Действия Международного гуманитарного права в годы войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет

Работа содержит 1 файл

мкк2.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

от тех же обязательств по правам человека, например, во  время  войны.  Речь

идет, в частности, об обязательстве предоставлять  защиту и оказывать  помощь

раненым, ограничениях на применение  силы  органами  безопасности  и  охраны

правопорядка, о  судебных гарантиях. 

4.2. Сфера применения  в отношении лиц 
 

       Права человека применяются ко  всем людям. Так, Европейская   конвенция

о защите прав  человека  и  основных  свобод  предусматривает  обязательство

государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под  их юрисдикцией. 

        Международное гуманитарное право,  по  всей  видимости,  имеет   более

узкую сферу  применения  в  отношении  лиц.  Тем  не  менее,  данный  вопрос

заслуживает более  подробного рассмотрения. Большинство норм,  применяемых  в

случае    международного    вооруженного    конфликта,     касается     лишь

«покровительствуемых  лиц», а к ним не относятся лица, находящиеся во  власти

государства,  гражданами  которого  они  являются. Вместе  с   тем   нормы,

применяемые  в  случае  внутреннего  вооруженного  конфликта,  устанавливают

обязательства государства  в отношении его собственных  граждан.  Кроме  того,

необходимо  напомнить,  что  обязательство  предоставлять  защиту  и  помощь

раненым, больным  и  потерпевшим  кораблекрушение  распространяется  на  всех

этих лиц, независимо от того, к  какой  стороне  они  принадлежат.  Наконец,

исключительно  важные  «основные  гарантии»,  предусмотренные   статьей   75

Дополнительного протокола I, предоставляются всем лицам,  которые  затронуты

международным  вооруженным  конфликтом  и  которые   не   пользуются   более

благоприятным  обращением  в  соответствии  с   Женевскими   конвенциями   и

Дополнительным  протоколом I,  в  том  числе  лицам,  находящимся  во  власти

государства, гражданами которого они являются. 
 

        Следует  также  отметить,  что  право  прав   человека   традиционно

    предусматривает   гарантии  защиты  человека  от  неправомерных  действий

официальных  властей  и  должностных   лиц   государства.   За   некоторыми

исключениями право  прав человека не защищает  человека  от  действий  других

лиц. Несколько  иной  подход  принят  в  международном  гуманитарном  праве.

Достаточно  упомянуть,  что   некоторые   нормы   этого   права   специально

предусмотрены   для   ситуаций   внутреннего   вооруженного   конфликта    и

устанавливают обязательства, гарантирующие соблюдение  прав  лиц  не  только

официальными  властями  и  силовыми  структурами  государства,  но  также  и

противостоящими им антиправительственными силами или  силами оппозиции. 
 
 

Заключение 

     В  этом  докладе  были  рассмотрены   основные  положения  международного

гуманитарного  права,  а   также   проведен   сравнительный   анализ   между

международным гуманитарным правом и правом прав человека. Итак,  право  прав

человека  и  международное  гуманитарное   право   имеют   различные   сферы

применения. Международное  гуманитарное право  применяется  только  в  случае

вооруженного конфликта  и  предусматривает  целый  ряд  гарантий,  отражающих

специфические особенности  этих конфликтов. Значительное число  прав  человека

не имеет аналогов в международном нуманитарном праве. Тем не  менее,   между

отдельными   правами   человека   и    некоторыми   нормами   международного

гуманитарного права  имеются пересечения. Это касается, прежде  всего,  прав,

входящих в «неизменное  ядро» прав человека, действие которых  не  может  быть

ограничено или  приостановлено ни при каких обстоятельствах.

      Актуальность изучения международного гуманитарного  права  заключается

в  том,  что  сейчас  в  мире  складывается   политическая   нестабильность.

Множество вооруженных  конфликтов, противоречий и  главным  образом  война  в

Ираке  наталкивают  на   детальное  изучение  международного   гуманитарного

права.  Также,  сейчас  строго  стоит  вопрос   о    соблюдении   положений,

содержащихся в  этом  документе между участниками  вооруженных конфликтов.

     В  основе международного гуманитарного  права  лежит  обязанность   защиты

жизни гражданского населения, а также здоровья и  неприкосновенности  мирных

жителей и других категорий некомбатантов, включая  раненых  или  пленных,  а

также  сложивших  оружие.    Другими  словами,   международное  гуманитарное

право  призвано  обеспечить  равновесие  между  военной   необходимостью   и

гуманностью. 
 
 
 

спользуемые сокращения 

      Женевские конвенции 1949 г.  -  4  Конвенции  о  защите  жертв  войны,

Женева, 12 августа 1949 г., вступили в силу 21 октября 1950 г.

      I Конвенция - Конвенция  об  улучшении участи  раненых и больных в

действующих армиях, Женева, 12 августа 1949 г.

      II Конвенция - Конвенция об улучшении  участи раненых, больных  и   лиц,

потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Женева,  12

августа 1949 г.

      III Конвенция - Конвенция об обращении  с  военнопленными,  Женева,  12

августа 1949 г.

      IV Конвенция - Конвенция о  защите  гражданского  населения  во  время

войны, Женева, 12 августа 1949 г.

      Дополнительный протокол  I  (Протокол  I)  1977  г.  -  Дополнительный

протокол к Женевским  конвенциям от 12 августа  1949  г.,  касающийся  защиты

жертв международных  вооруженных конфликтов, принятый в  Женеве 10  июня  1977

г., открыт для подписания с 11 декабря 1977 г., вступил  в  силу  7 декабря

1978 г.

      Дополнительный протокол II (Протокол  II)  1977  г.  -  Дополнительный

протокол к Женевским  конвенциям от 12 августа  1949  г.,  касающийся  защиты

жертв вооруженных  конфликтов немеждународного характера, принятый  в  Женеве

10 июня 1977 г., открыт для подписания с 11 декабря 1977  г.[1],  вступил в

силу 7 декабря 1978 г. 

|                                                               |      |

      Введение.

       Человеческая  история  представляет  собой  длинную  череду  войн   и

конфликтов. Странность судьбы человечества состоит в том,  что  преступление

действительно “окупается”  и в определенном смысле движет историю,  или,  как

гласит китайская  поговорка, “тот, кто украл корову, - вор; тот,  кто  грабит

нацию, - принц”. Из более чем 3400 лет писаной истории  человечества  только

250  были  мирными.  Следовательно,  война   является   обычным   состоянием

отношений  между  людьми.  Человечеству  понадобилось  две  мировые   войны,

разразившиеся в  первой половине XX  века,  которые  унесли  жизни  миллионов

людей,  для  того,  чтобы  возобладало  стремление  к   миру,   торжественно

провозглашенное  в  1945  году  в  Уставе  Организации  Объединенных  Наций.

Однако положение  вещей до  сих  пор  остается  печальным.  После  эйфории  и

радужных надежд,  вызванных  подписанием  Устава  ООН,  пришло  отрезвление.

Цифры говорят  сами за себя: со времени окончания второй мировой войны  имели

место около 150 войн  и  конфликтов,  унесших  около  20  млн.  человеческих

жизней. Только в 80-ые годы на Земле полыхало пламя 22 войн, 85% их жертв  -

гражданское  население.  По  подсчетам  институтов,  занимающихся  вопросами

военной истории,  в  частности,  американского  института  “Worldwatch”,  со

времени окончания  второй мировой  войны  было  только  26  дней  абсолютного

мира. Безусловно,  толкование  такого  рода  данных  зависит  от  того,  что

понимать под днем войны. Но  даже  по  другим  расчетам,  с  менее  строгими

критериями, в среднем  за год, начиная с 1945  года,  насчитывается  три  дня

без войны,  что  едва  ли  является  более  обнадеживающим  фактором.  Иными

словами, в настоящее  время в течение 362 дней  из  365  в  какой-либо  части

мира происходит вооруженный конфликт1. Несмотря  на  то,  что  пока  удалось

избежать  третьей  мировой  войны,   планету   постоянно   заливают   кровью

гражданские войны, местные и региональные конфликты. Кроме того, угроза  еще

более опустошительных  побоищ,  хотя  и  запрещенных  международным  правом,

остается реальностью, которую человеческий род еще  не смог  или  не  захотел

преодолеть. Запрещена  война или нет и независимо от того,  каково  состояние

jus ad bellum, т.е. права вести или не вести войну, эта форма коллективного

насилия всегда оказывала  значительное воздействие на жизнь  стран и  народов.

 Но в последние  годы  конфликты  стали  более   частыми  и  продолжительными,

создав своего рода тупиковые ситуации. Война между Ираком и  Ираном  длилась

дольше, чем вторая мировая война.  Военнопленные  в  таких  конфликтах,  как

конфликты вокруг Огадена или Западной Сахары, находились в плену  в  течение

десяти лет. Судьба беженцев в лагерях на таиландо-кампучийской  границе  все

в большей степени  напоминает положение населения  в  палестинских  лагерях  -

проблема, затянувшаяся на много лет без  видимых  признаков  урегулирования.

Приведенные примеры  со всей  очевидностью  свидетельствуют  о  необходимости

защиты прав человека в период войн и вооруженных  конфликтов.  Но  возникает

встречный вопрос: а правомерно ли вообще говорить о  каких  бы  то  ни  было

правах человека в ходе военных действий? Ведь еще  Гуго  Гроций  подчеркивал,

что “войны совершенно не совместимы с правом”1 ,  имея  в  виду,  что  война

допускает, даже “санкционирует”  право на преступление, в том  числе  лишение

человеческой жизни. Война, даже в тех случаях, когда  вызванное  ею  насилие

каким-то  образом  ограничивается   и   регулируется,   причиняет   огромные

страдания, поэтому  люди  должны  прилагать  все  усилия  к  тому,  чтобы  не

допускать  ее  превращения  в  кровавый  хаос,  в  бойню  без  правил,   где

уничтожают всех без разбора. И именно для  того, чтобы предотвратить или  по

крайней   мере   уменьшить   вакханалию,   творимую   на   полях   сражений,

минимизировать  человеческие страдания, необходимо сделать  все возможное  для

Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны