Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Конституционное право в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определённый уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3

1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3
1.2 Источники конституционного права 4
2. Политические партии 7
2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7
2.2. Основные функции политических партий 9
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
Разница между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18

Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
Основные политические права и свободы……………………………………………...21
Личные права и свободы………………………………………………………………….22

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Введение.

Изучение зарубежного  конституционного права - важное направление  юридического и политологического  образования. Конституционное право  в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая  объективно изучать определённый уровень  общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Изучение этих отношений не должно замыкаться только на классовом подходе, имевшем место в недавнем прошлом, ведь каждое зарубежное государство имеет свою национальную систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности страны.

Конституционное право любого государства представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституциях, законах, других национальных источниках права и регулирующих определённую категорию общественных отношений.

Выбор темы был  обусловлен её актуальностью. В настоящий  момент  конституционное право  в зарубежных странах динамично  развивается и  необходимо уметь  самостоятельно анализировать многочисленные источники этой ведущей отрасли  права отдельно взятого государства: конституции, конституционные, органические, обычные и чрезвычайные законы, акты исполнительной и судебной власти, договоры и иные источники.

 Россия встала  на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и  ей постоянно приходится совершенствовать  свою правовую и политическую  систему в соответствии с меняющимися  условиями. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в России и других странах с учётом конкретных условий. В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств. Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционного строя каждого из них. Цель работы - приобрести общие понятия об основных институтах конституционного права в сравнительном плане, что позволит получить своеобразный «ключ» к пониманию государственного строя любой страны. В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексного представления о государственном строе ведущих стран в работе введены более подробные понятия о Франции.

 

Оглавление

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1

    1. Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3
 

      1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3

      1.2 Источники конституционного права 4

2. Политические партии 7

      2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7

      2.2. Основные функции политических партий 9

    1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК   ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
    1. Разница  между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
    2. Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
    3. Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
    4. Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16
 
  1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17
 
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18
 
      1. Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
      2. Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
      3. Основные политические права и свободы……………………………………………...21
      4. Личные права и свободы………………………………………………………………….22
 
  1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
      1. Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24
     
  1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30
 
 
 
 
 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ    И ИСТОЧНИКИ
    1. Понятие конституционного права, его сущность и назначение

Свое название конституционное право получило от особого юридического документа - конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное  право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов - законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений  или ордонансов правительства, постановлений  конституционного суда или конституционного совета и т.д.

Предметом науки  конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран.

Конституционное (государственное) право  есть основная отрасль  права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую  основу общества, форму  правления и форму  государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и  порядок деятельности высших и местных  органов государственной  власти и управления, права и обязанности  граждан и подданных, избирательное право  и избирательную  систему.

Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права, а также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию  власти, максимально соответствующую  конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д. Подразделение  конституционного (государственного) права на отдельные институты  определяет систему курса государственного права зарубежных стран.

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно- (государственно-) правовыми.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в  процессе осуществления  государственной  власти, которые регулируются нормами государственного права.

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы.

    1. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного государственного) права чрезвычайно  разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления  государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

    1. Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
    2. К числу важнейших источников государственного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других.
    3. Не менее важное значение в качестве источников государственного права имеют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных норм во французской конституции насчитывается около двадцати.
    4. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах.
    5. Источниками конституционного государственного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.
    6. Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
    7. Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).
    8. Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т. е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.
    9. В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. В англосаксонских и многих других странах акты толкования законов являются широко распространенными источниками права. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

Достаточно сослаться  на государственную практику США, где  произвольное толкование президентом  актов конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей деятельности исполнительной власти.

    1. В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного государственного) права являются мнения и высказывания выдающихся ученых государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. На наш взгляд, высказывания этих авторов могут приниматься в качестве аргументов в спорах по государственно-правовым вопросам, но никак не более.
 
    1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ
    1. Основные виды партийных систем

Партийные системы  зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется  наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом  режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Социальной основой  многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализированных групп  с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене  соответствующей партией или  партиями. Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

Типичным примером в этом отношении является партийная  система Италии. До 1993 г. там существовал  ряд партий, старейшими из которых  были республиканская партия, созданная  в 1832 г. (в ней состояли в свое время  Дж. Гарибальди и Дж. Мадзини) и либеральная  партия, основанная в 1845 г. Наиболее влиятельной  была христианско-демократическая  партия, опиравшаяся на поддержку  Ватикана и широко использовавшая в  своей идеологической деятельности социальную доктрину христианства. 

На крайне правых позициях находилась монархо-фашистская партия Итальянское социальное движение -- национальные правые силы, возникшая  в 1972 г. в результате объединения  итальянского социального движения (неофашисты) с демократической партией монархического единства. Левые силы были представлены Итальянской коммунистической партией и Итальянской социалистической партией.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран