Арбитраж в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:11, дипломная работа

Описание работы

Существует ряд вопросов и проблем в области рассмотрения споров международными коммерческими арбитражными судами, требующих своего обозначения и разрешения, рассмотрение и устранение которых и составляет цель данной дипломной работы.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5-7
1. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА.8-34
1.1. Понятие и история международного коммерческого арбитража……………………………………………………………………..8-17
1.2. Юрисдикция в области международного коммерческого арбитража……………………………………………………………………17-34
2.РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ КОММЕРЧЕСКИМИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ………………………………………………..35-65
2.1.Рассмотрение споров в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате…………………………….35-48
2.2.Порядок рассмотрения споров международными коммерческими арбитражными судами в соответствии с международными конвенциями и Регламентами судов.……………………………………………..………...49-65
3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ………………………………………………………
3.1. Исполнение решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате……………………….……66-69
3.2. Исполнение решений иностранных арбитражных судов в Республике Беларусь……………………………………………………………………...69-79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………80-84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...85-92
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………93-97

Работа содержит 1 файл

Диплом арбитраж в МЧП.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

Статья 18 названного Регламента повторяет принцип «Компетенции Компетенции ». Данный принцип соблюден также в п.4 статьи 21 Регламента ЮНСИТРАЛ Согласно п.З. статьи 21 данного Регламента отвод по неподсудности не может быть заявлен позднее представления возражений по иску или, если подается встречный иск, не позднее представления возражений по встречному иску.

Положения, касающиеся отвода арбитражного суда по неподсудности, содержатся и в Регламенте Арбитражного суда МТП. В п.2 статьи 8 отражается принцип о том, что наличие претензий относительно существования или действительности договора не влечет за собой отсутствие компетенции состава суда для разрешения вопроса о  компетенции арбитражного суда.

Теперь предлагаю несколько примеров из арбитражной практики МКАС при ТПП РФ и Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма.

Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма отклонил просьбу об арбитраже на основе соглашения содержащего ссылку «на арбитраж в соответствии со шведским законодательством». Здесь непонятно какое именно законодательство имеется в виду шведское арбитражное или шведское процессуальное. Аналогичное решение было принято по арбитражному соглашению со ссылкой на «Регламент ЮНСИТРАЛ Торговой палаты в г. Стокгольме»[65, c 244]. Суть этих решений в том, что поскольку арбитражные соглашения не содержат намерения передать спор на рассмотрение в порядке установленном Регламентом Арбитражного института Торговой палаты в г. Стокгольме, эти дела находятся вне компетенции Арбитражного института. Такое же решение принял МКАС по следующему арбитражному соглашению: «В случае возникновения разногласий по настоящему договору и при невозможности решить их дружеским путем, такие разногласия передаются в арбитраж. Арбитраж имеет место в Москве по правилам и процедуре Торговой палаты. Решения этого арбитраж будут обязательны для обеих сторон». Стороны не только не указали арбитражный орган, но и не определили правила какой палаты должны быть использованы. Поэтому МКАС признал себя некомпетентным[68, c 97]. Вышеуказанные арбитражные соглашения будучи рассмотренными в государственном суде, я думаю, могут быть признаны исполнимыми, поскольку на их основе можно организовать арбитраж ad hoc, следовательно государственный суд также признает себя некомпетентным. Решение будет зависеть от поведения самих сторон, а также от того, нет ли в соглашении явно выраженного намерения сторон передать спор именно постоянно действующему суду.

Существенной проблемой, свойственной арбитражному процессу, является определение момента возбуждения дела. В отличие от производства в государственных судах, где подобный вопрос не вызывает практически никаких сомнений, в отношении арбитража, особенно арбитража ad hoc, определение момента возбуждения производства может вызывать немало дискуссий. В случае арбитража ad hoc процесс начинается с момента подачи соответствующего заявления заинтересованной стороной. Начинается этап формирования состава суда, который будет выносить решение по существу спора. После того, как состав суда сформирован, можно к нему обратиться с иском. До этого просто отсутствует адресат. Формирование арбитражного суда ad hoc продолжается иногда довольно длительное время, особенно тогда, когда назначение арбитров или арбитра-председателя осуществляется компетентным органом. При этом на продолжительность процесса формирования состава суда может оказывать влияние и то, что дата предъявления иска в окончательно сформированный суд ad hoc считается моментом возбуждения производства по делу.

Поэтому признается как в юридической литературе, так и в практической деятельности по вынесению решения, что действия, имеющие целью создание состава суда в случае арбитража ad hoc, являются существенной частью арбитражного процесса, и моментом возбуждения производства следует считать вручение ответчику уведомления истца, в котором содержится просьба назначить, или согласовать кандидатуру арбитра. Содержание этого сообщения должно позволять идентифицировать предмет спора.

Вышеназванные принципы, оформившиеся на практике, находят подтверждение в Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ. Согласно п. 2 статьи 3, арбитражное разбирательство считается начатым в день получения ответчиком уведомления об арбитраже. Оно должно содержать помимо прочего: предмет спора, размер спорной суммы, ссылку на соответствующее арбитражное соглашение, ссылку на договор, из которого или в отношении которого вытекает спор, содержание исковых требований. Подобным же образом, из содер­жания статьи 3 Арбитражного регламента Европейской Экономической Комиссии ООН можно предположить, что арбитражное производство начинается с момента уведомления истцом ответчика о предмете спора, о котором говорится в арбитражном  соглашении.

Несколько иначе выглядит процесс возбуждения производства в постоянно действующих арбитражных судах. Ввиду существования в их структуре соответствующего административного персонала, возможным является представление искового заявления до момента, когда состав суда сформирован.                                                                                                                                                                        В силу п. 13.1 Регламента Арбитражного суда в Вене производство начинается с момента предъявления иска, который должен содержать среди прочего предложение относительно компетенции суда, наименование сторон, содержание исковых требований и их обоснование. Подобным образом звучит п. 17.1 Регламента Арбитражного суда в Лондоне. В названной области вновь проявляется специфика Арбитражного суда при Международной торговой палате. Согласно статье 3 Регламента этого суда, любая сторона, желающая обратиться в арбитраж, должна направить заявление в Секретариат суда при посредничестве своего Национального комитета или непосредственно в Секретариат. Дата получения заявления Секретариатом и является датой начала разбирательства. Заявление должно содержать сведения относительно сторон, содержание исковых требований, обосновать компетенцию суда и внести предложения о порядке выбора арбитров.

После того, как суд сформирован, независимо от того, какой это суд: ad hoc или институционный, ведение дела находится в руках арбитра-председателя арбитражного суда. Регламентом Арбитражного суда при Международной торговой палате введен особый этап арбитражного разбирательства: статья 13 предусматривает составление документа, определяющего полномочия арбитров по данному делу. Данный документ в английском языке получил название «terms of reference». Названный документ определяет задачи, разрешить которые обязуются арбитр или арбитры. Помимо указания наименования сторон, а также лиц, выполняющих функции арбитров, места проведения арбитражного разбирательства в нем должно содержаться краткое изложение соответствующих требований сторон и спорных вопросов, подлежащих разрешению. Документ подписывается арбитрами и сторонами. В том случае, если одна из сторон отказалась подписать «terms of reference», Суд дополнительно исследует дело и утверждает документ. Неподписание его одной из  сторон  не  влияет на дальнейший ход процесса.

Подобные положения содержатся в п. 23.2 Регламента Арбитражного суда  в Лондоне.                                                                                                                                                                        В случае, когда проводится устное слушание по делу, суд обязан уведомить об этом стороны заблаговременно. Слушание в принципе носит закрытый характер, если стороны не согласятся с обратным (п. 1 ст. 25 Арбитражного регламента  ЮНСИТРАЛ).

В ст.29 Арбитражного регламента Европейской экономической   комиссии ООН устанавливается, что слушание не носит публичного характера, только если стороны  определят иначе.

Арбитражным судом могут быть заслушаны показания свидетелей и экспертов (п. 2 ст. 25 и ст.  27 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ).

Возможным является слушание дела в отсутствие сторон (ст. 3.1 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии  ООН).

Арбитражный суд принимает меры для обеспечения перевода во время слушания дела, а также составления протокола (п. 3 ст. 25 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ).

В соответствии с Регламентом Арбитражного суда в Вене разбирательство может осуществляться либо в форме устного слушания, либо на основе письменных материалов. Устное слушание назначается, когда желает этого одна из сторон или к такому выводу придет состав суда (п. 22.1). Слушание сопровождается составлением протокола, протокол  подписывают арбитры  и стороны (п. 22.4).

Согласно Регламенту Арбитражного суда в Лондоне, слушание может быть назначено по желанию одной из сторон или в результате решения суда (п. 23.2.). Слушание носит закрытый характер, и без разрешения арбитража никто посторонний присутствовать на нем не может.

В соответствии с Регламентом Арбитражного суда при Международной торговой палате, по заявлению одной из сторон или по собственной инициативе суда может быть назначено устное слушание. Оно закрыто для присутствия посторонних лиц. Если одна из сторон, извещенная надлежащим образом, не является на слушание, суд имеет право приступить к арбитражному разбирательству в отсутствие стороны (ст. 15). Язык   разбирательства определяется составом арбитражного суда, при этом принимаются во внимание все имеющие отношение к делу обстоятельства и, особенно, язык договора (ст. 15).

В арбитражном разбирательстве ad hoc допускается предъявление встречных исков при условии, что оно вытекает из правового отношения, охватываемого  арбитражным соглашением сторон. В соответствии со ст. 19 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии ООН встречный иск должен быть подан в срок, установленный для представления возражений по иску. К встречному иску применимы положения статей 15 и 16 данного регламента, касающиеся предъявляемых к иску формальных требований (ст. 20).

Согласно п. 3 ст. 19 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ встречный иск должен быть подан не позднее срока, установленного для представления возражений по иску, исключением является тот случай, когда суд признает, что при данных обстоятельствах задержка была оправданной.

Встречный иск должен удовлетворять формальным требованиям, установленным для искового заявления в п. 2 ст. 18 данного Регламента. Ответчик имеет право заявить требование, вытекающее из того же договора, в целях зачета.

Предъявление встречного иска допускается регламентом Арбитражного суда в Вене. Оно должно быть подано исключительно с ответом на исковое заявление, т.е. в течение 30 дней, однако в определенных случаях этот срок Арбитражным секретарем может быть продлен (п. 14). Регламент Арбитражного суда в Лондоне также допускает возможность предъявления встречного иска вместе с ответом   на   исковое заявление (п.   19).

Регламент Арбитражного суда Международной торговой палаты также посвящает встречному иску отдельную норму (ст. 5), которая соответствует вышеназванным  принципам.

Неоднократно подчеркиваемое преимуще­ство арбитража состоит в том, что он является относительно недорогим по сравнению с государственными судами. Это вытекает как из одноинстанционности арбитражного разбирательства, так и из более низких ставок арбитражных сборов.                                          В арбитраже ad hoc стороны могут самостоятельно регулировать величину расходов уже на стадии  формулирования   арбитражной   оговорки.

Согласно ст.43 Арбитражного регламента Европейской экономической комиссии ООН, арбитры определяют величину расходов и издержек арбитражного разбирательства. Окончательно их покрывает сторона, проигравшая спор, если суд не разделит расходы  иным  образом. Согласно ст. 28 названного Регламента, арбитры уполномочены требовать от сторон внесения аванса на покрытие расходов и издержек арбитражного разбирательства.

Аналогичным образом в ст. 38 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ устанавливается, что в арбитражном решении суд устанавливает размер арбитражных издержек. Данная норма конкретизирует понятие «арбитражные издержки», включая в них также расходы на юридическое представительство, распределяя их при этом по своему усмотрению (п. 2 ст. 40). В ст. 39 данного Регламента устанавливается, что размер гонорара арбитражного суда должен быть разумным, с учетом спорной суммы, сложности предмета спора, времени, затраченного арбитрами, и любых относящихся к делу обстоятельств. В принципе арбитражные издержки должны оплачиваться проигравшей стороной (п. 1 ст. 40). После вынесения решения арбитражный суд представляет сторонам отчет о полученных суммах и возвращает им все неизрасходованные остатки  (п. 5 ст. 41).

В Арбитражном суде в Лондоне, если стороны не договорились об ином, расходы определяются судом (п. 30.1 Регламента). Отсутствуют постоянные ставки арбитражных сборов, и в данном отношении Регламент отсылает к правилам, которые применяет Верховный суд. Суд вправе обязать стороны внести аванс (п. 30.2). Суммы, причитающиеся к уплате в качестве арбитражных издержек и расходов, взимаются в соответствии с установленными постоянными ставками, обычно почасовыми. Интерес представляет норма, содержащаяся  в п. 31.4,  предусматривающем предоставление полномочий Торговой палате в Лондоне от имени суда получать причитающиеся суду суммы, в том числе возвращение издержек в случае непокрытия их сторонами.

Согласно ст. 9 Регламента Арбитражного суда при Международной торговой палате, суд устанавливает размер аванса для проведения арбитражного разбирательства. Могут устанавливаться раздельные авансы в отношении к основному и встречному искам. Аванс вносят обе стороны. В случае неплатежа одной из сторон аванс должен быть внесен другой стороной, обычно истцом. Секретариат может поставить передачу материалов дела составу суда в зависимость от уплаты аванса  в полном   размере.

После всестороннего изучения всех обстоятельств дела арбитражный суд завершает его слушание и выносит решение (ст. 29 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ). Регламент предусматривает возможность вынесения промежуточного, предварительного или частичного арбитражного решения (п. 1 ст. 32). Подобная возможность имеется также в Арбитражном регламенте Европейской экономической Комиссии ООН (ст. 36). Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ допускает кроме этого возможность исправления арбитражного решения (ст. 36), вынесения дополнительного арбитражного решения (ст. 37), а также просьбы любой из сторон о даче арбитражным судом толкования арбитражного решения (ст.35). По общему правилу, решения принимаются большинством голосов (ст. 31 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ и ст. 33 Арбитражного регламента Европейской экономической Комиссии ООН). Иногда в арбитражных оговорках ad hoc стороны устанавливают правило о том, что решение должно быть вынесено в течение определенного срока с момента начала производства. Согласно ст. 34 Арбитражного регламента Европейской экономической Комиссии ООН, решение должно быть выдано в течение 9 месяцев со дня назначения арбитра-председате­ля или единоличного арбитра. Этот срок может быть продлен как по инициативе сторон, так и на основании решения суда, обоснованного процессуальными нормами (ст. 35).                                          И на практике и в доктрине не совсем ясно юри­дическое значение определения срока, установленного для вынесения решения. Далее всего идущим выводом является тезис об истечении срока действия полномочий суда выносить решения, если это произошло позднее установленного срока.

Информация о работе Арбитраж в международном частном праве