Брачно-семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике МЧП. Нормы, регулирующие семейные отношения, настолько тесно связаны с господствующими в стране моралью, религией, основными принципами жизни, что их применение зачастую зависит от существующего в данной стране понятия публичного порядка. Унификация законодательства в этой сфере МЧП наиболее трудноосуществима.

Содержание

Введение 4
1 Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера 4
2 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки 8
3 Правоотношения между супругами 11
4 Расторжение брака в международном частном праве 16
5 Правоотношения между родителями и детьми 20
6 Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми 23
Заключение 27
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мчп.docx

— 70.39 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение   4
1 Особенности  правового регулирования брачно-семейных  отношений международного характера   4
2 Заключение  брака. Признание браков, заключенных  за рубежом. Консульские браки   8
3 Правоотношения  между супругами   11
4 Расторжение  брака в международном частном  праве   16
5 Правоотношения  между родителями и детьми   20
6 Усыновление  (удочерение), опека и попечительство  над детьми   23
Заключение   27
Список  использованной литературы   28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Брак  – один из древнейших институтов частного, в том числе и международного частного права (далее – МЧП), в котором в наиболее очевидной форме сказываются юридические различия, присутствующие в правовой надстройке разных государств.

     В современной жизни брак представляет собой юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и презюмирующий совместное сожительство с ведением общего хозяйства.

     Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике МЧП. Нормы, регулирующие семейные отношения, настолько тесно связаны с господствующими в стране моралью, религией, основными принципами жизни, что их применение зачастую зависит от существующего в данной стране понятия публичного порядка. Унификация законодательства в этой сфере МЧП наиболее трудноосуществима. 

    1 Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера

     Общепринято, что область брачно-семейных отношений  не полностью, а лишь частично входит в объект регулирования МЧП. Это объясняется тем, что брачно-семейные отношения имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу. А превалирующей в доктрине МЧП сегодня позиция, согласно которой объектом МЧП могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. Из этого следует, что отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, уже будут регулироваться не МЧП, а нормами других отраслей права. К таким отношениям можно отнести порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации и аналогичные отношения, которые имеют административно-правовой характер и регулируются исключительно нормами национального права, хотя традиционно рассматриваются при изучении вопросов семейного права. В Российской Федерации регламентация указанных отношений предусмотрена Федеральным законом «Об актах гражданского состояния»1.

     Итак, МЧП регулирует только те отношения из области брачно-семейных, которые имеют гражданско-правовую природу. К брачно-семейным отношениям в международном частном праве относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и другие отношения, имеющие международный характер.

     Характеризуя  область брачно-семейных отношений, нельзя не отметить такой отличающий ее признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих  свои давние исторические и религиозные  корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных  и бытовых норм, одним словом, все те социальные регуляторы, которые  отражают специфику каждой народности и определенной общности людей. Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве.

     Коллизии  в правовом регулировании различных  семейно-брачных отношений проявляются  не только в правовых системах государств, где господствуют разные религии, но и в государствах с одинаковым вероисповеданием и правовыми системами  одной «семьи» (например, в странах романо-германского права). Различия проявляются практически во всех институтах семейного права, при этом сам набор институтов во многом совпадает. Так, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, однако содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет свои особенности. К примеру, в российском законодательстве условиями для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста, который устанавливается по общему правилу с 18 лет. В других государствах может быть установлен более низкий или, напротив, более высокий возрастной ценз, при этом определяемый индивидуально для женщин и мужчин.

     В законодательстве некоторых государств, преимущественно мусульманских, вообще можно встретить непривычные  для менталитета российского  человека условия: истечение определенного  срока после смерти супруга для  регистрации нового брака (так называемый «обет верности»), учет разницы в возрасте между женихом и невестой, возможность регистрации брака при условии материальной обеспеченности жениха и др.

     Соблюдение  материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака, и каждое государство внимательно  следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм.

     Отсутствие  единообразия в содержании понятия  материальных условий порождает  в последующем «хромающие браки» – браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую в данном случае очень трудно решить.

     Однако  и в семейном праве государства  предпринимали и предпринимают  попытки унифицировать отдельные  институты. Одной из таких попыток  стало принятие в 1902-1905 гг. серии Гаагских конвенций: о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, попечительстве над совершеннолетними. Уже сам факт появления в начале XX столетия международных конвенций имел большое значение. Подобная унификация показала реальные возможности государств в достижении компромисса и в этой, казалось бы, недоступной для единообразного регулирования сфере. Вслед за конвенциями 1902-905 гг., которые, к сожалению, не получили широкого признания, появились другие Гаагские конвенции: о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.2; о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.3; о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.4; о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.5; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.6; о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.7

     Универсальная унификация, к сожалению, не стала  эффективным регулятором брачно-семейных отношений международного характера. Значительно результативнее оказалась  региональная унификация, осуществляемая на разных континентах. Одной из первых стала унификация стран Латинской  Америки, завершившаяся принятием  в 1928 г. Кодекса Бустаманте (известного как Конвенция по международному частному праву)8. Кодекс Бустаманте – это, прежде всего, унификация коллизионного права. Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы: «О браке и разводе», «Отцовство и установление отцовства», «Алиментные обязанности родственников», «Отцовская власть», «Усыновление», «Опека», «Эмансипация и совершеннолетие», «Регистрация актов гражданского состояния».

     Между государствами – членами СНГ унификация коллизионных норм семейного права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (известная как Конвенция стран СНГ 1993 г.)9. Подобно Кодексу Бустаманте, в Конвенции 1993 г. имеется специальная часть «Семейные дела». В ней сформулированы нормы, закрепляющие принципы выбора права при регулировании следующих отношений: материальных условий заключения брака; расторжения брака; признания брака недействительным; отношений между супругами, между родителями и детьми; установления или оспаривания отцовства (материнства); установления или отмены усыновления, опеки и попечительства. Особое внимание в Конвенции уделяется определению компетенции судебных учреждений государств-участников, рассматривающих споры в области брачно-семейных отношений. Так, по делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд государства, законодательство которого подлежит применению; по делам о расторжении брака компетентны учреждения государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления, если супруги имеют разное гражданство – учреждения государства, на территории которого проживают супруги (если один из супругов проживает на территории одного государства, а второй – на территории другого, компетентными будут учреждения обоих государств).

     Унификация  семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений  принято очень мало.

     Что касается участия Российской Федерации  в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г., а также принятого Протокола к этой Конвенции 1997 г. Россия является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых кроме разделов, посвященных общегражданским вопросам, имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера. 

    2 Заключение браков. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки

     Порядок заключения брака и его основные формы с точки зрения возникновения правовых последствий в разных странах определяются принципиально по-разному: только гражданская форма брака (РФ, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады); альтернативно или та, или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии). Определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.

     Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и ряд общих черт: достижение установленного законом брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака; запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными; запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами; необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты.

     В большинстве развитых стран для  заключения брака необходимо представить комплекс медицинских документов (наличие заразных болезней, венерических заболеваний, психических расстройств, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции). Наличие таких заболеваний не является препятствием к заключению брака, но их сокрытие порождает ответственность виновного лица и ведет к признанию брака недействительным (ст. 15, 28 Семейного кодекса РФ)10.

     В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков – консульские браки. Такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства. Консульские браки заключаются на основе консульских конвенций; к таким бракам применяется законодательство государства аккредитования. В некоторых консульских конвенциях предусмотрено требование учитывать и право государства пребывания (Консульская конвенция между РФ и США).

     Самая острая проблема брачно-семейных отношений  с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т.е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. Например, в Израиле «смешанные» браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. «Хромающие» браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия.

     Не  так давно была предпринята попытка  устранить это явление – принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995г.11 Однако эта Конвенция имеет ограниченный круг участников; государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.

Информация о работе Брачно-семейные отношения