Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с положениями Венских конвенций дипломаты и консулы обладают правом на предоставление им определенных льгот и преимуществ перед другими иностранными гражданами. Привилегии и иммунитеты дипломатов по своему содержанию отличаются от привилегий и иммунитетов консулов. Если все дипломатические привилегии и иммунитеты определены в Венской конвенции 1961 г., то консульский иммунитет вызывает множество вопросов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений…………5

1.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения…………….6

1.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам…………………………………………………………9

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения………………………………………………………12

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений………………………15

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам……………………………………………………………………………..16

2.2. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала…………………………………………………….20

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула……………………………………………………………………….…..21

3.1 Привилегии и иммунитеты почетного консула……………………………23

Заключение……………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что в двусторонних соглашениях может предусматриваться иное деление на группы.

В Конвенции приведен ряд терминов, которые используются в консульских отношениях, а также и в данной работе. Вот некоторые из них: «глава консульского учреждения» - лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

«консульский служащий» - любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

«консульское должностное лицо» - любое лицо, которому поручено выполнение консульских функций в этом качестве;

«работник обслуживающего персонала» - любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

«частный домашний работник» - лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

«работники консульского учреждения» - консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

«работники консульского персонала» - консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала, за исключением главы консульского учреждения[15].

В зависимости от принадлежности к той или иной категории работники консульства наделяются определенными привилегиями и иммунитетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам

 

К категории лиц, охватываемых термином «консульские должностные лица» относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, проконсул, консульский агент и консульский стажер.

Венская конвенция, предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций»[16]. Это положение означает, что иммунитеты консульских должностных лиц носят функциональный, служебный характер.

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных функций.

На практике вопросы, связанные со служебным иммунитетом, нередко вызывают разногласия в отношениях между направляющим государством и страной пребывания.

Лицо, пользующееся служебным иммунитетом в случае совершения уголовного преступления, как правило, привлекается к уголовной ответственности в государстве пребывания, то есть совершение преступления рассматривается как действие, выходящее за пределы служебных обязанностей.

Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения. У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение, и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций[17].

Говоря о консульских иммунитетах и привилегиях, следует отметить, что данную проблему невозможно рассматривать на основе только Венской конвенции, так как в двусторонних консульских соглашениях встречается широкое разнообразие. Например, существует не менее 11 вариантов решения вопроса о неприкосновенности личности консульского должностного лица, свыше 15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т.д.

По конвенции с большинством западных стран неприкосновенность личности имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда.

Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц, следует отметить, что в Венской конвенции ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Консульские конвенции, говоря об иммунитетах от юрисдикции страны пребывания, допускают целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследства, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции.

В доктрине консульского права отмечается, что представляемое государство может отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть определенно выражен, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении административного или гражданского дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В отношении таких действий необходим отдельный определенно выраженный отказ[18].

Выступление консульского должностного лица в качестве свидетеля по какому-либо делу регулируется статьей 44 Конвенции – консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел[19].

Вместе с тем, если консульское должностное лицо отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания[20].

Следует помнить, что консульские должностные лица не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства[21].

Положения о налоговых и таможенных привилегиях регулируются статьями 49-59 Конвенции. В соответствии со статьей 49 Конвенции, консульские должностные лица, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов, пошлин личных и имущественных, государственных, местных, районных, за исключением:

а) косвенных налогов;

б) налогов на частное транспортное имущество;

в) налогов на наследственное имущество;

г) налогов и сборов на частный доход;

д) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;

е) регистрационных, судебных и иных сборов[22].

Таким образом, создается режим, в соответствии с которым консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то эти моменты регламентируются пунктами 1-3 статьи 50 Конвенции. В ней говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования[23]. От уплаты таможенных пошлин также освобождаются члены семьи консульского должностного лица.

В отношении досмотра багажа консульского должностного лица имеются две совершенно противоположные «теории»: во-первых, освобождается от досмотра личный багаж консульского должностного лица, если нет на то серьезных оснований, а во-вторых – не освобождает от досмотра личного багажа ни при каких условиях.

Консульские должностные лица освобождены от всех видов трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей. Это же положение касается и членов семей консульских должностных лиц.

Статья 53 Конвенции определяет начало и конец консульских иммунитетов и привилегий: «привилегии и иммунитеты начинают действовать в отношении консульского должностного лица с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении»[24]. Привилегии и иммунитеты консульского должностного лица прекращаются с того момента, когда оно покидает территорию государства пребывания, или по истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть территорию данной страны.

В отношении членов семей консульского должностного лица иммунитеты прекращают свое действие, когда эти лица покидают территорию государства пребывания или перестают быть членами семьи консульского должностного лица.

В случае смерти консульского должностного лица члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления страны пребывания или до истечения разумного срока, о котором упоминалось ранее.

Также в случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого запрещен на момент смерти[25].

В результате рассмотрения вышеуказанных проблем, автор приходит к следующим выводам:

1. иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, а следует учитывать и двусторонние соглашения в области консульского права, которые отличаются широким разнообразием в трактовке вопросов предоставления иммунитетов;

2. консульские должностные лица наделяются служебным иммунитетом, в то время как универсального подхода к этой проблеме не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросов нередко вызывает разногласия между направляющим государством и государством пребывания;

3. двусторонние конвенции показывают, что существует широкое разнообразие в предоставлении иммунитетов и привилегий консульским должностным лицам различных стран.

 


2.2 Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала

 

Важность постановки вопроса о предоставлении иммунитетов и привилегий административно-технического и обслуживающего персонала объясняется двумя обстоятельствами:

- в первую очередь тем, что значительную часть работников консульского учреждения составляют представители именно этих категорий;

- во вторую очередь тем, что данная проблема остается и по сей день спорной и малоизученной.

Многосторонняя Конвенция предоставляет административно-техническому персоналу объем иммунитетов, почти равный иммунитетам консульских должностных лиц. То есть их иммунитеты и привилегии носят служебный характер и распространяются только на действия, совершаемые ими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Анализ иммунитетов и привилегий, предоставляемых административно-техническому и обслуживающему персоналу консульских учреждений различных государств, показывает, что они достаточно сильно разняться между собой.

Что касается иммунитетов от юрисдикции страны пребывания, то можно сказать, что административно-технический и обслуживающий персонал консульств отдельных стран (например, Японии, Норвегии, США, Франции)[26] не подлежит юрисдикции судебных или административных органов в отношении действий, совершаемых при исполнении своих функциональных обязанностей.

Отличия имеются и в иммунитете жилых помещений и личного имущества. Здесь особое положение занимает консульство КНДР. Жилые помещения его административно-технического и обслуживающего персонала неприкосновенны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции.

Различия также встречаются и в таможенных иммунитетах. Освобождены от таможенных пошлин наравне с административно-техническим персоналом посольств сотрудники и члены их семей консульств США, а данная категория лиц из консульства КНДР – даже от досмотра на таможне. Тогда как административно-технический персонал консульств Италии, Франции, Литвы освобожден от таможенных пошлин только на предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Не облагается пошлинами на таможне личный багаж административно-технического и обслуживающего персонала консульств Германии и Польши, а конвенция с Японией распространяет этот иммунитет и на членов семей консульских должностных лиц.

 

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

 

Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов[27].

Почетный консул – это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства[28]. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула – это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции[29].

Информация о работе Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула