Финансовая политика оптимизации операций личного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:10, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение анализа операций личного страхования и разработка политики управления ими на примере страховой компании ЗАО СК «Аска-Жизнь».
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и классификацию личного страхования;
рассмотреть законодательного регулирования личного страхования в Украине;
проанализировать структуру и динамику показателей личного страхования;
проанализировать операции личного страхования методом коэффициентов;
проанализировать влияние факторов на величину страховых взносов и разработка мероприятий по повышению эффективности личного страхования;
разработать мероприятия по повышению эффективности личного страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ 8
1.1 Экономическая сущность личного страхования и его функции 8
1.2 Классификация личного страхования. Особенности классификации страхования жизни и пенсий… 12
1.3 Формирование финансовых результатов в страховой компании по операциям личного страхования 16
1.4 Законодательное и государственное регулирование страховой деятельности и операций личного страхования 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 29
2.1 Цель, задачи, информационная база и структурно-логическая схема проведения анализа 29
2.2 Методы анализа операций личного страхования 33
2.3 Структурно-динамический анализ операций личного страхования СК ЗАО «Аска-Жизнь» и ее позиционирование на рынке страхования жизни 38
2.4 Анализ эффективности операций личного страхования 54
2.5 Влияние факторов на величину страховых взносов в личном страховании 60
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В ЗАО «АСКА-ЖИЗНЬ» 63
3.1 Политика управления эффективностью операций личного страхования и ее этапы 63
3.2 Методы регулирования операций личного страхования 73
3.3 Прогнозирование поступления страховых платежей с помощью экономико-математического моделирования 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация личного страхования 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Общая схема анализа операций личного страхования 96
ПРИЛОЖЕНИЕ В Баланс ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о финансовых результатах ЗАО СК «Аска-Жизнь» за 2006-2008 гг. 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о доходах и расходах страховщика за 2008 г. 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Показатели деятельности из страхования жизни 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Основные показатели страхового рынка Украины за 2005-2008 г . 108
ПРИЛОЖЕНИЕ З Топ рейтинг компаний (ТОП-25) страхования жизни за 1 полугодие 2009 года 118

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика оптимизации операций личного страхования Диплом окончательный.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

     Основные  принципы управленческого маркетинга в страховом деле сводятся к следующему: тщательное, всестороннее изучение рынка сбыта;  страховых услуг исходя из имеющихся страховых интересов, желаний и предпочтений страхователей; целенаправленное воздействие на рынок в целях формирования платежеспособного спроса на страховые услуги; приспособление текущей деятельности страховой компании к требованиям страхового рынка. Маркетинг осуществляется на основе программы, включающей комплексное исследование страхового рынка (внешняя среда для страховой компании) и ситуационный анализ реальных возможностей компании (внутренняя среда). Важнейшим элементом страхового маркетинга является управление рисками. Другой важнейшей частью управления страховой компанией является управление финансовыми потоками, прежде всего формирование и размещение страховых резервов. Управление страховыми резервами базируется на принципах прибыльности, ликвидности, диверсификации, а также, самое главное, постоянном обеспечении и сохранении платежеспособности.

     Личное  страхование в настоящее время  приобретает все большую популярность среди страховых компаний, в связи, с чем возрастает актуальность разработки методики управления личным страхованием. Управление операциями личного страхования позволяет выявить тенденции в развитии страховых услуг в области личного страхования, повысить их доходность и эффективность для страховых компаний. Денежный оборот страховой организации включает в себя два относительно самостоятельных денежных потока: оборот средств, обеспечивающий страховую защиту, и оборот средств, связанный с организацией страхового дела. При этом оборот средств, обеспечивающий страховую защиту, проходит два этапа: на первом этапе формируется и распределяется страховой фонд, на втором — часть средств страхового фонда инвестируется с целью получения прибыли. Каждый из выделенных элементов денежного оборота средств страховой организации имеет свое социально-экономическое значение, в связи с чем движение средств на каждом этапе проходит под воздействием различных экономических и юридических факторов.

     Как и всякая другая хозяйственная деятельность, страховое дело требует управления.

     Организация управление операциями страховой компании предполагает:

    • наличие экономических законов;
    • исполнение законов;
    • единство планирования;
    • единство отчета;
    • контроль.

     Общие правила организации страховых  операций  должны предусматривать  состав, задачи и порядок действий (методы, процедуры).

     Одним из направлений деятельности страховой  организации, обеспечивающих ее финансовую устойчивость, является управление ее финансами на основе бюджетирования. В общем случае бюджетирование представляет собой процесс организации, планирования, анализа и контроля финансовой деятельности, реализуемый в несколько этапов:

    • формирование прогноза ключевых индикаторов бюджета страховой организации на основе бухгалтерской отчетности и прогнозных значений основных показателей страховой деятельности фирмы;
    • формирование проекта бюджета, принимаемого к исполнению;
    • контроль и анализ исполнения базового варианта бюджета.

     Ценообразование выражается в тарифных ставках на страховые услуги. Цена страхового продукта выражается в страховой премии, которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора.

     Величина  страховой премии должна быть достаточна, чтобы: покрыть ожидаемые претензии  в течение периода страхования; создать страховые резервы; покрыть издержки страховой компании на ведение дел; обеспечить определенный размер прибыли.

     Цена  страхового продукта, как и всякая рыночная цена, подвержена колебаниям под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством поступлений платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уровне цены страховая компания не получает никакой прибыли по страховым операциям. Естественно, что страхование таких рисков себя не оправдывает.

     Верхняя граница цены страхового продукта определяется двумя факторами: размерами спроса на нее; величиной банковского процента по вкладам.

     Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками.

     Специфика страховой деятельности обусловливает  необходимость выбора такого варианта управления финансами, который, с одной  стороны, учитывал бы стохастическую природу  параметров страховой деятельности (например, страховых взносов и страховых выплат), а с другой стороны, отражал бы функциональную связь доходных и расходных статей бюджета организации. По этой причине в основе схемы управления финансами страховой организации на основе бюджетирования заложена плановая модель управления, предполагающая построение некоторого варианта бюджета. При этом по основным характеристикам модель бюджета является детерминированной, однако стохастическая природа параметров в ней учитывается одним из двух способов — либо по модели проводятся многократные расчеты, отвечающие конкретным значениям случайных параметров, либо вместо случайных величин используются их статистические оценки.

     Второй  особенностью бюджетирования для страховой  организации является построение и  использование показателей бюджета, характерных именно для страховых организаций. В зависимости от целей применения бюджеты могут строиться на разные периоды. Наиболее типичным является годовой период с промежуточными показателями на полугодие, квартал и месяц. Разбивка года на более дробные периоды дает возможность страховой организации оперативно оценивать выполнение бюджета и быстро принимать решения.

     Преимуществом бюджетирования является повышение  конкурентоспособности и финансовой устойчивости страховой организации. Оно позволяет, во-первых, выявить проблемы задолго до их реального проявления, во-вторых, выработать последовательность действий по реализации целей, в-третьих, скоординировать деятельность подразделений.

     В процессе бюджетирования планирование занимает особое место. Оно представляет собой процесс выработки и принятия качественных и количественных целевых установок, а также выбора путей их эффективного достижения. Его необходимость продиктована возможностью появления различных сбоев, противоречий, несогласованности действий отдельных подразделений фирмы, неопределенностью будущего.

     Планирование  представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок  количественного и качественного  характера и определения путей  наиболее эффективного их достижения. Необходимость составления планов продиктована, прежде всего, неопределенностью будущего, координирующей ролью планов и оптимизацией экономических последствий.

     Сопоставляя плановые суммы доходов и расходов, страховая организация определяет финансовый результат своей деятельности за определенный период, являющийся источником удовлетворения социально-экономических потребностей работников страховой компании, и ее дальнейшего развития.

     План  как продукт плановой деятельности переводит на язык цифр стратегические установки и приоритеты, выступая организующим началом в управлении хозяйственной деятельностью. Процесс составления плана проходит следующие этапы:

    1. выбор цели;
    2. оценка затрат и доходов, связанных с реализацией того или иного пути достижения целей;
    3. последовательность действия для осуществления плана;
    4. проверка и оценка плана.

     В западной литературе принято определять планы как определенные средства достижения целей, которые требуют предпринять одновременно или последовательно несколько действий.

     В настоящее время применяются  следующие методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой, экономико-математическое моделирование. План страховой организации по своей сущности представляет собой баланс доходов и расходов, что не исключает при его разработке использования всех прочих методов планирования. Особо важное значение в страховом деле принадлежит нормативному методу планирования в связи с особенностями построения страхового тарифа.

     Поскольку план представляет собой "числовую модель" развития страховой организации, при его разработке должна быть учтена приоритетная на данный период времени  для страховой организации задача: укрепление финансовой устойчивости страховой организации, расширение видов страхования и услуг, активизация коммерческой деятельности и т.д. Однако в любом случае основное внимание должно быть уделено поступлению страховых платежей и взносов, которые представляют собой первичный доход страховщика, т.е. финансовую базу для всех последующих расчетов и построений. Следовательно, планирование в страховании — это попытка предвидения величины и движения страхового фонда.

     Размер  страхового фонда как части народнохозяйственных резервов зависит в первую очередь от экономического потенциала страны; величины национального богатства как глобального объекта имущественного страхования; эффективности экономики, которая в свою очередь определяет величину создаваемого национального дохода — источника страховых платежей; жизненного уровня населения как главного фактора развития личного страхования. Объем платежей конкретной страховой организации определяется как количеством договоров в ее портфеле, так и ассортиментом проводимых видов страхования, который определяет потенциальных страхователей — и тем самым экономическую базу страхования (стоимость имущества, страховую сумму, число договоров, страховой платеж).

     Страховые организации могут формировать  планы различной продолжительности, при этом они имеют как общие черты, обеспечивающие их преемственность, так и специфические, связанные с определением приоритетной задачи на данный период времени. Долгосрочные планы ориентированы на решение перспективных задач и проблем. Важнейшим видом долгосрочных планов является пятилетний, который имеет определенную специфическую страховую основу: тарифный период большинства видов страхования равен именно пяти годам, следовательно, за пять лет страховщик обязан обеспечить эквивалентность отношений со страхователем.

     Годовой план, который играет весьма важную роль в управлении операциями личного  страхования, как правило, составляется в развитие пятилетнего: поставлены конкретные задачи, уточнены исходные данные, определены исполнители. Важной задачей годового планирования является выявление узких мест и диспропорций, резервов и в итоге — определение баланса доходов и расходов.

     План  поступления страховых платежей как основа планирования в страховом  деле охватывает самые разные стороны  страховой деятельности. План поступления платежей можно рассматривать не только как управленческий план производителя страховых услуг, отражающий их объем, качество и ассортимент в планируемом периоде с определением непосредственных исполнителей, но и как план состояния и движения страхового фонда — его величины и структуры.

     Содержание  плана определяется показателями, на основе которых он формируется. Плановые показатели должны всесторонне и адекватно выражать сущность и особенности страховой деятельности. При этом стремление к полноте отражения страхового дела должно сочетаться с разумным количеством используемых показателей. Весьма важно обеспечить единство и взаимосвязь между показателями экономического анализа, планирования и отчетными показателями. Серьезные требования к показателям с позиций формализации и унификации предъявляет автоматизация процесса планирования.

     Важнейшими  плановыми показателями являются объем  страховых платежей и финансово-результативные показатели.

     Показатель  объема страховых платежей лежит  в основе всего процесса планирования страховой организации. С его помощью легко поставить плановую задачу по отдельным видам страхования и по конкретным исполнителям на всех уровнях управления. Такое решение исторически широко применялось как в рисковом, так и в долгосрочном страховании, где показатель объема платежей дополнялся количеством вновь заключенных договоров. В связи с тем что показатель объема страховых платежей имеет синтетический характер, при его планировании используются показатели среднего платежа, средней страховой суммы, количества действующих договоров и другие.

     Для финансового планирования и управления  также очень важны показатели прибыли и дохода, которые показывают возможности развития страховой  организации. Источником прибыли может  быть страховая и инвестиционная деятельность, в связи с чем в финансовом планировании используются два показателя дохода и прибыли, каждый из которых позволяет обозначить соответствующую плановую задачу.

Информация о работе Финансовая политика оптимизации операций личного страхования