Цели и функции Совета Безопасности ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

Содержание

Вступление

2. Страницы истории ООН

3. Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем международном праве

4. Основные функции Совета Безопасности ООН

5. Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Надежда Ник. Андр..doc

— 1.09 Мб (Скачать)

  Принцип добросовестного выполнения обязательств является главным источником юридической силы международного права. Этот принцип относится к категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.  Декларация о принципах международного права пошла дальше, определив, что принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН1. Декларация выдвигает на первый план обязательства по Уставу ООН. После них стоят обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм 4международного права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим принципам и нормам. 

   Принцип мирного разрешения международных споров.  Этот принцип является одним из самых важных с точки зрения обеспечения международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны разрешать международные споры исключительно мирными способами. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. В Уставе ООН имеется следующее положение о необходимости разрешения споров мирным путем: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

      Устав ООН особо выделяет категорию  споров, которые могут привести к  нарушению мира, и наделяет Совет  Безопасности широкими полномочиями в  их разрешении. Также Уставом выделяется категория споров, которые не выходят за географические пределы определенного региона и могут быть решены региональной организацией или региональным соглашением.

        Принцип неприменения силы.  Еще в трудах основоположников идеи международного права говорилось о необходимости отказаться от применения силы во внешней политике государств. Первая правовая попытка запретить применение силы была сделана Парижским пактом 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики. Однако, как известно, для окончательного утверждения данного принципа человечеству пришлось пережить ужасы Второй мировой войны.

      Одна  из главных целей Устава ООН состоит  в избавлении грядущих поколений  от бедствий войны. Эта цель нашла  свое отражение в принципе, гласящем: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

      Устав ООН предусматривает применение силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае наличия угрозы миру, любого нарушения мира или  акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

      Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы обеспечением прав определенной группы людей, т.к. любое вооруженное действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека, включая право на жизнь.  

  Принцип уважения прав человека.  Уважение прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении международной безопасности. Устав ООН на второе место после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека». Среди целей ООН поощрение уважения к правам человека стоит на третьем месте. Принцип уважения прав человека был окончательно сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Также был заключен ряд конвенций о специфических правах человека, среди которых стоит отметить Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) и о правах ребенка (1989). Немало актов о правах человека принято на региональном уровне.

      В отличии от остальных принципов, принцип уважения прав человека занимает центральное место и в национальном праве, которое должно регулировать этот вопрос в соответствии с Уставом ООН и другими соответствующими международно-правовыми актами.

   Принцип невмешательства.  В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и безопасность. Принцип невмешательства во внутренние дела государств распространяется как на прямое (вооруженное вмешательство, экономическая и гуманитарная интервенция и т.д.), так и на косвенное вмешательство, зачастую осуществляющееся посредством фирм вмешивающейся стороны и ТНК. Постоянно меняется круг вопросов, относящихся к сугубо внутренней компетенции государств. Многие ранее внутренние дела государств становятся достоянием международной ответственности. Это в основном относится к 5вопросам защиты прав человека и народов, которые все в большей степени регулируются международным правом. Наиболее новой категорией, перешедшей в международно-правовую компетенцию, стали вопросы охраны окружающей среды. Комиссия международного права ООН работает над проектом статей о международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. Изъять вопрос из чисто внутренней компетенции государства может только договорная или обычная норма международного права и при этом необходимо согласие договаривающегося государства. С другой стороны, договор, изымающий из внутренней юрисдикции государства определенные дела, должен отвечать императивным нормам международного права, в частности принципу суверенного равенства.

  Принцип территориальной целостности.  Территория является материальной основой государства и является одним из его основных компонентов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

      В Декларации о принципах международного права принцип территориальной целостности не выделен в качестве самостоятельного, но нашел свое отражение в других принципах. Так, принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Кроме того, запрещается не только угроза или применение силы, но и иные, в том числе и невоенные формы давления. Этот принцип не относится к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН;

Данный принцип  ограничивается правом угнетенных колониальным гнетом народов на самоопределение.

      Принцип территориальной целостности и  неприкосновенности также распространяется на использование государством ресурсов другого государства без согласия суверенна.

  Принцип нерушимости границ.  Этот принцип дополняет собой принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое условие мирных отношений между государствами. Декларация о принципах международного права излагает содержание принципа в разделе о неприменении силы: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

      Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Требование касается лишь необходимости не силового разрешения территориальных споров.

      В качестве самостоятельного принцип  нерушимости границ был сформулирован  Заключительным актом СБСЕ. Принцип  содержит обязательство признания нерушимости всех существующих международных границ в Европе.

      Принцип равноправия и  самоопределения  народов. Будучи одним из ключевых принципов современного международного права, этот принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей Организации указано: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» (ст. 1, п. 2).

 Таким образом,  согласно этому принципу, межгосударственные  отношения должны осуществляться  с учетом того, что все народы  равноправны и каждый из них  имеет право распоряжаться своей  судьбой. 

      Содержание  принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах международного права, принятого тогда, когда процесс деколонизации принял широкий размах. В Декларации говорится: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН».

6  Таким образом, тут выявляется два момента:  Во первых, субъектами права на самоопределение являются народы. По международно-правовой доктрине под народом понимается все население, проживающее на территории государства – субъекта международного права.

  Во вторых, принцип, установленный Уставом ООН и изложенный в Декларации 1970 г. направлен прежде всего против колониализма, что и видно из содержания самого принципа в Декларации. Соответственно главное внимание уделяется освобождению от иностранного гнета, что подразумевает право колоний на обретение независимости и самостоятельное определение своей судьбы. Декларация гласит: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

      Что касается этнических, религиозных и  другого типа меньшинств, проживающих  на территории суверенного государства, то государство несет обязанность создавать для них возможность сохранять свою самобытность, пользоваться своей культурой, языком и исповедовать свою религию. Данные положения закреплены такими международно-правовыми актами, как Пакт о гражданских и политических правах и Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, , религиозным и языковым меньшинствам 1992 г (ст. 1). Вышеизложенные факты подтверждаются также практикой ООН, которая сыграла активную роль в реализации народами колоний права на самоопределение, но воздерживается от вмешательства во внутренние конфликты на этнической и религиозной почве, ограничиваясь миротворческой деятельностью.

  Принцип сотрудничества. Идея всестороннего сотрудничества была воплощена в Уставе ООН, а принцип впервые нашел свое отражение в Декларации о принципах международного права. Принцип обязывает государства сотрудничать в следующих основных направлениях:

  • Поддержание мира и безопасности;
  • Всеобщее уважение прав человека;
  • Осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами

суверенного равенства  и невмешательства;

  • Сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся  странах.

      Принцип служит связующим звеном между всеми  другими сформулированными принципами международного права, т.к. реализация не оной из этих идей невозможна без  деятельного сотрудничества между субъектами международного права. 

     Роль  целей и принципов, разработанных  совместными усилиями членов ООН  и легшими в основу современного международного права являются одним  из его главных постулатов. Принципы международного права играют незаменимую ключевую роль в обеспечении международной безопасности. Благодаря четко изложенным принципам человечество избежало опасности начала Третьей мировой войны, которое было бы возможным, учитывая накал гонки вооружений и апогей, которого достигла Холодная Война в 60-е – 70-е годы. Приверженность принципам международного права также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно активность мирового сообщества в отстаивании принципов международного права позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.

      Несмотря  на некоторые проблемы, возникшие  в последнее десятилетия, цели и принципы ООН, все еще носят в себе значительный потенциал, и мы уверены, что на их основе будет сделано еще много хороших дел и принято много справедливых решений.

III. Основные функции ООН

      Основными  функциями Совета Безопасности ООН  являются -

разрешение кризисных  ситуаций и деколанизация.

      На  протяжении своей истории ООН  удавалось предпринимать эффективные  меры по предотвращению серьезных угроз  миру.

1947. Военнослужащие  ООН в Индонезии положили конец  противоборству между силами, выступающими за независимость и голландскими властями. Наблюдатели ООН оставались в независимой Индонезии до 1951.

Информация о работе Цели и функции Совета Безопасности ООН