Финансовая политика оптимизации операций личного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение анализа операций личного страхования и разработка политики управления ими на примере страховой компании ЗАО СК «Аска-Жизнь».
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и классификацию личного страхования;
рассмотреть законодательного регулирования личного страхования в Украине;
проанализировать структуру и динамику показателей личного страхования;
проанализировать операции личного страхования методом коэффициентов;
проанализировать влияние факторов на величину страховых взносов и разработка мероприятий по повышению эффективности личного страхования;
разработать мероприятия по повышению эффективности личного страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ 8
1.1 Экономическая сущность личного страхования и его функции 8
1.2 Классификация личного страхования. Особенности классификации страхования жизни и пенсий… 12
1.3 Формирование финансовых результатов в страховой компании по операциям личного страхования 16
1.4 Законодательное и государственное регулирование страховой деятельности и операций личного страхования 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 29
2.1 Цель, задачи, информационная база и структурно-логическая схема проведения анализа 29
2.2 Методы анализа операций личного страхования 33
2.3 Структурно-динамический анализ операций личного страхования СК ЗАО «Аска-Жизнь» и ее позиционирование на рынке страхования жизни 38
2.4 Анализ эффективности операций личного страхования 54
2.5 Влияние факторов на величину страховых взносов в личном страховании 60
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 63
3.1 Политика управления эффективностью операций личного страхования и ее этапы 63
3.2 Методы регулирования операций личного страхования 73
3.3 Прогнозирование поступления страховых платежей с помощью экономико-математического моделирования 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация личного страхования 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Общая схема анализа операций личного страхования 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В Баланс ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о финансовых результатах ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о доходах и расходах страховщика за 2008 г. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Показатели деятельности из страхования жизни 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Основные показатели страхового рынка Украины за 2005-2008 г . 108
ПРИЛОЖЕНИЕ З Топ рейтинг компаний (ТОП-25) страхования жизни за 1 полугодие 2009 года 118

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика оптимизации операций личного страхования Диплом окончательный.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

     Основу  нормативного планирования составляет разработка страхового тарифа, позволяющего производить не только расчеты доходов и расходов по отдельным видам страхования, но и оценивать плановые отчисления на предупредительные мероприятия, ведение дела, получение прибыли и т. п.

     Поскольку страхование имеет дело со случайными явлениями, то планирование страховых финансовых операций представляет собой сложную задачу, решение которой основано на достаточно сложных расчетах, использующих методы актуарной математики. Основной целью решения задач планирования страховых финансовых операций является минимизация рисков страховой компании.

     Прогнозирование страховых операций - важнейший элемент  успешного развития страховых организаций  в условиях рыночной экономики. Прогноз - это вероятностная оценка будущего состояния страховой организации, основанная на статистических данных прошлого и настоящего уровней.

     Цель  прогнозирования - выявление главных  тенденций и закономерностей  в динамике страховых операций. Современной  наукой достаточно подробно разработаны  общетеоретические основы построения экономико-математических прогнозов с проведением расчетов на ЭВМ. С помощью экономико-математических прогнозов проводится анализ динамического ряда числа действующих договоров страхования в предпрогнозном периоде, а затем методом экстраполяции выявляется тенденция динамики. Далее с помощью экспертных оценок производится корректировка этой тенденции.

     Эффективность управления в страховом бизнесе  все в большей степени зависит  от качества и достоверности финансового  анализа, методов оценки и обработки информации, технологии выбора управленческих решений.

     Результаты  деятельности страховщика используются также для  анализа  и контроля с  целью  управления  и  корректировки  собственного  положения  на страховом   рынке.   Такое   управление   подразделяется   на   текущее    и стратегическое.  Текущее  управление   позволяет   быстро   реагировать   на изменения внешней среды и внутреннего состояния страховщика,  сосредоточивая в себе менеджмент финансовый  и  риск-менеджмент.  Осуществление  последнего выражается в методах регулирования:

    • тарифной политики, предполагающей изменение  структуры  брутто-ставки (страхового тарифа);
    • состава и структуры  страховых  резервов:  технических  резервов  по видам страхования  иным,  чем  страхование  жизни;  резерва  по  страхованию жизни, резерва предупредительных мероприятий;
    • посредством перестрахования  части  рисков  для  большей  финансовой устойчивости страховых операций.

     Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий и позволяющий вскрыть и устранить возникающие отклонения. Контроль имеет двоякую цель:

    • предупредить неблагоприятную ситуацию;
    • остановить и пресечь развитие последствий неблагоприятной ситуации.

     Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности. Контроль всегда предполагает ответственность и приводит к необходимым преобразованиям, которые можно определить, как правила совершенствования управления денежными потоками, которые носят универсальный характер и могут быть использованы для различных объектов исследования. Преобразования должны быть своевременными, обоснованными, иметь постепенность и постоянность нововведений, реорганизация должна быть проста и естественна.

     Прибыль является основным показателем эффективности как операций личного страхования, так и деятельности страховой компании в целом.

     Построение  системы управления прибылью требует  формирования систематизированного перечня  объектов этого управления. Такая  систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой — различные его уровни.

     Функциональная  направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:

    1. управление формированием прибыли;
    2. управление распределением и использованием прибыли.

     Каждый  из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему.

     Процесс управления прибылью страховой компании базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

     1.  Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли страховой компании. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли страховой компании, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли страховой компании. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных актинов; регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд; регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

     2.  Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли страховой компании. Спрос и предложение на финансовом рынке формируют стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и  использования прибыли страховой компании будет возрастать.

     3. Внутренний механизм регулирования отдельных объектов формирования, распределения и использования прибыли страховой компании. Механизм такого регулирования формируется в рамках самой страховой компании, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава страховой компании. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на страховой компании целевой политикой управления прибылью. Кроме того, в страховой компании может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

     4. Система конкретных методов и  приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: экономические расчеты, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.

     Для повышения эффективности, как деятельности страховой компании, так и операций личного страхования в современных  рыночных условиях необходимо использовать инструменты маркетинга.

     Маркетинг в страховании означает систему  организации деятельности страхового общества (компании), основанную на предварительном изучении состояния страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоряжении общества услуг и разработке новых видов страховых операций. Маркетинг предполагает разработку стратегии и тактики поведения общества на страховом рынке. Для этого необходимы точные знания: во-первых, потребностей потенциальных страхователей, физических и юридических лиц; во-вторых, сложившейся ситуации на рынке страховых услуг; в-третьих, состояния и тенденций экономического и социального развития страны и региона, где находится страховая организация; в-четвертых, возможностей страхового общества успешно действовать в складывающихся конкретных условиях.

     Для определения возможного спроса на страховые услуги надо исследовать общие закономерности формирования первоочередных потребностей юридических и физических лиц, обусловленные развитием экономики, формированием социального уклада жизни, демографических, национальных и других факторов.

     При оценке сложившихся на рынке страховых  услуг в современных условиях необходимо исходить из того, сколько страховых компаний действует на страховом рынке, какова сфера оказываемых ими услуг, с тем, чтобы определить наименее охваченные потребности. При определении перспектив развития страхования надо учитывать экономические интересы различных групп населения региона, где осуществляется или предполагается осуществление деятельности страховой компании.

     Система маркетинговых мероприятий направлена на создание и поддержание благоприятной  репутации общества путем проведения соответствующих рекламных и массово-разъяснительных мероприятий. Различные компании могут придавать неодинаковое значение отдельным видам мероприятий по пропаганде своей деятельности. Конкретный набор таких элементов во многом зависит от характера деятельности страховой организации, контингента страхователей и других моментов.

     Составной частью маркетинга является проведение социологических обследований населения, т.е. изучение страховых интересов посредством опроса семей. Такие обследования позволяют выявить мотивы различных по составу семей к заключению договоров страхования или отказу от них, определить влияние на развитие конкретных видов имущественного и личного страхования социальных, экономических, демографических, региональных и иных факторов. Целью социологических обследований является: во-первых, оптимизация страховой организацией имеющейся у нее системы видов страхования, отказ от тех, которые не пользуются спросом, совершенствование условий страхования с учетом дифференциации потребностей различных групп населения; во-вторых, выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации страховых услуг, улучшение взаимоотношений со страхователями при заключении договоров, получении страховых взносов и выплате страхового возмещения (страховых сумм).

     Маркетинг представляет собой непременное  условие рационального управления деятельностью коммерческого предприятия, получившего название менеджмент. Вместе с тем менеджмент — это система управления, базирующаяся на распространении акций среди всех работников, создании атмосферы "делового партнерства", коллективной заинтересованности и ответственности, самостоятельности в принятии решений.

     Маркетинг в целом нельзя отождествлять  с управленческой деятельностью, так  как он включает более широкую  систему мер по изучению, прогнозированию  и формированию рынка. Маркетинг становится в рыночной экономике функцией специальных исследовательских служб, которые выполняют заказы различных компаний (фирм).

     Конечной  целью  этих  мер  является  формирование   сбалансированного  страхового портфеля как основы устойчивого  положения  страховой  организации на рынке. 

3.2 Методы регулирования операций личного страхования

 

     На  первый взгляд, в системе управления страховым бизнесом действуют те же законы, что и в других видах  бизнеса. Здесь также идет речь об управлении человеческими ресурсами, информационными технологиями, о формировании корпоративной культуры, деятельности топ-менеджмента.  Но все же «изюминки» в менеджменте страховых компаний есть: эти особенности определяются различием в построении операционных процессов в страховом бизнесе и в других сферах. Так, если компания производит мебель, обувь, одежду, то в ее структуре обязательно присутствуют материальные активы: сырье, материалы, станки, оборудование. В составе же страховой компании материальных активов практически нет, страховой бизнес строится на основе договоров, заключенных между страховщиком и клиентом. Конечный результат же здесь не является «вещественным» и не обладает, в отличие от продукции производственных предприятий, мерными характеристиками.  Страховой бизнес генерирует финансовые услуги, которые нельзя оценить немедленно, как, например, произведенное молоко. О качестве услуги страховой компании можно судить лишь тогда, когда она оказана, а иногда  этот период растягивается не на один год.

     Другим  существенным отличием деятельности страховых компаний от производственных является ценообразование. Так, на предприятии цена продукта  определяется уровнем заработной платы, стоимостью сырья, оборудования, электроэнергии. А в страховании тарифная политика основывается на  актуарных расчетах, теории вероятности, законах статистики, законов больших чисел. Например, в страховании жизни главную роль играет таблица смертности, статистика продолжительности жизни мужчин и женщин. Следовательно, управление страховым бизнесом должно, в первую очередь, учитывать длительные сроки действия страховых продуктов и возможное наступление страхового случая, которое потребует немедленных выплат.

     По  большому счету, компоненты менеджмента  страховой компанией (управление персоналом, маркетингом, IT, финансами) по основным признакам и технологии внедрения особенно не отличаются. Однако «оболочкой» для всех этих локальных управленческих схем служит модель стратегического управления, и о ней хотелось бы сказать особо.

Информация о работе Финансовая политика оптимизации операций личного страхования