Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Конституционный контроль в зарубежных странах.
Парламент Франции, его структура и полномочия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Вариант № 8 

  1. Конституционный контроль в зарубежных странах.
 

   Конституционный контроль - это процедура проверки актов и действий органов и учреждений публичной власти (а иногда и частных лиц) на предмет их непротиворечия или соответствия конституции. Конституционный контроль существует только в тех странах, в которых есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Его цель заключается в том, чтобы исключить существование в данном государстве правовых актов, противоречащих его конституции.1 

Предмет конституционного контроля: 

     Существование конституционного контроля связано  с необходимостью обеспечения высшей юридической силы конституции. Поэтому  предметом (целью) такого контроля является только проверка правовых актов и  действий (в очень немногих странах также бездействия) – объектов конституционного контроля – на предмет непротиворечия или соответствия их конституции данной страны. При этом чаще всего речь идет именно о выявлении противоречия или констатации непротиворечия положений того или иного акта или действия нормам конституции. Но возможно и решение вопроса о соответствии (несоответствии) конституции акта или действия, например, если выясняются вопросы о том, соблюден ли предмет регулирования того или иного нормативного правового акта, установленный конституцией, или не вышли ли за пределы своих конституционных полномочий тот или иной орган, должностное лицо или иной субъект.

      В некоторых мусульманских государствах предметом контроля является проверка соответствия правовых актов или  действий не собственно конституции (или не только конституции), а принципам ислама. Такой контроль предусматривает, например, Конституция Республики Иран 1979г., и его тоже, хотя и с оговорками, можно считать конституционном, так как именно религиозные постулаты обладают в таких государственных наивысшей юридической силы.

Следует отметить, что конституционный контроль возможен только в тех странах, где  имеется формальная конституция, так  как в противном случае предмета данного института  не существует. Именно поэтому в Соединенном Королевстве, где зародилась идея об иерархичности правовых актов, которая в конечном счете привела к возникновению конституционного контроля, данного института нет и не может быть. 

Механизм  осуществления конституционного контроля: 

     Механизмом  реализации конституционного контроля предполагает существование в государстве системы правовых норм, регламентирующих данный институт; наличие органов, его осуществляющих в соответствии с установленной законом процедурой; определение круга правовых актов и действий, которые могут быть подвергнуты проверке на предмет их соответствия конституции страны (или субъекта федерации); наконец, наступление указанных в законе правовых последствий признания акта или действия противоречащими конституции.  

Правовая база конституционного контроля: 

      Основы  конституционного контроля устанавливаются  в большинстве государств конституцией страны (субъектов федерации), а также, как правило, специальными законами. Это, например, испанский  Органический закон о Конституционном трибунале 1979 г., Органический закон о Конституционном совете Франции 1958 г., Конституционной закон о Конституционном суде Италии 1953 г. И т.д. Имеются, однако, в мировой практике примеры регулирования  института конституционного контроля общими процессуальными  нормами, а также судебными прецедентами (США). 

Субъекты  конституционного контроля:

      Субъекты  конституционного контроля – это  органы, его осуществляющие. Следует  отметить,  что в большом или  меньшем объеме конституционном  контролем занимается целый ряд органов публичной власти: либо в качестве отдельной, а то и основной функции, либо в процессе осуществления иных функций. Например, любой орган может отменить принятый им же или нижестоящим органом правовой акт – в том числе в связи с тем,  что он противоречит конституции. Главы многих государств в праве налагать вето на законы, принятые парламентом, отменять правовые акты правительства, одни из мотивов чего может быть опять же их противоречие конституции. Однако круг объектов конституционного контроля осуществляемого большинством органов публичной власти является, как видно из приведенных примеров, весьма ограниченным.

      В месте с тем во многих современных  государствах существуют органы, которые  в праве проверить на предмет  конституционности широкий круг правовых актов, прежде всего законы, а в некоторых странах также действие и даже бездействия должностных лиц и органов публичной власти, а иногда и частных лиц. Именно такие органы и принято называть органами конституционного контроля. Чаще всего в качестве органов конституционного контроля выступают суды: специализированные конституционное суды (существующие в рамках европейской модели конституционного контроля) или суды общей юрисдикции (характерные для американской модели данного института). В ряде стран конституционный контроль осуществляется квазисудебными органами (Конституционный совет во Франции). В социалистических странах конституционный контроль, как правило, реализуется законодательными органами, которые могут отменять правовые акты, принятые правительством, министерствами,  ведомствами, а также нижестоящими представительными и исполнительными органами власти. Наконец, в ряде мусульманских государств конституционным и религиозным контролем занимаются особые органы, состоящие не только из юристов, но и из богословов. Вместе взятые, органы конституционного контроля, существующие в этой или иной стране, образуют систему конституционной юстиции.

      Органы  конституционной юстиции формируются  в разных странах неодинаково. Иногда в их формировании участвуют только палаты парламента. Так, согласно ст. 94 Основного закона ФРГ 1949 г. Члены Федерального конституционного суда избираются в равном числе Бундестагом и Бундесратом. Чаще в формировании органов конституционного контроля принимают участие высшие органы или должностные лица, принадлежащие к различным ветвям власти. Например, в Литве хотя весь состав Конституционного суда и формируются нижней палатой парламента – Сеймом, но назначения Сейм производит по предложению Президента страны, председателя Сайма и председателя Верховного суда, каждый из которых предлагает три кандидатуры судей Конституционного суда, общее количество судей составляет таким образом девять человек (ст. 103 Конституции Литовской Республики 1992 г.). В соответствии со статьей 56 Конституции Франции 1958 г. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три – председателем Национально собрания (нижней палаты парламента) и еще три  - председателем Сената (верхней палаты).2 

Объекты конституционного контроля: 

Объекты конституционного контроля – это правовые акты и действия, которые могут быть проверены на предмет соответствия (непротиворечия) конституции.

      Круг  таких объектов в разных странах  неодинаков. К их числу относятся, прежде всего законы; регламенты и иные правовые акты парламента или его палат; редко – международные договоры: не вступившие в силу и еще реже – вступившие (о возможности проверки внутригосударственных договоров конституции и законодательство обычно умалчивают); акты исполнительной власти государства, регионов, а иногда и местного самоуправления; действия (бездействие) должностных лиц, в ряде стран также акты и действия общественных объединений и других частных лиц – чаще всего только по жалобам граждан.

      Например, в Испании согласно Органическому закону о Конституционном суде проверке по вопросу о соответствии Конституции могут подвергаться уставы автономных сообществ и другие органические законы, прочие законы, правовые акты, имеющие силу законы, международные договоры, регламенты палат Генеральных кортесов (парламента страны), законы и имеющие силу закона правовые акты автономных сообществ, регламенты законодательных собраний этих сообществ. Кроме того, по жалобам граждан Конституционный суд рассматривает дела о конституционности действий публичной властей, нарушающих их основные права и свободы, а также принцип равноправия – в соответствии с особой процедурой ампаро.

      Бездействия признаются объектом конституционного контроля в очень немногих странах. Одним из интересных примеров этого является положение ст.283 Конституции Португалии 1976 г., допускающей признание неконституционным бездействие законодательного органа: «По запросам Президента Республики, Блюстителя справедливости, а в случае нарушения прав автономных областей – председателей областных законодательных ассамблей Конституционный суд проверяет и оценивает неисполнение Конституции ввиду отсутствия законодательных мер, необходимых для обеспечения действительности конституционных норм. Когда Конституционный суд устанавливает факт неконституционности вследствие пробела в законодательстве, он сообщает об этом компетентному законодательному органу» -Ассамблее Республики либо ассамблее области. 

Виды  конституционного контроля: 

      Мировая практика выработала множество подходов к организации и осуществлению конституционного контроля. Его можно подразделить на различные виды по ряду оснований.

     Например, по времени проведения конституционный  контроль может быть предварительным  и последующим: в первом случае акт проверяется до вступления с Вилу, а во втором – после. Наиболее распространенным в мировой практике является последующий контроль. Предварительный же существует, например,  во  Франции, в Дании. Причины большей распространенности последующего контроля несмотря на, казалось бы, более высокий потенциал эффективности контроля предварительного заключаются в том, что последний таит в себе опасность нарушения принципа разделения властей, а именно вмешательства судебной власти в законодательный процесс, являющийся прерогативой парламента, а также затягивания процедуры принятия того или иного закона его противниками путем обращения в орган конституционного контроля.

     По  правовым последствиям признания акта неконституционным различают постановляющий и консультативный контроль. При  использовании постанавливающего контроля признание акта неконституционным ведет к утрате им юридической силы, в то время как консультативный контроль заключается лишь в даче рекомендаций органу, издавшему акт, о его отмене. Как уже было отмечено, имеются в мире и промежуточные виды, однако в большинстве государств используются постановляющий контроль.

     По  основаниям проведения проверок конституционный  контроль подразделяется на обязательный, т.е. осуществляемый в силу требований конституции или закона, и факультативный – проводимый только по инициативе какого-либо управомоченного субъекта. В наибольшей степени распространен факультативный контроль. Обязательному же контролю в соответствии с Конституцией Французской Республики 1958 г. Подлежат, например, все органические законы и регламенты палат Парламента во Франции.

     В зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего  конституционный контроль, последний  делится на внутренний и внешний. Внутренний проводится самим органом, принявшим акт, а внешний –иным органом. В силу того, что внешний контроль является наиболее эффективным, большинство стран не ограничивается внутренним контролем (хотя, безусловно, он существует практически в каждой стране: любой орган вправе отменить принятое им же решение, в том числе – по мотивам его противоречия конституции данного государства), допуская судебный и квазисудебный внешний конституционный контроль. Исключительно внутренний контроль применяется в основном в социалистических странах, в которых подконтрольность представительных органов советов каким бы то ни было органам считалась противоречащей принципу их полновластия, а, следовательно, недопустимой. Поэтому только сами советы могли отменить принятые ими или нижестоящими советами, а также их исполнительными органами правовые акты. Именно такую позицию занимает Конституция Китая 1982 г., закрепляя полномочие по осуществлению контроля за исполнением Конституции только за Всекитайским собранием народных представителей – высшим представительным и законодательным органом государства  (п.2 ст.62).

     В зависимости от связи с применением  проверяемого акта конституционный  контроль бывает абстрактным и конкретным. При использовании конкретного  контроля правовой акт может быть подвергнут проверке только в связи  с рассмотрением в суде или ином органе какого-либо дела по применению соответствующего акта, а абстрактный конституционный контроль проводится вне связи с проблемами применения проверяемого акта. В США и некоторых других странах англосаксонской правовой системы существует только конкретный контроль, в большинстве же государств он может иметь как абстрактный, так и конкретный характер.

     По  объему проверки различают материальный и формальный конституционный контроль. Материальный контроль предполагает проверку соответствия конституции содержания проверяемого правового акта, а формальный – процедуры его принятия. Большая часть стран мира допускает и ту, и другую разновидности контроля.

     По  видам органов конституционного контроля выделяют судебный (США, ФРГ, Италия, Испания), квазисудебный (Франция) и несудебный (Китай) виды контроля.3

     По  степени разветвленности органов, осуществляющих конституционный контроль, он подразделяется на централизованный и децентрализованный. Централизованный предполагает наличие в стране (или  в субъекте федерации) лишь одного органа конституционного контроля, принадлежащего к системе высших органов государственной власти. Децентрализованный конституционный контроль характеризуется наличием многоуровневой системы органов, его осуществляющих. В большинстве стран мира конституционный контроль имеет централизованный характер. Децентрализованный же характерен для государств, в которых конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. В связи с этим следует иметь в виду, что наличие в федеративных государствах органов конституционного контроля как федерального, так и в каждом субъекте федерации не является показателем децентрализации данного института, так как названные органы не образуют единой системы, имея разные предметы и задачи, при этом решения региональных органов, за некоторыми исключениями, не могут быть обжалованы в федеральный орган конституционного контроля. 

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"