Арбитражное соглашение: понятие, виды, содержание

Дата добавления: 22 Апреля 2013 в 13:01
Автор: i*****@yandex.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (31.51 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

контрольная любимой.docx

  —  33.97 Кб

1.Императивные (сверхимперативные)  нормы в МЧП. Оговорка о публичном 

 

 порядке. Взаимность  и реторсия.………….......................................................3

 

2. Понятие и особенности  правового регулирования внешнеэкономических 

 

 сделок. Виды внешнеэкономических  сделок.................................................11

 

 

3. Арбитражное соглашение: понятие, виды, содержание.…………………..17

 

Список используемой литературы……………………………………………..24

 

 

Императивные (сверхимперативные) нормы в МЧП.

 

Оговорка о публичном  порядке. Взаимность и реторсия.

 Императивные, коллизионные  нормы содержат категорические  предписания, касающиеся выбора  права, которые не могут быть  изменены по усмотрению сторон. Объем императивных коллизионных  норм, как правило, составляют  правовые отношения необязательственного  характера.

 

 Механизмы, определяющие  пределы и условия применения  коллизионных норм, действуют разными  способами и в разных направлениях. В одних случаях они служат  целям уяснения содержания коллизионных  правил, в других ориентированы  на полное и точное применение, в третьих – ограничивают или  исключают их действие. Приведем  примеры, относящиеся к последним  случаям.

 

1. Квалификация применимого  права как материального права,  неприятие 

 

 обратной ссылки сужают  направленность действия отечественной  коллизионной нормы, ограничивают  его в конечном счете применением  иностранного материального права;  напротив, следование обратной ссылке “возвращает” суд к собственному материальному праву, исключая применение иностранного.

 

2. Начало автономии воли  сторон ограничивается пределами  обязательного

 

 статута. К примеру,  вопросы формы договора, личного  закона сторон подчиняются действию  иных коллизионных правил. В законодательстве  ряда стран признание автономии  воли сопровождается требованием  локализации выбора применимого  права, некоторыми другими требованиями.

 

3. Оговорка о публичном  порядке исключает применение  иностранного права в случаях,  когда его применение противоречит  основам российского правопорядка.

 

4. Ответные ограничения  (реторсии) могут быть выражены  в ограничении

 

 применения отечественных  коллизионных норм в случаях,  когда они отсылают к праву  государств, которыми были введены  дискриминационные меры по отношению  к российским субъектам права,  российским товарам.

 

 Каждый из упомянутых  способов ограничения действия  коллизионной нормы имеет свою  сферу применения. За рамками  этих способов остаются так  называемые “сверхимперативные”  нормы права страны суда, поскольку  они не подпадают под понятие  “публичный порядок”, определяемый  в российском законодательстве  как “основы правопорядка”. Между  тем такие нормы (и более  того - “сверхимперативные” нормы  права третьей страны) способны  в ряде случаев ограничивать  начало автономии воли сторон  и действие иных коллизионных  правил. Нормы, относящиеся к категории  сверхимперативных, подлежит применению  к правоотношению независимо  от того, какое право признано  регулировать отношения сторон. Устранить их применения не  могут ни соглашение сторон  о выборе права, николлизионные  нормы страны суда.

 

 В последнее время  вопрос о взаимодействии коллизионных  и императивных норм материального  права перешел из области теоретических  изысканий в область практики. Обладают ли коллизионные нормы  приоритетом по отношению к  императивным материально-правовым  предписаниям или последние в  силу своих особых свойств  способны в некоторых случаях  вытеснять первые? И доктрина, и  практика многих стран сходятся  во мнении о существовании  “сверхимперативных” норм, которые,  не являясь частью “публичного  порядка” и функционируя помимо  “публичного порядка”, действуют  независимо от коллизионных правил, практически устраняя их.

 

 Сама по себе проблема  соотношения коллизионных норм  и императивных норм материального  права не является новой, если  под императивными понимаются  нормы внутреннего гражданского  права, не ограничивающие функций  коллизионных правил. Нас же интересуют  “сверхимперативные” нормы, обращение  к которым способно исключить  применение коллизионных отсылок.  Л.А. Лунц отмечал, что “отсылка  коллизионной нормы к иностранному  закону, как правило, устраняет  применение к данному отношению  не только диспозитивных, но  и императивных норм отечественного  правопорядка”. В зарубежной  литературе к “сверхимперативным”  нормам гражданского права причислялись, например, некоторые правила о  давности, защите прав потребителей, форме сделок, антитрестовского  законодательства; отмечалось значение  применения “сверхимперативных  норм” для осуществления хозяйственно- политических целей, защиты слабой  стороны в договорных отношениях.

 

 Краткую характеристику  “сверхимперативных” норм могли  бы составить следующие данные:

 

1) источники норм –  lex fori, lex causae или право третьей  страны;

 

2)назначение норм –  защита публичных, общественно  значимых интересов; 3)правовая природа  – “пограничье” частного и  публичного права: нормы частногоправа,  являющиеся продолжением публично-правовых  начал; нормы публичного права,  воздействующие на частноправовые  отношения; 

 

4) применение “сверхимперативной  нормы” предшествуют применению  коллизионной нормы (нормы непосредственного  применения).

 

Оговорка о публичном  порядке

 

 Оговорка о публичном  порядке - действующее в ряде  стран правило, согласно которому  иностранный закон, к которому  отсылает коллизионная норма,  может быть не применен и  основанные на нем права могут  быть не признаны судами или  иными органами данного государства,  если такое применение закона  или признание права противоречило  бы публичному порядку данного  государства. Понятие публичного  порядка отличается в судебной  практике и доктрине многих  государств крайней неопределенностью;  более того, некоторые юристы  на Западе утверждают, что неопределенность - основной характерный признак  этого понятия.

 

 

 

 

 Оговорка о публичном  порядке относится к числу  таких общих понятий международного  частного права, при помощи  которых может быть ограничено  применение норм иностранного  права, к которым отсылает коллизионная  норма, это установленное российским  законодательством ограничение  в применении иностранного права,  когда его применение несовместимо  с основами российского правопорядка (публичного порядка).

 

 В законе не раскрывается  содержание понятия «публичный  порядок». Вопрос о том, будет  ли применение иностранного права  нарушать интересы Российской  Федерации, решается в суде. В  каждом конкретном случае судья  должен дифференцированно с учетом  обеспечения безопасности российского  государства (независимо от того, о какой составляющей — экономической,  политической, социальной, этнографической  и другой системе — идет  речь), но, не забывая при этом  о защите законных интересов  сторон, подходить к вопросу о  возможности применения или неприменения  иностранного права. 

 

 К тому же он должен  принимать во внимание, что само  иностранное право по многим  вопросам (в том числе затрагивающим  морально-нравственные

 

 устои, традиции, особенно  в области брачно-семейных, наследственных  отношений) противоречит публичному  порядку Российской Федерации.  Оговорка о публичном порядке  — это не непризнание иностранного  права, а невозможность его  применения.

 

 Практика применения  оговорки о публичном порядке  не имеет широкого

 

 распространения в  деятельности российских судов,  как, впрочем, и сама практика  применения коллизионных норм  или вопросов, возникающих при  их применении. Однако, учитывая  давность существования этого  института в МЧП, можно назвать  уже ставшие историческими примеры  применения оговорки о публичном  порядке иностранными судами  при оценке действий советского  государства по национализации  иностранной собственности. Оговорка  о публичном порядке — институт  МЧП, присущий практически всем  правовым системам. Вместе с тем,  содержание данной категории  различно для стран континентальной  Европы, Англии и США. Для американских  судов примером использования  оговорки могли бы служить  дела по жалобам на отказ  в регистрации брака между  негритянкой и гражданином европеоидной  расы. В Германии оговорка чаще  всего использовалась для непризнания  декретов и других законов  Российской империи по вопросам  национализации, имевшей, как правило,  безвозмездный характер. Что касается  нынешнего положения дел, то  чаще всего этот институт находит  применение в виде позитивной  оговорки, поскольку различия в  политической, социальной, экономической  системах государств со временем становятся менее острыми и не требующими использования этого «спасательного круга».

 

 Существуют две концепции  оговорки о публичном порядке  — негативная и позитивная.

 

 Негативная оговорка  наиболее классический вариант,  довольно распространенный и  встречающийся в большинстве  правовых систем — означает  невозможность применения иностранного  права, если такое применение  наносит урон или представляет  существенную опасность интересам  данного государства. 

 

 Позитивная оговорка  означает невозможность применения  иностранного права в связи  с наличием в определенной  правовой системе императивных  материальных норм, не допускающих  «вмешательства» иностранного права  в регламентацию правоотношений, уже регулируемых данными материальными  нормами.

 

Взаимность и реторсия.

Принцип взаимности в международном  частном праве понимается в широком  и узком смыслах. В широком  смысле под взаимностью понимается взаимное признание государствами  действия их законов и тех прав, которые возникают на основании  их законов в иностранном государстве. В более узком смысле под взаимностью  понимается предоставление определенного  режима (национально или режима наибольшего  благоприятствования).

 

 Сущность взаимности  состоит в предоставлении юридическим  и физическим лицам иностранного  государства определенного количества  прав или правового режима  при условии, что физические  и юридические лица страны, их  предоставляющей, будут пользоваться  аналогичными правами или правовым  режимом в данном иностранном  государстве.

 

 В области международного  частного права различают два  вида взаимности:

 

 материальную и формальную.

 

 Под материальной взаимностью  понимается предоставление иностранным  физическим и юридическим лицам  тех же конкретных прав, которыми  пользуются в данном иностранном  государстве отечественные граждане  и юридические лица.

 

 При формальной взаимности  иностранным физическим и юридическим  лицам предоставляются те права,  которыми пользуются отечественные  граждане. С одной стороны в  силу принципа формальной взаимности  иностранным гражданам в другой  стране могут предоставляться  те права, которыми обладают  отечественные граждане, в том  числе и те права, которыми  иностранные граждане не пользуются  в своем государстве. С другой  стороны, иностранцы не могут  требовать предоставления им  тех прав, которыми они обладают  в своем государстве, если предоставление  таких прав не предусмотрено  законодательством этого иностранного  государства.

 

 По действующему законодательству  в России предоставление национального  режима иностранным гражданам  не обусловлено наличием взаимности. Из этого следует, что суд  или иной орган не может  требовать наличия взаимности  для российских граждан, за  исключением случаев, когда это  предусмотрено в ФЗ или международном  договоре.

 

 В статье 1189 ГК РФ  говориться, что иностранное право  подлежит применению в российской  федерации, независимо от того  применяется ли в соответствующем  иностранном государстве такого  рода российское право, за исключением  случаев, когда применение иностранного  права на началах взаимности  предусмотрено законом. В п.2 ст.1889 ГК РФ разъясняется, как должен  поступить суд или другой орган  при наличии исключений, в каком  либо законе из общего правила  о неприменении взаимности. В  этом случае не нужно доказывание  наличие взаимности. Если применения  иностранного права зависит от  взаимности, предполагается что  она существует, поскольку не  доказано иное. При рассмотрении  стороны, доказывающие, что иностранное  право соответствующего государства  не может быть применено, должны  предоставить доказательства, свидетельствующие  об отсутствии взаимности, и эти  доказательства должны быть приняты  судом.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Императивные, коллизионные нормы содержат категорические предписания, касающиеся выбора права, которые не могут быть изменены по усмотрению сторон. Объем императивных коллизионных норм, как правило, составляют правовые отношения необязательственного характера.

Механизмы, определяющие пределы и условия применения коллизионных норм, действуют разными способами и в разных направлениях. В одних случаях они служат целям уяснения содержания коллизионных правил, в других ориентированы на полное и точное применение, в третьих – ограничивают или исключают их действие. Приведем примеры, относящиеся к последним случаям.
Содержание
1.Императивные (сверхимперативные) нормы в МЧП. Оговорка о публичном

порядке. Взаимность и реторсия.………….......................................................3

2. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических

сделок. Виды внешнеэкономических сделок.................................................11


3. Арбитражное соглашение: понятие, виды, содержание.…………………..17

Список используемой литературы………………