Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать конкурентную среду рынка добровольного автострахования.
Соответственно задачами будут являться:
раскрытие понятия конкуренции в страховании
анализ основных факторов обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний
оценка возможных путей повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты конкуренции в страховании………………………4
Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний…………………………………………14
Конкуренция в добровольном автостраховании и пути повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний…………26
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 246.52 Кб (Скачать)

    Однако  есть причины, которые тормозят развитие распространения страховых полисов  через Интернет в России. Наиболее очевидные - это достаточно низкая страховая  культура населения и концентрация пользователей сети только в крупных  городах.

    Кроме того, некоторые страхователи больше доверяют непосредственному визуальному  контакту с продавцом - перед тем  как заключить договор, им хочется посмотреть, что собой представляет страховщик, какой у него офис. Здесь на первый план выходит роль бренда. Поэтому Интернет - страхованием целесообразнее заниматься компаниям с известным на рынке именем.

    Наконец, серьезная проблема - определенная настороженность наших соотечественников  к электронной коммерции вообще. Достаточно одного негативного опыта, например, в покупке сотового телефона в интернет -магазине, чтобы у человека сформировалась  негативная реакция на весь виртуальный бизнес [5].

    Одними  из основных факторов, которые обуславливают уровень конкуренции на страховом рынке являются факторы, которые определяют принятие решения о страховании. Такими факторами являются, с одной стороны, высокая оценка страхуемого риска (чувствительность к риску), качество страхового продукта, а, с другой стороны, его цена. Если потребитель желает обезопасить собственное имущество, он принимает решение о страховании, а затем выбирает соответствующий страховой продукт и компанию, которая его предлагает. Набор факторов, по которым проводится оценка качества страховой услуги, а также их значимость, можно определить, как и прочие характеристики рынка, путем социологических исследований. Значимость свойств страхового продукта для страхователей — физических и юридических лиц — по результатам социологических исследований группы «Циркон» и фирмы GFK (Приложение В).

    В этих таблицах в едином перечне сведены  свойства самой компании (надежность, известность, близость к месту жительства страхователя, ассортимент страховых  услуг, качество рекламы), а также  ее продукта (понятность условий страхования, бесплатные консультации, качество обслуживания). Как уже отмечалось, с точки  зрения маркетинга характеристики страховщика  и его услуги надо рассматривать  совместно, в качестве единого пакета свойств продукта, противостоящего его цене. Это связано с тем, что в потребительском представлении они выступают в виде неразрывного целого и свойства компании переносятся на ее продукт, а характеристики услуги — на страховщика. В этом проявляется субъективный характер страхования и его неотделимость от компании, оказывающей соответствующую услугу.

    Главной составляющей комплексного пакета свойств страхового продукта является надежность страховщика. Другое исследование фирмы GFK  позволяет определить значимость еще одного свойства страховой услуги — быстроты и полноты выплаты возмещения. Как следует из его результатов, это второе по значимости свойство продукта после надежности компании. Быстрота (полнота) выплаты возмещения воспринимается как проекция эффективности компании, готовности и способности страховщика выполнить взятые на себя обязательства. В потребительском представлении она сливается с понятием надежности.

    Ввиду большой важности надежности страховщика  имеет смысл более подробно рассмотреть  ее составляющие в потребительском  понимании. С точки зрения математики надежность выражается через вероятность  отказа в выплате по причинам, не оговоренным в договоре страхования, прежде всего, из-за банкротства страховщика. Ее величина может быть с достаточной  точностью определена на основании  анализа объективных параметров, характеризующих состояние компании. В то же время понятно, что практически  ни один страхователь не способен провести такие расчеты. В потребительском  понимании (особенно применительно  к физическим лицам) надежность представляет собой качественный показатель, формирующийся  на основании комплекса факторов, таких как, например:

    1. масштаб компании,
    2. оценка опыта страхования, включая качество обслуживания, своевременность и полноту выплат, наличие известных страхователю немотивированных отказов в выплате или задержек возмещения;
    3. мнение референтных групп (т.е. лиц, авторитетных для страхователя) о компании и опыте страхования в ней,
    4. престижность и известность марки, часто определяемая рекламой или статьями в прессе, а также объемом операций компании, внешним видом офиса;
    5. вхождение компании в авторитетные финансово-промышленные группы или гарантии местных органов власти, известные и престижные учредители, государственное участие в капитале, наличие крупных иностранных компаний среди акционеров;
    6. долгий опыт работы на рынке;
    7. уровень сервиса, полнота и качество набора дополнительных услуг, предоставляемых страховщиком;
    8. предоставление покрытия рисков в валюте, перестрахование рисков за границей, а также другие факторы.

    Таким образом, надежность — эта качественный показатель, лишь косвенно связанный  с вероятностью невыплаты возмещения. Исследование показали, что наиболее значимыми факторами, влияющими  на признание данной компании надежной, являются положительный опыт страхования (включая положительный опыт референтных групп) и известность его марки, определяемое, в первую очередь, знакомством с рекламой страховщика. Но положительный опыт страхования — полнота, быстрота выплат и качество обслуживания — практически никак не связаны с перспективной надежностью компании, что наглядно подтверждается рядом банкротств вполне престижных страховщиков. Имидж надежной компании может формироваться на основании образов, штампов и субъективных представлений, внушенных рекламой, которая тем более никак не связана с ее устойчивостью. Более того, здесь имеется обратная зависимость: чем больше страховщик тратит на рекламу, тем больше вероятность того, что он пытается построить финансовую «пирамиду», покрывая убытки за счет резкого притока новых клиентов.

 

     

    Конкуренция в добровольном автостраховании  и пути повышения  конкурентоспособности  отечественных страховых  компаний

    Добровольное  автострахование для физических лиц в настоящее время активно развивается. По итогам первого полугодия 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост объема собираемых премий составил около 60%, прирост количества заключенных договоров – 17%, увеличение среднего размера премии, приходящейся на один договор – 33%.

    Основные  характеристики ситуации, сложившейся  к настоящему времени в сфере  автострахования:

    1. Основным фактором роста продаж страховых услуг является рост продаж новых автомобилей (около 70% в годовом исчислении), в том числе с использованием кредитов (по разным оценкам, сегодня 35-45% новых автомобилей приобретаются в кредит).
    2. Продолжается рост убыточности автострахования для страховых компаний. Объясняется это двумя факторами: во-первых, увеличивающейся частотой наступлений страховых случаев, а во-вторых, ростом цен на восстановительный ремонт со стороны дилеров.
    3. Полис КАСКО по-прежнему остается дорогим удовольствием для большинства автомобилистов.

    Этап  ценовой конкуренции, характерной  для этого рынка 3-4 года назад, постепенно уходит в прошлое.

    Есть  основания полагать, что в настоящее  время конкуренция на рынке автострахования  переживает новый этап.     
 
 
 

    Рисунок 1               

    

    Основная  масса страхуемых автомобилей –  новые, большей частью иномарки, - страхуется по более высоким тарифам, чем  на этапе ценовой конкуренции. Причины  роста тарифов – необходимость  компенсировать растущую убыточность  данного вида страхования, а также  необходимость заинтересовывать банки, занимающиеся автокредитованием. Перечень сопутствующих услуг значительно  расширен, однако далеко не все из них  предоставляются бесплатно (Таблица 1). Как правило, расширенными сервисными услугами страховщиков могут воспользоваться владельцы новых иномарок дороже 20 тыс. долл.

    Таблица 1

    Дополнительные  опции

Связь предлагаемых опций с ущербом Распространенные  варианты опций
Опции, связанные с ущербом Дополнительные  страховые полисы
Выезд аварийного комисара
эвакуатор
Извещение страховой компании через СТО
Сбор  документов В ГИБДД
Возмещение  без справок из ГИБДД
Опции не связанные с ущербом эвакуатор
Долив бензина
Экспресс - ремонт
 

    В то же время страховщики не оставляют  попыток распространить страховую  защиту на более широкий круг частных  автомобилей, в первую очередь, с  невысокой оценочной стоимостью.

    В эту категорию попадают подержанные  иномарки и большая часть отечественных  автомобилей (почти независимо от возраста).

    Учитывая, что владельцы таких автомобилей  наиболее чувствительны к цене страхового полиса, страховые компании предлагают им различные варианты удешевления  страховки за счет  разнообразных  ограничений страхового покрытия (Таблица 2).

Таблица 2

    Ограничения страхового покрытия

Ограничиваемые  параметры Распространенные  варианты ограничений
ограничение по времени        выходные дни 
летний  период
ограничение по месту место парковки автомобиля на ночь 
место причинения ущерба
ограничение по содержанию и причинам ущерба  только ущерб в случае ДТП 
 
только  ущерб в случае ДТП, пожара, действий третьих лиц
только  угон
по  величине ущерба    безусловная франшиза 
условная  франшиза
по  величине покрытия ограниченная  страховая сумма 
оплата  только стоимости деталей
по  количеству страховых случаев  до первого  случая
 

    При прогнозировании будущих факторов и методов конкуренции мнения участников рынка страхования расходятся.

    1. Волна снижения тарифов еще предстоит, однако теперь она будет носить избирательный характер.
    2. Из-за высокой убыточности рынка (особенно при страховании физлиц) снижение тарифов будет сопровождаться тщательной сегментацией портфеля.
    3. Обострению и без того высокой конкуренции будет способствовать появление на рынке иностранных игроков, которые приносят с собой новые технологии продаж, например, прямое страхование.
    4. В ближайшее время крупнейшие участники рынка автострахования перейдут от конкуренции сервисов к конкуренции имиджей. «Крупные страховщики смогут привлекать клиентов за счет своей репутации и будут отказываться от ряда дополнительных услуг. К примеру, в Москве часть страховых компаний уже отказалась от предоставления услуг службы аварийного комиссара. Скоро эта тенденция дойдет и до Петербурга».

Информация о работе Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования