Бельгийская федерация и ее особенности

Дата добавления: 09 Января 2013 в 06:11
Автор: a***************@bk.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (27.77 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

КУРСОВАЯ_1.doc

  —  102.00 Кб

 

Министерство экономического развития РФ


Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Всероссийская академия внешней торговли

Дальневосточный филиал

 

Юридический факультет

 

Кафедра «Публичное право»

 

 

 

 

 

 

Курсовая по дисциплине Конституционное право зарубежных стран

 

 

Тема: Бельгийская федерация и ее особенности

 

 

 

Научный руководитель:

Декан кафедры «Публичное право»

Насонова О.О

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2010 г.

 

 

 

Содержание


 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1.  Понятие и  признаки федеративных государств……………..…..5

Глава 2. Бельгийская федерация……………………………………………..8

2.1 История создания Бельгийской федерации…………………………….8

2.2 Основные причины  федерализации Бельгии…………………………..11

Глава 3. Бельгийская модель федерализма. ………………………….……13

3.1 Система государственного  управления…………………………..……13

3.1.1 Федеральное правительство…………………………………….…….14

3.1.2 «Брюссельский столичный  регион»……………………………..……17

Заключение…………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………..23

 

 

 

Введение

Тема федеративного  устройства государства, как нельзя актуальна в современном мире. В настоящее время существует порядка 200 суверенных государств, и только 26 из них являются федерациями. Однако, не смотря на столь малое количество, их значение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в "большую восьмерку" (США, Канада, Россия, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (Канада, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке (кроме Швейцарии(1291г.) и США(1787г.)). Но за свое менее чем столетнее существование они уже успели наделать много шума в мире и перехватить пальмовую ветвь прогресса.

Бельгия  является одним из классических примеров «государства-нации». После окончания второй мировой войны процессы национализации в государствах приобрели новое звучание в связи с официальным признанием принципа самоопределения народов в качестве одного из основополагающих принципов современного международного права. И уже с середины ХХ в. с новой силой о своем стремлении к независимости стали заявлять Квебек в Канаде, Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков в Испании, Падания в Италии, Корсика во Франции, Фландрия в Бельгии. Бельгия сделала ставку на мирный путь постепенной федерализации.

Объектом данной курсовой является Бельгийская федерация.

Цель данной  курсовой работы – раскрыть особенности Бельгийской  федерации.

            Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1. установление сущности понятия федерация
    2. История создания Бельгийской федерации
    3. выделение особенностей федеративного устройства Бельгии

 

 

 

Глава 1.  Понятие и признаки федеративных государств

Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 26 федеративных государств, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Федерация как  форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

1. Федерацию  составляют государственные образования  (штаты в США, Мексике, Индии,  Австралии, земли в ФРГ и  Австрии, провинции в Канаде, кантоны  в Швейцарии), которые имеют статус  субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией.

2. В отличие  от унитарного государства территория  федеративного государства не  представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации.

3. Субъекты федерации  не являются государствами в  собственном смысле слова, они  не обладают суверенитетом, хотя  он формально провозглашается  в некоторых федерациях. Субъекты  федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.

4. В большинстве  зарубежных федераций наряду  с общефедеральной конституцией  и общефедеральными законами  действуют конституции и законы  субъектов федерации (США, ФРГ,  Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов.

5. В большинстве  зарубежных федераций наряду  с федеральным гражданством существует  и гражданство субъектов федерации.  Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства.

6. Отличительным  признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.).

В настоящее  время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно- орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США,Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъект государства.

7. В федеративном  государстве наряду с федеральной  системой законодательной, исполнительной  и судебной власти существуют  системы законодательной, исполнительной  и судебной власти субъектов  федерации. Порядок их организации  и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.

При этом субъект  федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как  правило, не может быть субъектом  международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные  наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное1.

 

Глава 2. Бельгийская  федерация

2.1 История создания Бельгийской федерации

 

Унитарное государство  Бельгия возникло в результате революционных действий в сентябре 1830 года, завершившихся свержением власти короля Нидерландов Вильгельма I. В декабре того же года оно было признано на международном уровне пятью великими державами.

Первая и  единственная конституция Бельгии была принята в 1831 году. С учетом многочисленных поправок и глобального пересмотра её структуры в 1994 году она действует и по сей день, и является вторым в мире «долгожителем» после конституции США 1778 года.

По конституции 1831 года вновь образованное государство Бельгия являлось парламентарным правовым государством, основанным на принципе гибкого разделения властей в форме конституционной монархии.

Главой государства  являлся монарх, наделенный полномочиями в сферах исполнительной, законодательной и судебной властей. Носителями законодательной власти являлись совместно Король, Палата представителей и Сенат. Исполнительная власть осуществлялась Королем и его министрами, которые имели право контрассигнации всех актов Короля и несли ответственность перед Парламентом. Судебная власть осуществлялась судами.

По структуре  Бельгия была простым унитарным  государством, состоявшим из девяти провинций, разделенных на административные округа и коммуны. Помимо этих административно-территориальных  единиц, она не включала никаких автономных образований.

Организация центральной  и местной государственной власти и характера их взаимоотношений  позволяет охарактеризовать Бельгию  как относительно децентрализованное унитарное государство. Центральные  органы власти имели полномочия вмешиваться в процесс проведения местной политики. В провинциях и коммунах наряду с выборными органами (советами) имелись должностные лица, назначавшиеся Королем или подчинявшиеся непосредственно центральной власти. Такая структура унитарного государства в основных чертах оставалась неизменной до 70-х годов XX века.

Унитаризм, предполагающий наличие сильной центральной  власти, являлся наиболее приемлемой формой государственного устройства для  молодого бельгийского государства, освободившегося от голландского господства в 1830 году, поскольку отвечал целям сохранить и упрочить свою независимость и объединить бельгийскую нацию.

Хотя в стране превалировало население, говорящее  на голландском языке и его  диалектах (57%), политическую элиту государства составляли представители франкоязычного населения (42%), которые удерживали власть с помощью избирательной системы, основанной на имущественных цензах. Единственным официальным языком в стране являлся французский, население фламандских провинций было сильно ущемлено таким положением.

Уже в первой половине XIX века фламандцы (жители севера) начали борьбу за отстаивание своего культурно-лингвистического своеобразия. Существование такого движения обнаружило наличие настоящего национального самосознания у фламандцев, живших в унитарной Бельгии.

 В ходе  политической борьбы во второй  половине XIX века фламандцы  добились  права употребления на фламандских  территориях своего языка в  отдельных сферах (школьного образования,  уголовного судопроизводства, административной сфере). Благодаря введению всеобщего избирательного права в 1893 году повысился политический вес фламандцев, и во вновь избранном Парламенте они добились принятия Закона, признавшего голландский язык в качестве официального наравне с французским (так называемый Закон о равенстве языков 1898 года).

Активность  валлонов была направлена на сдерживание  «фламандского натиска» и отстаивание  своей культурной, экономической  и политической гегемонии.

Последовали несколько  этапов лингвистических реформ, в ходе которых в 1963 году впервые были установлены условные границы четырех лингвистических областей (три одноязычные области: французская, голландская и немецкая, и одна двуязычная область: Брюссель с пригородом)2.

Урегулирование  межэтнических проблем оказалось невозможным в условиях унитаризма, и глобальное преобразование структуры государства становилось неизбежным. Путь к разрешению конфликтов между общинами заключался в необходимости признания их культурной автономии.

 

 

2.2 Основные  причины федерализации Бельгии

 

 Основной причиной федерализации Бельгии послужило языковое разнообразие, имеющее глубокие исторические корни, которыми оно уходит в конец периода римской колонизации и переселения народов в результате вторжения германских племен. С тех пор разногласия углублялись под влиянием различных исторических событий, а языковая граница между нидерландоязычными и франкоязычными бельгийцами приобретала все более четкие очертания.

Ситуация в  Бельгии не сводится исключительно  к языковому противостоянию между Севером и Югом. В силу исторических причин между большинством фламандцев, с одной стороны, и большинством франкофонов, с другой, существует поле идеологической напряженности. Господствующие идеологии у франкоязычных – социалистическая и либеральная, фламандцы же традиционно придерживаются христианских ценностей. И, несмотря на смягчающее влияние принципа плюрализма мнений, между бельгийским Севером и Югом наблюдается противостояние в области политики и идеологии.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Объектом данной курсовой является Бельгийская федерация.
Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности Бельгийской федерации.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
установление сущности понятия федерация
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и признаки федеративных государств……………..…..5
Глава 2. Бельгийская федерация……………………………………………..8
2.1 История создания Бельгийской федерации…………………………….8
2.2 Основные причины федерализации Бельгии…………………………..11
Глава 3. Бельгийская модель федерализма. ………………………….……13
3.1 Система государственного управления…………………………..……13
3.1.1 Федеральное правительство…………………………………….…….14
3.1.2 «Брюссельский столичный регион»……………………………..……17
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………