История развития международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:26, реферат

Описание работы

Международное публичное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное публичное право.

Содержание

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1.1 Международное право периода Древнего мира
1.2 Международное право Средних веков
1.3 Классическое международное право
1.4 Международно-правовая наука в России до 1917 г.
1.5 Международное право XX-XI вв.
Глава 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
2.1 Международное право с 1919 года до создания ООН
2.2 Современное международное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 77.59 Кб (Скачать)

В период зарождения норм международного права  его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов  международного права. Следствием этого  явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым  во внутренних и внешних делах. В  Древней Греции (VIIV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир Международное право: Учебник / под ред. Колосова Ю.М., Кривчиковой Э. С. - 2 изд.; перераб. доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. с. - 30..

Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В  Египте во время войны господствовал  юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как  добыча переходили в собственность  победителя. В Индии обычаи права  войны были наиболее развитыми, они  получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (III тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как  борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного  оружия, было не столь велико. Интересно  также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей  считалось вполне правомерным. У  греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты  пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет  был возможен только во время войны, а невмешательство и в мирное время.

А вот  в Риме все войны считались  справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и  жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов храмы  подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны  и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального  характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы  о приеме послов и заключении договоров  сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки не знали института постоянного  дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение  которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван обще-китайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской  империи в 476 г. н. э. К этому времени  Рим вобрал в себя все «новорожденные»  институты международного права  и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась  полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период  зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

 

1.2 Международное право  Средних веков

Этот  период связан с развитием международных  отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зрения договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.

Другой  особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось  влияние на него католической церкви. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Папы римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов Международное право: Учебник / под ред. Колосова Ю.М., Кривчиковой Э. С. - 2 изд.; перераб. доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. с. - 34..

Заметное  влияние на международное право  в отношениях между арабскими  государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского  мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.

В рассматриваемый  период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось  с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и  Китая, в Киевской, а позднее -- Московской Руси.

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи  и низложение вождем германских наемников  Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в VXVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

Отличительными  чертами этого периода являлись:

1. регионализм;

2. преобладание  обычных норм над договорными;

3. значительное  влияние церкви на процесс  формирования норм международного  права.

Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время  являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации  рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Первые  века феодализма отмечены многочисленными  устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма  и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском  языке. Сроки действия таких договоров  были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных  соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К  расторжению международных договоров  вели войны. В ту эпоху появились  новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонними сделками, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор 1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.

Как и  в период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних  сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно  обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

В сфере  посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.

Вместе  с тем возникает институт консулов. Первые из них начали появляться в X в. в Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные  воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались  на произвол судьбы. Нередко война  трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял  положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались добычей захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.

Информация о работе История развития международного права