Эссе по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:19, сочинение

Описание работы

В процессе правопреемства государств после распада СССР возникало много разный проблем и споров. Среди них были проблемы урегулирования вопросов касающихся: государственных долгов СССР, имущества, ядерного оружия, место в международной арене, обязательства по договорам, гражданства и другие. Большинство из этих вопросов решилось достаточно просто. Россия в большинстве случаев, таких например как ядерное оружие и имущество, являлась инициатором заключения договоров и соглашений с др. государствами-правопреемниками. И это не удивительно, так как Россия является продолжателем СССР.

Содержание

Идея
Право
Анализ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Эссе мое переделанное.docx

— 23.95 Кб (Скачать)

Головастикова В.Ю.

Гр.8283

Идея

В процессе правопреемства государств после распада СССР возникало много разный проблем и споров. Среди них были проблемы урегулирования вопросов касающихся: государственных долгов СССР, имущества, ядерного оружия, место в международной арене, обязательства по договорам, гражданства и другие. Большинство из этих вопросов решилось достаточно просто. Россия в большинстве случаев, таких например как ядерное оружие и имущество, являлась инициатором заключения договоров и соглашений с др. государствами-правопреемниками. И это не удивительно, так как Россия является продолжателем СССР.

В своем эссе я бы хотела раскрыть проблему, касающуюся вопроса  границ в процессе правопреемства. Сложность данного вопроса заключается  в довольно значительной неопределенности международно-правового института в вопросе касающегося границ.

Право

В соответствии со ст.38 Статута  МС ООН существуют след. источники в международном праве для суда, это: международные конвенции, международный обычай, общие принципы права и доктрины.

В связи с этим Соглашение о создании СНГ является источником в данном случае тк относится к международным специальным конвенциям, то есть международным договорам. В нем страны ярко выражают признание существующих границ "Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества".

Актом правопреемства Российской Федерации в отношении границ стал Закон о государственной  границе Российской Федерации от 5 апреля 1993 г., статьей 2 которого установлено: "Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР". Но данный документ не может являться правовым для других государств, он лишь регулирует данный вопрос внутри Российской Федерации.

Однако другие странны, так  же урегулировали данный вопрос. К  примеру, на Украине издали Закон  «О государственной границе Украины» от 18 декабря 1991 г.

Так же вопрос о границах регулирует Закон СССР о государственной границе СССР от 1982 года. Он является источником, так как признан соседними государствами.

И конечно основными источниками  в вопросе правопреемства являются конвенции от 1978 и 1983 годов.

В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 1978 года в ст. 11 содержится «режим границ», в ст.12 «режимы территорий»

Однако данные конвенции  так и не вступили в силу, хотя гос-ва подписали их. Из практики международного права мы знаем уже подобные случаи. В деле Габчиково-Надьморошь суд опирался на конвенцию не встпувшую в силу на тот момент и аргументировал это тем, что в конвенции была прописана норма международного обычая, и сама конвенция была нужна лишь для письменного закрепления данного обычая.

Так же 13 марта 1992 г. было подписано Соглашение о принципах  таможенной политики, по статье 1 которого стороны обязуются создать общую таможенную территорию, и Соглашение о безвизовом передвижении граждан от 9 октября 1992 г.

Было заключено Соглашении об охране государственных  границ и морских экономических зон государств - участников  СНГ от 20 марта 1992 г.

Анализ

В Соглашении о создании СНГ написано: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР» (ст. 12). Что показывает принципиальное отношение   сторон к правопреемству.

В Соглашении о создании СНГ признание  существующих границ выражено ясно: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность  друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества».

В Уставе СНГ данное обязательство  изложено в виде принципа «нерушимость государственных границ и отказ  от противоправных территориальных  приобретений».

Как уже упоминалось, основным актом правопреемства Российской Федерации в отношении границ стал Закон о государственной границе Российской Федерации  от 5 апреля 1993 г., статьей 2 которого установлено: «Государственной   границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами  и законодательными актами бывшего СССР». Данный закон носит общий характер, и он заложил принципиальные основы правопреемства.

Как известно границы государств делятся на 3 вида, это: Сухопутная и Морская границы, а так же экономическая зона.

Сухопутная государственная граница СССР осталась в тех пределах, где она проходила по краю территории РСФСР. Морская граница осталась СССР, отделявшая территориальное море СССР от пространств открытого  моря. При этом нельзя забывать и об экономических зонах с их особым режимом: линии административного разграничения, разделявшие территории РСФСР и соседних с ней союзных республик.

Эти три вида границ имеют разный правовой статус.

Первый вид границ в процессе правопреемства был установлен Законом СССР о государственной границе СССР от 1982 года, который признали соседние государства. Сухопутная граница прежде была государственной границей СССР. Она отделяет  территорию России от Норвегии, Финляндии, Польши, Китая и Монголии. Линия прохождения этой границы установлена исторически  в процессе взаимодействия с сопредельными государствами. Относительно большей ее части заключены международные договоры. 

Вторая часть - это морская граница  России, установленная тем же Законом 1982 года, бывшая прежде государственной  границей СССР. В некоторых местах границы, так же как на суше, либо определяется соглашениями с соседними государствами, либо молчаливо признается, либо находится в стадии согласования. Однако существует проблема в решение вопроса боковых границ территориального моря России: во времена СССР территориальное море составляло один сплошной пояс вод вдоль берега.

Теперь России предстоит решить проблемы делимитации боковых   границ территориального моря, то есть тех линий, которые разделяют территориальные моря России и Эстонии, Литвы, Украины,  Грузии.

И сухопутная, и морская границы  СССР в целом стабильны, потому что  устанавливались методами, соответствующими требованиям  международного права. Некоторые изменения в существующее  законодательство будут внесены законами о территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне.

Третья часть границ России - это границы бывшей РСФСР с бывшими союзными республиками, а ныне с государствами Балтии - Литвой, Латвией и Эстонией и с членами СНГ - Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном. Их особенность  состоит в том, что границами суверенных государств объявлены  те линии, которые прежде, во времена существования СССР были линиями границ между союзными республиками. В отношении границ между союзными республиками не существовало  никакого единого акта, который бы регулировал их правовое  положение. Хотя формально республики считались суверенными   государствами, они не заключали никаких соглашений об этих границах, так что границы были просто принадлежностью территории  каждой республики. Линии прохождения границ между республиками сложились исторически. После распада СССР, когда линии условного деления между союзными республиками были объявлены границами разных государств,  население многих районов считало их несправедливыми. Тем более что основной признак образования новых государств - этнический, а многие районы национальных республик, прилежащие  к России, оказались почти на 100% населены русскими. В статье 5 Соглашения о создании СНГ зафиксировано обязательство сторон гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи-информации в рамках Содружества. Так же между государствами-преемниками были подписаны соглашения о вопросе таможне. 13 марта 1992 г. было подписано Соглашение о принципах  таможенной политики, по статье 1 которого стороны обязуются создать общую таможенную территорию, и Соглашение о безвизовом передвижении граждан от 9 октября 1992 г.

Наиболее четкий подход к границам проявился в Соглашении об охране государственных  границ и морских экономических зон государств - участников  СНГ от 20 марта 1992 г.,  в котором говорилось: "Государственные границы государств-участников Содружества Независимых Государств" - участки государственных границ независимых государств-участников  Содружества с  государствами, не  входящими в Содружество (ст. 1). На первый взгляд, смысл этой фразы состоит в том, что участники СНГ считали границей в полном смысле слова только ту границу, которая идет по периметру  Содружества и отделяет страны Содружества от третьих государств,  а не друг от друга, то есть ту линию, которая прежде была государственной границей СССР.

Для разных участков границ Россия создает  разные правовые режимы, так участки границ, соприкасающихся с территориями  стран - не членов СНГ, охраняются пограничными войсками и оборудованы так, чтобы обеспечить полный контроль над каждым   случаем пересечения границы. Там же, где соприкасаются территории членов СНГ, границы не оборудованы, контроля нет, как и не высказывается намерение установить его.

В статье 11. Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 1978 года написано:

«Правопреемство государств как таковое  не затрагивает:  а) границу, установленную договором; или  b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся  к режиму границы».

Я считаю, что смысл этой статьи заключается в том, что пункты а) и b) ст.11 переходят к государству-продолжателю, а не государствам-преемникам. Отсюда и смысл что правопреемство не затрагивает границы, обязательства и права по договорам.

Заключение

Область международного права, относящаяся к правопреемству в том, что касается границ, до сих пор довольно неопределенна, и решение конкретных проблем в конкретных обстоятельствах нередко  ставится в зависимость от соглашений заинтересованных сторон. В том, что касается правопреемства в отношении границ, - это, прежде всего международно-правовой характер границ. Прохождение  границы и ее правовой режим - во многих случаях результат соглашения между государствами: соседними, когда речь идет о сухопутной  границе, или между одним государством и всем международным  сообществом, когда дело касается морской границы. Соглашение может иметь форму договора или быть результатом молчаливого  признания - характер границы от этого не меняется. Правопреемство  в отношении границ осуществляется теми же путями, что и само разграничение, что мы и видим на примере российских границ. В отношении уже существовавшей государственной границы  СССР, которая стала частью границ России, проблем не возникает:  Россия занимает место СССР в уже сформированном балансе отношений.

 

 


Информация о работе Эссе по международному праву