Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общее положения о международном налоговом праве 6
§1.История развития международного налогового права 6
§2.Понятие и место международного налогового права в системе международного финансового права 22
§3.Система международного налогового права 29
Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права 40
§ 1. Международные налоговые отношения об избежании двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения 40
§2. Международные правовые аспекты администрирования налогов и
налоговых расследований 48
§3. Правовая регламентация отношений в сфере международного
налогового правосудия 58
Заключение 64
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 70

Работа содержит 1 файл

диплом №4 .doc

— 401.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Прогрессирующая интернационализация экономических, производственных и культурных процессов, происходящих в жизни человеческого общества, является характерной чертой современного исторического развития. В настоящее время существует общее стремление стран и народов к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважения интересов и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой войны.

Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.

Налоги –  сложный социальный институт, имеющий  длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета. «Налог был всегда важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогом значит управлять государством».

Налоги как  предмет межгосударственного регулирования – явление уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества, широкое развитие которого остается постоянным, неизменным направлением в налоговой политике на международной арене. Действительно, если до второй мировой войны насчитывались лишь десятки налоговых соглашений (в основном между странами Западной Европы), то к девяностым годам в СССР их было заключено уже более 650, а к настоящему времени это число составляет гораздо более тысячи. Среди участников таких соглашений кроме развитых стран мира и многие развивающиеся государства. Проблемы международных налоговых отношений обсуждаются на многих международных форумах (например, ООН, Конференция ООН по торговле и развитию )

Актуальность темы исследования связана с обострением проблемы регламентации налоговых соглашений, которая обусловлена целым рядом причин и тенденций. Некоторые из них связаны с субъективными моментами политики ряда стран, но ведущее место, несомненно, занимают причины, непосредственно вытекающие из важнейших особенностей нынешнего этапа развития международных правовых отношений.

Первая причина  – усиление процесса взаимопроникновения капиталов в отношениях между странами и связанное с этим быстрое развитие «международных» форм экономической и производственной деятельности, что с неизбежностью выдвигает на первый план проблему распределения между странами прав на налогообложение доходов и капиталов от такой «многонациональной» деятельности.

Вторая причина  – образовавшиеся десятки новых  независимых государств заставляют западные государства все более считаться с их суверенитетом и экономическими правами.

Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.

К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.

Лишь тогда, когда государство  стало претендовать на особое место  в системе общественных отношений, взяв на себя функции контроля за распределением доходов в обществе, перераспределения  доходов через систему государственного бюджета, общего регулирования экономической деятельности частного сектора, налоги стали материальным выражением «надстроечного», господствующего положения государства в жизни общества.

Признание за государством права на осуществление вышеуказанных  функций означало выделение особой сферы деятельности государства в качестве субъекта публичного права. Выступая субъектом публичного права, государство самостоятельно устанавливает и взимает налоги, поскольку без налогов обязанности государства по перераспределению доходов превратились бы в фикцию.

Налоговые власти многих государств сейчас сталкиваются не только с проблемой разделения между собой налоговых поступлений  от обложения доходов от деятельности, протекающей на территории нескольких стран, но и с более трудной проблемой выявления действительных размеров этих доходов. Поэтому в налоговых отношениях между различными государствами наряду с элементами соперничества все более явно выступают и элементы сотрудничества.

Таким образом, на путь заключения налоговых соглашений государства толкает, с одной стороны, желание обеспечить максимально благоприятные (налоговые) условия и тем самым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих в других странах, а с другой – стремление хотя бы в какой-то мере ограничить рост уклонения от налогов и «минимизировать» потери своих бюджетов по этой причине. Между странами уже налажено довольно интенсивное сотрудничество по этим вопросам. В конвенциях предпочтение отдается принципу обложения по месту постоянного жительства или пребывания получателя дохода при снижении или полной отмене налога в стране – источнике дохода.

 

Глава 1. Общее положения  о международном налоговом праве

§1.История развития международного налогового права

 

На самом  раннем этапе мирового развития хозяйственная деятельность преимущественно ограничивалась пределами древних государств, что впрочем, не исключало установления ими многочисленных торговых связей с сопредельными странами. Тем не менее, вопросы регулирования налогообложения в том или ином случае всецело зависели от воли правителя. Проблемы, связанные с уплатой налогов, которые требовали разрешения на межгосударственном уровне, возникли в более поздние периоды истории, когда налогообложение стало служить препятствием для расширения торговых связей, а обязанности по уплате налогов наряду с гражданами того или иного государства стали возлагаться на подданных других стран, находящихся на его территории.

Впрочем, изначально государства еще были далеки от необходимости  заключения между собой каких-либо налоговых соглашений. По всей видимости, поэтому первые элементы международно-правового регулирования налоговых отношений присутствовали в договорах о мире, которые были в то время наиболее распространенной разновидностью межгосударственных соглашений. К примеру, еще в Кючук-Кайнарджийском мирном договоре между Россией и Турцией 1774 года1 в артикуле 8 определялось, что «Как духовным, так и светским Российской Империи подданным да позволится свободно посещать святой град Иерусалим и другие места, посещения достойные, и от подобных странствующих и путешественников да не будет требовать ни в Иерусалиме, ни в других местах, ниже на пути от кого бы то и было никакой харач, подать, дань или другие какие налоги... ».

 Постепенное укрепление межгосударственных связей, развитие внешней торговли привели к тому, что деятельность хозяйствующих субъектов перестала ограничиваться территориальными пределами одного государства, и фактически приобрела трансграничный характер. Это обстоятельство в свою очередь обусловило возникновение конфликтов между несколькими различными юрисдикциями, претендующими на обложение налогами полученных от такой деятельности доходов. Разрешение же подобных конфликтов стало возможным лишь в рамках межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере2.

Целенаправленно международно-правовые средства для  урегулирования налоговых отношений  между государствами стали использоваться лишь в XIX веке. Во всяком случае, именно увеличение объемов международной торговли и появление новых финансовых инструментов в этот период привели к возникновению двойного налогообложения как такового3. Фактически международное двойное налогообложение, прежде всего, и подвинуло государства к необходимости заключения налоговых соглашений.

Первые межгосударственные налоговые соглашения были заключены между странами, которые в силу своей географической близости имели наиболее тесные экономические отношения. К числу подобных международных правовых актов следует отнести соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам, которые были подписаны Бельгией с Францией в 1843 году и с Голландией в 1845 году, Соглашение между Пруссией и Саксонией о прямых налогах 1869 года. Договор между Пруссией и Австрией об устранении двойного налогообложения 1899 года4.

Тем не менее, в  международных договорах о мире вопросы налогообложения по-прежнему дополняли предметы их правового регулирования. Примечательно, что «налоговая» норма обнаруживается даже в тексте IV Конвенции о законах войны и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 года)5. Судя по всему, в то время господствовало мнение, что вооруженные конфликты не являются препятствием для преследования государствами своих фискальных интересов даже па театре военных действий. Во всяком случае, в ст. 48 Конвенции определено, что «Если неприятель взимает в занятой им области установленные в пользу государства налоги. пошлины и денежные сборы, то он обязан делать это, по возможности сообразуясь с существующими правилами обложения и раскладки их... ».

В Мирном договоре между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор) 1919 года6 содержался целый ряд положений, определяющих послевоенный порядок взимания налогов в пределах ряда территорий. В рамках этого международного договора Главные союзные государства США, Британская Империя. Франция, Италия, Япония, атакже примкнувшие к ним Бельгия. Боливия, Бразилия, Гаити. Гватемала, Геджас, Гондурас. Греция, Китай. Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато- Словенское государство. Сиам. Чехословакия, Уругвай и Эквадор с одной стороны, и Германия — с другой стороны помимо прочего достигли соглашения о том, что Правительственная комиссия, представляющая учрежденную Лигу Наций, «будет одна иметь власть взимать сборы и налоги в пределах территории Саарского Бассейна.

В качестве одного из примеров установления военных налоговых привилегий и иммунитетов для граждан договаривающихся государств может служить Договор между РСФСР и Персией (Москва, 26 февраля 1921 года) 87. В соответствии с его статьей XVII «Персидские граждане в России, равно как и российские граждане в Персии, освобождаются от военной службы и уплаты каких бы ни было военных налогов и сборов».

Очередной этап в развитии международного налогового права пришелся на 1920 год, в течение которого состоялись заседание Международной торговой палаты и Брюссельская финансовая конференция. По их окончании участники рекомендовали Лиге Наций разработать комплекс мер, направленных на избежание двойного налогообложения. В дальнейшем Лига Наций фактически возглавила процесс создания системы правового регулирования международных налоговых отношений8.

 На 1929 год  приходится создание постоянного Налогового комитета Лиги Наций, которому поручено исследовать механизм распределения налогообложения организаций осуществляющих хозяйственную деятельность в двух и более государствах. По результатам проведенной Комитетом работы в 1935 году подготовлена Типовая конвенция.

Международно-правовое сотрудничество в налоговой области стало последовательно развиваться примерно с середины XIX века, после возникновения необходимых для этого предпосылок. А.И. Погорлецкий называет «четыре основных временных этапа развития межгосударственного сотрудничества (конвергенции национальных налоговых систем) в налоговой сфере:

1) вторая половина XIX в. – 1913 г. (до начала Первой  мировой войны);

2) межвоенное  двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период  ведения Второй мировой войны;

3) вторая половина 1940-х годов (после окончания Второй мировой войны) – середина 1990-х годов;

4) вторая половина 1990-х годов по настоящее время»9.

Фискально-правовые аспекты внешнеторговых отношений  на рубеже XIX–XX века также становились предметом международного сотрудничества. Прежде всего это касалось таможено-тарифных мер. В данной сфере основные результаты выражались в том, что согласованное снижение уровня обложения (как правило, по ограниченной номенклатуре товаров) осуществлялось лишь на краткосрочно отдельными странами по двусторонним договорам10.

Кроме того, можно  отметить достаточно успешные попытки  согласования в конце XIX века условий международной торговли товарами, оборот которых затрагивал интересы различных стран. Позднее, в рамках ГАТТ, в отношении подобных товаров (называемых часто чувствительные») данная практика получила дальнейшее развитие. Одним из первых такого рода договоренностей является вступившая в силу с 1 сентября 1903 г. Брюссельская сахарная конвенция11.

Во второй половине XIX проблема многократного международного налогообложения постепенно начинает привлекать внимание в качестве объекта научного изучения. В первую очередь, она попала в сферу интересов финансовой и юридической науки. Р. Хуммель, Е.Ю. Козлов называют три наиболее значимых научных разработки по указанной проблеме, увидевших свет в конце XIX века12. Во-первых, к ним относится теоретические исследования двойного налогообложения, в целом, и в области налога на наследство, в частности, которые были инициированы и проведены под эгидой Института международного права. Во-вторых, в 1892 году вышла статья немецкого ученого Г. Шанца. В ней были представлены и обоснованы критерии так называемой экономической привязанности лица (налогоплательщика) к налоговой юрисдикции. Последняя, по мнению этого автора, при наличии такой привязанности должна иметь преимущественное право на взимание налогов с доходов этого лица, а при международном применении данной конструкции могла бы устраняться повторность налогообложения. В-третьих, в 1899 году увидела свет работа итальянского автора А. Гарелли13, в которой он выделил международное налоговое право в качестве самостоятельной науки. В данной книге также содержится анализ правовых принципов налогообложения международной экономической деятельности и правомерность налогообложения нерезидентов.

Информация о работе Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права