Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Конституционное право в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определённый уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3

1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3
1.2 Источники конституционного права 4
2. Политические партии 7
2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7
2.2. Основные функции политических партий 9
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
Разница между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18

Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
Основные политические права и свободы……………………………………………...21
Личные права и свободы………………………………………………………………….22

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Монархия: понятие, признаки, сущность 

Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава  государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической  формой правления главой государства  является монарх, правовое положение  которого отличается двумя основными  особенностями. Во-первых, власть монарха  юридически считается непроизводной  от какой-либо другой власти, органа или  избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную  систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. Власть монарха наследственна, она переходит  от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном  законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые  в значительной степени дополняются  обычаями. Законодательная практика зарубежных стран знает три системы  престолонаследия. 

1. Салическая  система сводится к тому, что  наследование престола осуществляется  только по мужской линии. Женщины  из круга престолонаследников  исключаются полностью (Швеция). 

2. Кастильская  система не исключает женщин  из очереди престолонаследия, но  отдает предпочтение мужчинам - младший  брат исключает старшую сестру (Великобритания). 

3. Австрийская  система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским  линиям преимущество во всех  линиях и во всех степенях  родства. Женщины наследуют престол  лишь при полном пресечении  всего мужского потомства и  всех мужских линий. Наследственный  принцип является генеральным  для всех монархий, хотя в истории  известны случаи, когда монархи  избирались. Избирательная монархия  представляет собой сочетание  монархического и республиканского  элементов, В случае вакантное™  престола, малолетства, болезни или  длительного отсутствия монарха  устанавливается регентство, т. е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией - регентским советом. Регентство институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно. Личность монарха законодательством соответствующих стран признается неприкосновенной и даже священной. Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т. д. , а также титул, в котором обычно перечисляются владения монарха, подчеркивается божественное происхождение его власти и т. д. Денежное содержание монарха складывается из доходов от его личного имущества и ассигнований из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парламентом. Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат. Роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика.

Прерогатива монарха  является своеобразным конституционным  резервом, который может быть использован  в критических случаях.

    1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ

Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое  государство, ее население равно  населению Великобритании (58 млн. человек  в 1997 г.), но по территории она вдвое  больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП  и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией). Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время  Великой французской революции (в  ней говорится о некоторых  аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий  раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности  социально-экономических реформ и  о некоторых социально-экономических  правах личности); конституции 1958 г., в  которой есть ссылки на указанные  выше два документа и которая  прежде всего регулирует отношения  между высшими органами государства  Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее  конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.).

Основные черты, конституции. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической  структуре общества; в ней почти  нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела  о правовом статусе личности. По форме правления Франция - полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме  территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая  Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический  государственный режим. Конституционный  контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный  контроль осуществляется лишь по жалобам  граждан в Конституционный совет  на нарушение законов их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете - в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан. Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум. Широко используются и опросы общественного мнения, которые получили законодательное регулирование: их запрещено, например, проводить в определенные периоды избирательной кампании. Но они служат лишь выявлению мнения населения. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет. Существует ценз оседлости. Сенат избирается путем косвенных выборов - специальной избирательной коллегией, состоящей приблизительно из 108 тыс. человек. В избирательную коллегию входят депутаты нижней палаты (около 600), члены региональных и генеральных советов, т.е. члены советов регионе и департаментских советов (имеется 26 советов регионов и около 100 ее ветов департаментов). В совокупности в избирательную коллегию вхо дит около 3 тыс. таких советников. Наконец, в коллегию входят избранные представители муниципальных советов (их приблизительно 104 тыс. человек). Именно последние из-за своей численности определяют результаты выборов сенаторов. Выборы сенаторов, таким образом, как бы трехстепенные: муниципальные представители участвуют в выборах третий раз - сначала их выбрали, затем из своей среды они выбирают представителей в избирательную коллегию и, наконец, эти представители будут участвовать в избрании сенаторов, оказывая решающее влияние на исход выборов.

Президент избирается прямыми выборами (после реформы  конституции в 1962 г.). Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подписей но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов парламента, советов департаментов, совета Парижа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под  заявлением о выдвижении кандидатуры  должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного  большинства, во втором туре баллотируются  два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Результаты выборов президента могут  быть обжалованы в Конституционный  совет, остальных выборов - в органы административной юстиции.

Конституционное право Франции предусматривает  широкое использование референдума. Предусмотрен конституционный референдум о поправках к конституции, если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе президента, то возможен и референдум, и утверждение поправок конгрессом парламента, т.е. на совместном заседании  палат парламента). Референдум может  проводиться президентом по предложению  правительства или по совместному  предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу  проблем, установленному новой редакцией  ст. 11 конституции в 1995 г. Это организация  публичных властей, реформы в  экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных  договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных  институтов страны.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент  подписывает законы, но в отличие  от стран с влиянием англосаксонского npaва он не охватывается понятием парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов  от метрополии и 22 - от заморских территорий) и сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в  соответствии с регламентами палат). Французский парламентарий имеет  свободный мандат, но фракционная  партийная дисциплина во Франции  в отличие, например, от США очень  жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с  государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием). Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение. Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства, кроме интерпелляции (хотя она и названа в регламенте, но на деле осуществляется по процедуре резолюции порицания). Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно  разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного  акта президента). Президент несет  ответственность перед особым судом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, проанализировав полученные сведения, хотелось бы подчеркнуть, что становление конституционного права как отрасли национального права - это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Конечно, основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.

Итак, конституционное право - это основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Цель работы - приобрести общие понятия об основных институтах конституционного права в сравнительном плане - была достигнута. В процессе написания работы мы ознакомились с основными чертами зарубежных конституций, их классификацией и порядком принятия, с классификацией конституционных  прав и свобод. В данной работе также были раскрыты и понятия формы государственного устройства и формы правления.

Таким образом, конституционное право в каждой стране имеет свои отличительные  особенности, ведь каждое зарубежное государство имеет свою национальную систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности страны.

Однако, несмотря ни на что, каким бы ни было конституционное  право в какой-либо стране, в первую очередь оно должно гарантировать  фундаментальные права и свободы человека, регламентировать организацию государственной власти в стране и основные формы осуществления этой власти. 

Список  используемой литературы:

 

    

    1. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.
 
    1. Баглай  М.В., Туманов В.А.- Малая энциклопедия конституционного права. М., 2002
    2. Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999 - с. 534
    3. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. -
    4. www.wikipedia.org
    5. Белокрылова О.Ф., Михалкина Е.В. - Обществознание, пособие-репетитор/ Феникс, 2008-c.347
    6. Никитин А.Ф.- Правоведение, Просвещение,2004-с.351
    7. Кутафин О.Е.- Правоведение, 4-е издание/Ульяновский дом печати,2009-с.459

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран