Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с положениями Венских конвенций дипломаты и консулы обладают правом на предоставление им определенных льгот и преимуществ перед другими иностранными гражданами. Привилегии и иммунитеты дипломатов по своему содержанию отличаются от привилегий и иммунитетов консулов. Если все дипломатические привилегии и иммунитеты определены в Венской конвенции 1961 г., то консульский иммунитет вызывает множество вопросов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений…………5

1.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения…………….6

1.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам…………………………………………………………9

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения………………………………………………………12

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений………………………15

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам……………………………………………………………………………..16

2.2. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала…………………………………………………….20

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула……………………………………………………………………….…..21

3.1 Привилегии и иммунитеты почетного консула……………………………23

Заключение……………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Так, например, первые цифры в номерном знаке обозначают принадлежность транспортного средства тому или иному консульству, вторые три цифры – это непосредственно номер транспортного средства, последние две цифры – номер региона. Если номер транспортного средства красного цвета и имеет литеру «д» - такой автомобиль принадлежит консульскому должностному лицу.

Номерные знаки транспортных средств обновляются ежегодно.

Самым спорным и сложным вопросом относительно консульских средств передвижения является вопрос о возможности осуществления государством пребывания и его компетентными органами тех или иных принудительных действий по отношению к консульским транспортным средствам. Чаще всего в международной практике консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.

Неприкосновенность консульских транспортных средств определяется следующими положениями:

они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «дом на колесах»;

они являются движимым имуществом консульского учреждения.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года иммунитеты средств передвижения регулируются пунктом 4 статьи 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции». Необходимо отличать консульский иммунитет средств передвижения от дипломатического, так как, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, транспортные средства дипломатических учреждений наделяются большим иммунитетом, чем средства передвижения консульств. Так, помимо запрета на реквизицию, на дипломатические автомобили распространяется запрет на обыск, досмотр и арест.

Транспортные средства, которые являются собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех видов государственных, местных, районных налогов и сборов, однако, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания. Практически все двусторонние консульские соглашения предусматривают вышеуказанное положение. Таким образом, консульские средства передвижения освобождаются от таможенных налогов и сборов. Пункт 1 статьи 50 Конвенции 1963 года гласит: «государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов на перевозку, хранение и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;

б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним».

Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 года, только личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей освобождается от досмотра[4]. Из этого следует, что консульские автомобили подлежат досмотру на таможне, но некоторые двусторонние консульские соглашения в данном положении приравнивают консульский иммунитет к дипломатическому и «запрещают» досмотр консульских средств передвижения. Если же консульские машины перевозят через границу груз для консульства, то его можно досматривать. В соответствии с российским таможенным законодательством и Конвенциями 1961 и 1963 года дипломатические и консульские грузы подлежат досмотру на таможне. В данной ситуации нужно различать досмотр консульского средства передвижения и консульского груза. Консульский груз подлежит досмотру независимо от способа его доставки на таможню.

Помимо вышерассмотренных ситуаций следует предусмотреть также и не указанные в конвенции случаи. Например, как следует поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на консульском транспортном средстве и на просьбу открыть салон и багажник отвечают, что там лишь их собственные личные вещи. Правомерен ли досмотр в таком случае? Да, досмотреть машину можно – можно открыть автомобиль, поднимать чемоданы и другой багаж, смотреть, что под ним, но открывать сумки проверяющий не имеет права. Такой полный досмотр будет правомерен только в случае наличия особого распоряжения и обязательно в присутствии соответствующего консульского должностного лица.

Следующая спорная ситуация: возможна ли выписка штрафа консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения? На этот вопрос дает ответ Конвенция 1963 года – в соответствии со статьей 31 консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания[5]. Но следует помнить, что останавливать машину консульского должностного лица с целью предупреждения совершения административного правонарушения уполномоченные на то лица государства пребывания имеют право. Также правомерной будет остановка транспортного средства для проверки документов.

В том случае, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой тяжкие последствия, следует опять же обратиться к Конвенции 1963 года - статья 41 гласит: «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению не иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений»[6]. «Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу»[7].

Следует отметить, что Конвенция 1963 года не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государства пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять об инцидентах городским органам внутренних дел. Только после этого возможно производство специального расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения

 

Венская Конвенция предусматривает, помимо рассмотренных ранее иммунитетов, неприкосновенность консульских архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения[8].

В обычных условиях неприкосновенность архивов и документов обеспечивается в силу неприкосновенности помещений консульского представительства и неприкосновенности консульской почты.

Понятие «архивы» определено в пп. «л» пункта 1 статьи 1 Венской конвенции 1963 года, где сказано, что «консульские архивы включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения»[9].

Следует отметить, что любой подобный перечень в условиях существующего прогресса в области информатики не может быть исчерпывающим, а следовательно, удовлетворительным.

Понятие «документы» использовано в конвенции для обозначения текущих документов, которые не относятся к архивам в прямом смысле слова.

Понятие «неприкосновенность» в соответствии с конвенцией означает обязанность государства пребывания обеспечить, с одной стороны, освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со стороны законодательных, исполнительных и судебных органов страны пребывания и, с другой, защиту от посягательств со стороны частных лиц.

Из этого следует, что архивы и документы, попавшие в результате их потери, кражи злоумышленниками или каким-либо иным образом в распоряжение местных властей, должны быть незамедлительно возвращены консульскому учреждению. Местные власти не вправе использовать эти архивы и документы в судебном или административном разбирательстве либо иных официальных целях.

Что касается официальной корреспонденции, то о ее статусе говорится в п.2 ст.35 Конвенции – она неприкосновенна[10]. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям, то есть, все входящие и исходящие почтово-телеграфные отправления консульского учреждения. Неприкосновенность применимо к корреспонденции означает, что местные власти не вправе вскрывать или задерживать корреспонденцию, а также использовать ее в каких-либо официальных целях.

В соответствии со ст.35 Конвенции консульским учреждениям разрешается устанавливать радиопередатчики и пользоваться ими для осуществления связи со своим руководством, но только при согласии государства пребывания[11].

Значительную сложность представляет вопрос о консульской вализе и консульской почте. В пунктах 3 и 4 статьи 35 Конвенции говорится, что консульская вализа неприкосновенна, не подлежит ни вскрытию, не задержанию. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования[12].

В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. Если же представители консульства откажутся вскрыть вализу, она может быть возвращена в место ее отправления. Во избежание досмотра консульская вализа часто вкладывается в дипломатическую почту, которая имеет статус полной неприкосновенности: ее нельзя вскрывать или возвращать в пункт отправления.

Статья 35 Конвенции вводит в консульские правила принцип использования консульских курьеров: «консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания»[13]. Особо следует обратить внимание на то, что при выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. ему предоставляется личная неприкосновенность, он не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Хотя консульские курьеры и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующего государства, но, как правило, не имеют консульских рангов и не входят в состав персонала консульства. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитета консульских курьеров. Они не освобождаются от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, от таможенного досмотра, не пользуется неприкосновенностью и их резиденция. Обычно права курьеров консульских учреждений регулируются двусторонними соглашениями и договорами между государствами на основе принципа взаимности.

Необходимо помнить и о проблемах и разногласиях, возникающих в связи с недостаточной урегулированностью вопроса. Например, международное право не разрешает досматривать консульскую вализу, однако по поводу самого курьера и его багажа или ручной клади ничего в Конвенции не сказано. Неурегулированным в международном праве является и вопрос о возможности ввоза в страну пребывания курьером оружия и ношения его.

Относительно консульской почты нужно помнить, что иммунитеты ей предоставляются только в том случае, если ее оформление удовлетворяет следующим требованиям: «все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер»[14]. Если эти требования не выполнены, то почта может быть возвращена отправителю или вскрыта в присутствии представителя консульства.

Неурегулированным в международно-правовом отношении является вопрос о возможности правомерности проверки консульской почты при помощи технических средств – например, металлодетекторами, рентгеновскими установками и т.д. – Конвенция не содержит формального запрещения по этому поводу.

Что касается привилегий, то к ним можно отнести следующие:

представляемое государство имеет право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

государственный флаг аккредитующего государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульства и на его средствах передвижения;

помещения консульского учреждения, резиденция его главы, а также жилые помещения работников консульского учреждения освобождаются от всех государственных, местных районных налогов и сборов, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания;

государство пребывания в соответствии с действующим законодательством и другими правилами разрешает ввоз и вывоз, освобождает от таможенной пошлины, налогов и сборов (за исключением сборов за погрузку, перевозку, хранение и выгрузку):

а) предметы, предназначенные для личного пользования работников консульского учреждения и членов их семей, включая транспортные средства, в том числе и предметы, предназначенные для обзаведения;

б) предметы, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

 

В первую очередь хотелось бы отметить, что персонал консульских учреждений можно разделить на основные группы:

1) консульские должностные лица

2) работники обслуживающего персонала

3) консульские служащие.

Информация о работе Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула