Дипломатическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами. Декларация о принципах международного права 1970 года гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения в качестве средства разрешения международных споров».

Содержание

Введение 3
1 Механизм мирного урегулирования споров между государствами 5
2 Дипломатическое право 15
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

гот арбит.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Выводы  согласительной комиссии носят факультативный характер, добрые .услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество4.

      Посредничество  предполагает непосредственное участие  третьей стороны в мирном разрешении спора.

      Совет Безопасности ООН в случае возникновения  спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ст. 36 Устава ООН).

      Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.

      Применение  временных мер с участием ООН  в кризисных районах обычно осуществлялось уже после начала конфликта. В настоящее время стоит задача планирования временных мер на случай непредвиденного развития обстоятельств (например в условиях национального кризиса) по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон, или с их согласия.

      Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.

      Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут призвать спорящие государства использовать любое из мирных средств разрешения споров. Государство, не являющееся членом ООН, может сообщить Ассамблее или Совету о любом споре, в котором оно является стороной. Наблюдается тенденция к росту роли Ассамблеи и Совета в мирном разрешении споров. Манильская декларация о мирном решении международных споров 1982 г. подчеркивает превентивные функции ООН в этой области.

      Совет Безопасности несет главную ответственность  за поддержание мира и ему принадлежит  основная роль в решении споров в этой области. Соответствующие полномочия изложены в главе VI Устава, которая дает Совету право требовать от сторон в споре разрешить его путем указываемого средства. В их числе переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и др.

      Совет может расследовать любой спор или  ситуацию, которая способна привести к трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли их продолжение угрожать миру. Любой член ООН вправе сообщить Совету о таком споре или ситуации. Во всех этих случаях резолюции Совета носят характер рекомендаций. По взаимному согласию сторон любой спор может быть передан на рассмотрение Совета, который в таком случае делает рекомендации. В споре Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа Совет в 1980 г. рекомендовал обратиться в Международный Суд, что и было сделано.

      Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой  вопрос в пределах Устава, включая  и споры, и принимать соответствующие резолюции. Ассамблея активно использует свое право обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, угрожающие миру. Принятая в 1991 г. Декларация относительно установления фактов направлена на усиление роли Ассамблеи в установлении фактической стороны спора или ситуации в целях предотвращения их развития.

      Секретариат осуществляет функции по мирному  урегулированию преимущественно через Генерального секретаря. Он участвовал в урегулировании положения на Ближнем Востоке, на Кипре, в Афганистане, в решении проблемы Намибии и др. В одних случаях он действовал сам, в других обращался к помощи государств. В 1965 г., когда вспыхнул конфликт в Доминиканской Республике, он обратился к США с просьбой оказать добрые услуги. В Декларации о предупреждении и урегулировании споров и ситуаций 1988 г. предусматривается повышение роли Генерального секретаря в этой области.

      Специализированные  учреждения ООН в своих учредительных  актах содержат постановления о  порядке разрешения споров, касающихся применения или толкования этих актов. Спор, не решенный путем переговоров, передается главному органу организации. Если и это не дает результата, спор передается на рассмотрение суда или арбитража. Показательно, что не было случая, чтобы главный орган не решил спор. В его распоряжении серьезные рычаги воздействия на членов5.

      Все региональные организации имеют  свой довольно сходный механизм разрешения споров. Остановимся на двух организациях, на Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и на Совете Европы.

      ОБСЕ  в соответствии с Будапештским документом 1994 г., преобразовавшим Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Организацию, имеет целью развивать возможности и активность превентивной дипломатии, увеличивать способность Организации в урегулировании конфликтов и кризисов. В 1992 г. была принята Конвенция о примирении и арбитраже в рамках СБСЕ, предусмотревшая учреждение Палаты примирения и арбитража в рамках СБСЕ. Палата имеет своими органами Бюро, а также примирительные и арбитражные комиссии.

      До  обращения в Палату стороны в споре должны использовать иные средства, прежде всего, переговоры. В случае неудачи каждая из сторон может передать спор комиссии примирения, которая образуется для этого случая. Согласия на это другой стороны не требуется, если только последняя не заявит, что спор касается ее территориальной целостности.

      Каждая  из сторон назначает по одному члену. Из общего списка посредников Бюро выбирает трех других членов. Задача комиссии оказать сторонам помощь в урегулировании в соответствии с международным правом и их обязательствами, вытекающими из актов СБСЕ (ст. 24). Деятельность примирительной комиссии является не судебной, а политической процедурой. Поэтому комиссия предлагает урегулирование на основе не только права, но и политических обязательств.

      Юрисдикция  арбитража факультативна. Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Каждая из сторон назначает по одному арбитру, не менее трех арбитров назначает Бюро. Арбитраж решает спор только на основе международного права. Его решение обязательно для сторон.

      Открывая  значительные возможности для мирного  урегулирования споров и ситуаций, международные организации ни в коей мере не умаляют значение других средств мирного решения споров. Более того, во многих случаях они отсылают к ним, предписывают их использование.

      Согласительные  средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств. Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения. Такими средствами являются переговоры, консультации, добрые услуги, посредничество, установление фактов, примирение.

      Переговоры  означают прямой контакт сторон в  целях достижения взаимно приемлемого соглашения. В договорной практике принята формула "споры решаются по дипломатическим каналам". Переговоры в качестве общего правила предшествуют иным средствам решения споров. Ведение переговоров не требует особой организационной подготовки, в ходе их могут решаться как политические, так и юридические вопросы без вмешательства третьих сторон.

      Переговоры  могут вестись через обычные  дипломатические каналы или в  форме специально созываемых совещаний. Возможна также письменная форма, обмен посланиями. Результаты переговоров находят отражение в совместных коммюнике, которые не являются договорами.

      Консультации - разновидность переговоров, отличающаяся простотой организации, меньшей формальностью. Зачастую они предшествуют официальным переговорам. Многие договоры предусматривают урегулирование разногласий путем консультаций и переговоров.

      Добрые  услуги означают деятельность третьей  стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторонами. Добрые услуги может оказывать государство, его должностное лицо, международный орган или организация, их должностные лица, авторитетное частное лицо. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора. В некоторых случаях стороны соглашаются на более широкие функции третьей стороны, на ее участие в самих переговорах. Во время карибского кризиса в 1962 г. СССР согласился на добрые услуги Генерального секретаря ООН, что содействовало переговорам с США, в результате которых была обеспечена безопасность Кубы. В 1965 г. СССР оказал добрые услуги Индии и Пакистану. В результате эти страны подписали Ташкентскую декларацию 1966 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги при мирном урегулировании в Афганистане. Возможность использования их была предусмотрена в соглашениях о мирном урегулировании в этой стране 1988 г.

      Посредничество - способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных приемлемых для сторон предложений. Гаагские конвенции о мирном разрешении международных споров 1899 и 1907 гг. установили, что роль посредника заключается в согласовании конфликтных претензий и умиротворении чувств сопротивления сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Дипломатическое право 

      Дипломатическое право - отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

        Система дипломатического права  соответствует основным формам  дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические придставительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

        Дипломатическое право на протяжении  долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928 г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках). В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано.

        Основным договорным актом в  данной области является Венская  конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов6.

        Органы внешних сношений. Существует деление органов внешних сношений на внутригосударственные и зарубежные.

        К внутригосударственным относятся:  высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, который обычно определяет основы внешней политики данного государства; глава государства (коллегиальный или единоличный), который осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики.

        Зарубежные органы внешних сношений  принято подразделять на постоянные и временные.

        К постоянным органам относятся  дипломатические представительства  (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения.

Информация о работе Дипломатическое право