Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Конституционный контроль в зарубежных странах.
Парламент Франции, его структура и полномочия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     После принятия палатами парламента законопроект передается президенту Республики для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его статей. В таком рассмотрении не может быть отказано. В таком случае председатель Собрания информирует его членов об использовании президентом страны своего права.

     Палата  постановляет, направить ли этот закон в комиссию, которая уже рассматривала этот акт, или в какую-либо другую комиссию. Комиссия должна вынести решение в срок, установленный палатой, но не более чем в 15 дней.

     Внесение  этого акта в повестку дня проводится в обычном порядке. О таком  законопроекте информируется председатель сената. До 1986 г. зафиксировано только два случая, когда президент Республики потребовал рассмотреть повторно законопроект.

     Закон контрассигнуется премьер-министром  и соответствующим министром  или министрами и публикуется в "Фурналь оффисиель" (серия "Законы и декреты"). Эта публикация включает полный текст закона, фамилии подписавших (президент Республики, министры) и указания на основные стадии принятия (номера законопроекта или законодательного предложения, докладов, фамилии докладчиков, даты обсуждения в палатах). Эти справочные сведения позволяют быстрее подготовить органам исполнительной власти соответствующие декреты о применении закона, а при спорах в судах позволяют ссылаться на материалы слушаний, лучше понять смысл и назначение закона, позиции политических партий.

     Во  Франции до промульгации закона, осуществляемой президентом Республики, возможна процедура  рассмотрения этого акта с точки  зрения его конституционности. Созданный  в 1958 г. Конституционный совет в обязательном порядке рассматривает принятые парламентом органические законы до их промульгации и регламенты палат. Рассмотрение простых законов до их промульгации происходит в факультативном порядке по требованию президента

     Республики, премьер-министра, председателей палат, 60 депутатов и 60 сенаторов. Конституционный совет выносит решение в месячный срок. По требованию правительства, заявившего о срочности закона, этот срок сокращается до восьми дней. Запрос Совета приостанавливает течение срока промульгации, равного 15 дням. Правом запроса о соответствии конституции международных договоров обладают президент Республики, премьер-министр и председатели палат парламента. Проверка конституционности простых законов в настоящее время весьма часто применяемая процедура.

     Если  Конституционный совет объявит  какое-либо положение закона не соответствующим  конституции, то оно не может быть промульгировано; опубликование решения  Совета прекращает приостановку срока  промульгации.

     Если  Совет объявил весь закон неконституционным, то он не может быть промульгирован. Если Совет объявит, что закон содержит какие-либо отдельные противоречащие конституции положения, не устанавливая, что они неотделимы от всего закона, то президент Республики может промульгировать закон, за исключением указанных норм, либо требовать нового рассмотрения закона.

     Делегирование полномочий парламентом правительству  предусмотрено статьей 38 Конституции. Делегация ограничена определенным временным отрезком. До представления правительством законопроекта о делегации по ему запрашивается заключение Государственного Совета. Ордонансы правительства вступают в силу по их опубликовании в "Журналь оффисиель". Эти ордонансы становятся недействительными, если законопроект об их утверждении не внесен в парламент до истечения срока, указанного делегирующим законом. По истечении срока, предоставленного парламентом правительству для издания ордонансов, последние могут изменяться только путем издания закона.

     Передав какую-либо область регулирования  правительству, парламент не может в ней законодательствовать до истечения указанного в делегирующем законе срока. На практике делегирование осуществляется довольно редко. До сентября 1990 г. такая делегация давалась только 23 раза чаще всего на срок шесть месяцев.6 

     Контрольные полномочия парламента:

     Французский парламент применяет все известные  формы контроля за деятельностью  правительства, за исключением интерпелляции. Хотя ст.156 регламента Национального  собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания (см. ниже), и оно не дает каких-либо особых преимуществ автору интерпелляции, кроме права получения слова в приоритетном порядке.

     Все формы контроля могут быть разделены  на две большие группы : 1)не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, которая ведет к политической ответственности правительства. Первая группа контрольных полномочий осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая — только Национальным собранием.

     Французскому  правительству известны многочисленные формы вопросов, которые задаются министрам; последние обязаны на них отвечать. Ответы министров не могут повлечь какие-либо санкции  со стороны палат.

Комиссии  по контролю и по расследованию имеют временный характер. Разница между комиссиями по расследованию и комиссиями по контролю состоит в следующем: первые должны собрать информацию по определенным фактам, событиям; вторые проводят проверку административной, финансовой или технической деятельности государственных служб или национализированных предприятий. Комиссия образуется путем принятия резолюции соответствующей палатой.

     С контрольными полномочиями парламента связано право петиций. Право  петиций состоит в том, что  разного рода обращения направляются председателям палат парламента. Петиции также могут передаваться парламентарием, который делает на полях надпись о передаче и подписывает ее. Петиция, исходящая от скопления людей в общественном месте, не может быть принята. Петиция должна указывать местопребывание петиционера и иметь его подпись. Петиция направляется в компетентную комиссию, которая назначает по петиции докладчика. 

     В Национальное собрание ежегодно представляется их лишь несколько десятков. Кажется  также очевидным, что процедура рассмотрения петиций тяжеловата и многоступенчата. Для сравнения можно указать, что в бундестаг ФРГ ежегодно представляется несколько тысяч петиций.

     В 1973г. во Франции был учрежден пост парламентского посредника, имеющего в качестве прообраза институт омбудсмана, появившегося сначала в скандинавских странах, а затем учрежденного во многих других. Парламентский посредник (медиатор) назначается на шесть лет декретом совета министров.

     Посредник не может принимать жалобы непосредственно  от граждан. Они сначала направляются депутатам и сенаторам, которые передают их посреднику.

     Последний, имеющий в своем распоряжении небольшой штат сотрудников, принимает  решение по этим заявлениям. Члены  парламента сами могут обращаться к  посреднику по вопросам, по которым, как считают парламентарии, должно последовать вмешательство посредника. Ему могут передаваться петиции. Ежегодно медиатор направляет парламенту доклад о свое деятельности. Полномочия посредника ограничены. Собственными правами для восстановления нарушенных прав граждан посредник не обладает. "Когда жалоба кажется ему оправданной, указывается в законах о посреднике 1973 и 1976 гг., — он дает рекомендации, которые представляются ему необходимыми для разрешения рассматриваемого дела и в случае необходимости он вносит предложения об улучшении деятельности соответствующего органа".

     Депутаты  Национального собрания, могут заставить  правительство уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном  правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности правительства. Впрочем, последний абзац ст.49 Конституции указывает, что "премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию общей политики правительства", а ст.39 регламента сената, что "эта декларация становится предметом дебатов в палате, по окончании которых, если не поступило иного предложения, председатель консультируется с палатой о таком одобрении". Случаи подобного обращения известны, однако исходя из действующих законоположений судьба правительства неясна, даже если сенат не одобрит указанную декларацию. Правительство в таком случае не обязано уходить в отставку.

     Наиболее  грозное оружие Собрания — резолюция  порицания (ст.49) — сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в  пользу правительства. Во-первых, право внесения резолюции порицания предоставлено не каждому парламентарию, а лишь группе депутатов, по меньшей мере составляющей десятую часть членов Собрания. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 ч после внесения. Этот срок введен для "размышлений" депутатов и предоставления возможности отсутствующим принять участие в голосовании. В-третьих, для принятия резолюции порицания требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. При этом подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. Другими словами, это правило ведет к тому, что воздержавшиеся от голосования автоматически зачисляются в сторонники правительства. Последнее ограничение — запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. С 1960 г. по сентябрь 1990 г. в Национальном собрании голосовалось 35 резолюций порицания и только однажды, а именно 2 декабря 1962 г., оно свергло правительство Ж.Помпиду 280 голосами против 241. Депутаты высказались против применения Ш. де Голлем ст.11 Конституции для изменения основного закона. На этот шаг президент ответил роспуском Национального собрания. Таким образом, правительство, учитывая расстановку сил в Национальном собрании, может вообще не ставить вопроса о доверии, предоставляя депутатам право вносить резолюцию порицания и, пользуясь указанными процедурными моментами, получить для себя "льготный режим".

     Какие-либо другие процедуры, ведущие к голосованию  о доверии правительству, действующей  Конституцией не предусмотрены; в 1959 г.

Конституционный совет высказался против их включения в регламенты палат. При этом Советом были признаны неконституционными несколько статей этих регламентов.7 
 
 
 

        Иные  полномочия парламента:

     Полномочия  парламента сводятся к трем — объявление войны и введение осадного положения, ратификация международных договоров, судебные функции.

     Право объявления войны принадлежит парламенту (ст.35 Конституции). Практически при современных методах ведения войны это полномочие весьма условно. При нападении на страну правительство должно немедленно принимать меры и парламент будет поставлен перед свершившимся фактом. Президент Республики в качестве "гаранта национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров" (ст.5 Конституции) и "главы вооруженных сил" (ст.15 Конституции) должен принимать необходимые меры для обороны страны. Парламент ратифицирует только наиболее важные для страны международные договоры — о мире, о торговле, о вступлении в международные организации; договоры, касающиеся финансов государства, правового положения личности, соглашения об уступке, обмене или о приобретении территории. Все другие соглашения ратифицируются президентом Республики. Когда в палату передан проект закона о ратификации договора или одобрения международного соглашения, не подлежащего ратификации, то голосование по статьям не проводится и к ним не могут быть сделаны поправки. Палата принимает или отклоняет проект закона или выносит решение об отсрочке.

     Судебные  полномочия французского парламента ограничены. К ним относятся объявление амнистии и создание Высокой палаты правосудия. Последняя формируется парламентом для осуществления правосудия в отношении высших должностных лиц государства – президента республики за государственную измену, членов правительства – за действия, совершенные ими при исполнении своих функций и определявшихся в момент совершения как преступления или проступки, а также в случае заговора против безопасности государства. В последнем случае палата разбирает и дела сообщников членов правительства, участвовавших в заговоре.

     Высокая палата правосудия состоит из 24 постоянных судей и 12 их заместителей. После каждого нового переизбрания Национального собрания в месячный срок, следующий за первым заседанием, Собрание избирает 12 постоянных судей и шесть заместителей. В этот же срок после каждого частичного переизбрания сената он избирает 12 постоянных судей и шесть заместителей. Выборы проводятся тайным голосованием. Чтобы быть избранным, необходимо получить абсолютное большинство голосов каждой палаты. В таком же порядке производится замещение постоянных судей и заместителей, обязанности которых по какой-либо причине прекратились до истечения установленного срока. Палата избирает председателя и двух его заместителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"