантах: закон гражданства (национальный закон) — lex patriae (lex nationalis) и закон места жительства — lex domicilii. Обращение к закону гражданства влечет подчинение этих отношений праву страны, гражданином которой является лицо. В случае применения закона места жительства решающим для таких отношений признается право страны, на территории которой лицо постоянно или преимущественно проживает. Коллизионные нормы, предусматривающие привязку к личному закону, содержатся как в российских законах, так и в международных договорах РФ

Информация о работе Правовое положение физических лиц в международном частном праве