Критический анализ Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173 "О валютном регулировании и валютном контроле"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

1 Критика НПА как источника права
2.Признаки, присущие языковой форме
3 Уяснение качества ФЗ, выявление ее несовершенства

Работа содержит 1 файл

НПА.docx

— 29.84 Кб (Скачать)

    2 Уяснение содержания  действующих норм  права 

    1. Признаки, характеризующие  собственный юридический  аспект НП
  • Нормативность. В Законе № 173-ФЗ определены следующие его регулятивные свойства: установлены принципы и правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, законодательно определены права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ-173 в силу.
  • Полнота. Что касается гипотезы, диспозиции и санкции, то в ФЗ-173 описаны права и обязанности субъектов валютного контроля, введено разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами. Благодаря избранному в ФЗ-173 подходу обеспечивается:
  • более адресное и конкретное воздействие регулирующих норм на отдельные виды операций и их субъектов;
  • устранение возможных противоречий между международными обязательствами РФ по неограничению текущих операций и необходимостью контроля за использованием на территории РФ иностранной валюты в расчетах между резидентами и валюты РФ - между нерезидентами.

      В Статье 25 обозначена ответственность  за нарушение актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования.

  • Конкретность. ФЗ-173 действует в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Содержит в себе 5 глав: Общие положения (ст.ст.1-4). Валютное регулирование (ст.ст. 5-18).  Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки (ст.ст. 19-21). Валютный контроль (ст.ст. 22-25). Заключительные положения (ст.ст. 26-28).
    1. Признаки, присущие языковой форме
     
  • Точность. Я считаю, что формулировка текста обеспечивает понимание смысла всеми заинтересованными лицами. Терминология не представляет собой чего-то сложного и двусмысленного.
  • Ясность. В данном ФЗ используются термины, понятия, предлоги, доступные для понимания лицам, которым этот акт адресован.
  • Простота. Отсутствуют сложные языковые конструкции, фразы доступны для понимания.
  • Краткость. Отсутствует детальное описание предметов и процессов. Некоторые выражения могут повторяться, но это связано с их незаменимостью в данном случае.
 
    1. Признаки, характеризующие логический аспект права

     В тексте Закона обеспечивается последовательное развитие темы, а именно, сначала описываются основные положения права, затем конкретизируются отдельные аспекты и понятия, и завершается все заключительными положениями. Что касается противоречий между нормами данного Закона, то об этом в последней главе. 
 

     3 Уяснение качества  ФЗ, выявление ее  несовершенства

     В новом Федеральном законе содержится целый ряд положений, которые  устанавливают нормы прямого  действия в отношении порядка  проведения отдельных видов валютных операций, что на практике не позволяет  проводить их в порядке, отличном от того, который установлен и предписан  законодателем. При отсутствии в действующем валютном законодательстве такого инструмента регулирования, как разрешение органа валютного контроля (за исключением разрешений на открытие счетов резидентам — юридическим лицам в иностранных банках, а также разрешений, которые были выданы до вступления в силу Федерального закона и остаются действующими до истечения срока их действия согласно ст. 28), подобные нормы носят жесткий ограничительный характер.

     Примером  таких ограничений является часть 8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой денежные расчеты между  резидентами и нерезидентами  по операциям с внутренними ценными  бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в  целом или применительно к  отдельным видам внутренних ценных бумаг (до настоящего времени иной порядок  не был установлен Банком России). В ходе практического применения данного положения уполномоченные банки и их клиенты столкнулись с проблемой идентификации валютных операций как попадающих под действие части 8 статьи 8 Закона. Например, на первом этапе возникли вопросы об отнесении операций, связанных с переводом процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам от резидентов нерезидентам — владельцам акций российских предприятий, к категории операций с внутренними ценными бумагами, и, как следствие, возник вопрос о возможности осуществления данных валютных операций в иностранной валюте. Впоследствии в отдельных разъяснениях Банка России в адрес российских предприятий, акциями которых владеют нерезиденты, было сказано, что операции по переводу процентов, дивидендов по внутренним ценным бумагам не относятся к операциям с внутренними ценными бумагами, а являются валютными операциями, связанными с переводом средств, возникших в результате распределения доходов от инвестиций, и могут осуществляться в иностранной валюте.

     Некоторые валютные операции между резидентами, перечисленные в статье 9, не были четко регламентированы в предыдущем валютном законодательстве, и порядок  их проведения вызывал много вопросов и проблем. Это относится к таким видам валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, как валютные операции в иностранной валюте, связанные с банковскими гарантиями, а также исполнением резидентами обязательств по договорам поручительств и залога; уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения и др. Практика показала, что для уполномоченных банков существенную положительную роль сыграло внесение в перечень разрешенных перечисленных видов валютных операций.

     С другой стороны, нельзя не остановиться на некоторых проблемах, возникших  в практике проведения валютных операций резидентами в соответствии с  положениями статьи 9 Закона № 173-ФЗ. Речь идет, прежде всего, о некоторых валютных операциях неторгового характера, которые в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 статьи 1 предыдущей редакции Закона относились к категории текущих валютных операций и проводились без ограничений (данная норма была установлена путем внесения изменений в Закон № 3615-1 Федеральным законом от 31.12.2002 № 187-ФЗ, вступившим в силу с 31 января 2003 г.). С первых дней практического применения нового валютного законодательства многие российские организации столкнулись с серьезной проблемой запрета переводов в безналичной форме валютных средств заработной платы, командировочных, представительских расходов своим сотрудникам, находящимся на территории иностранных государств в длительной командировке.

     Кроме перечисленных проблем, возникших  в ходе применения нового валютного  законодательства, имеет место прямое противоречие между двумя нормами  Закона № 173-ФЗ, а именно: в соответствии с положением, содержащимся в пункте 2 части 1 статьи 9, валютные операции в  иностранной валюте между резидентами, связанные с расчетами в магазинах  беспошлинной торговли, разрешены, тогда  как в соответствии с положением, содержащимся в части 3 статьи 14, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Исключение составляет ряд валютных операций, которые прямо перечислены в пунктах 1–6 данной части. При этом в пунктах 1–6 валютная операция, связанная с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, не упоминается. Полагаю, что возникшее противоречие требует скорейшего законодательного решения. 
 

Информация о работе Критический анализ Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173 "О валютном регулировании и валютном контроле"