Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать конкурентную среду рынка добровольного автострахования.
Соответственно задачами будут являться:
раскрытие понятия конкуренции в страховании
анализ основных факторов обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний
оценка возможных путей повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты конкуренции в страховании………………………4
Анализ основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний…………………………………………14
Конкуренция в добровольном автостраховании и пути повышения конкурентоспособности отечественных страховых компаний…………26
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 246.52 Кб (Скачать)

     Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.

     Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать  и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять  ассортимент услуг, ориентированных  на интересы конкретных социально-экономических  групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.

     При проведении одинаковых видов страхования  конкуренция выражается в создании удобных форм заключения договоров  и уплаты страховых взносов, снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной  выплате страховочных сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении обязательных видов  страхования.

     Существует  ценовая и неценовая конкуренция.

     В основе ценовой конкуренции –  тарифная ставка, по которой заключаются  договора. Такой способ конкурентной борьбы применим для страховщиков аутсайдеров, которые не в состоянии бороться с более крупными и успешными  компаниями.

     Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные сервисные  услуги (преимущественное право приобретения акций страховой компании, бесплатные юридические консультации и другое). Сильное орудие неценовой конкуренции – реклама. Цель рекламы – способствовать заключению новых и возобновление ранее действовавших договоров страхования. С ее помощью страховая компания стремится создать престижный имидж своей организации в глазах страхователей.

     Реклама может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке  заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна содержаться  информация о страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах  и пассивах баланса. Только при таких  условиях у страховщиков будет реальная возможность решить вопрос о том, какой страховой компании доверить средства.

     К незаконным методам ценовой конкуренции  относятся: шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.

     Из  предположения, что конкуренция  – главное условие перехода к  рыночным отношениям, вытекает право  различного рода организаций и граждан  заниматься страховым делом.

     Но  страхование – это особая сфера  деятельности, которая должна обеспечивать защиту юридических и физических лиц при наступлении тяжелых  событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно, страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно должно базироваться на прочном  экономическом и юридическом  фундаменте.

     Таким образом, в стране создается механизм регистрации страховых организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны страхового надзора (чтобы страховые компании не переступали порог, когда могут  пострадать интересы страхователей). Неприемлемо  снижение тарифов до уровня, когда  нарушается финансовая устойчивость компании. В инвестировании страховых резервов приоритет отдается самым надежным, а не самым прибыльным компаниям.

     Сочетание конкуренции и государственного регулирования – необходимо для  стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование  урожая, экологических рисков).

     Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет менее трудоемким и более дорогим видам страхования, операциям с небольшим риском и высокими финансовыми результатами. Таким образом, необходим механизм, обеспечивающий выживание страховой  компании, проводящих общественно значимые виды страхования.

     Выделяют  экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика.

     Экономические:

  1. расходы на высококвалифицированный персонал;
  2. комиссионное вознаграждение страховых агентов;
  3. налогообложение доходов от страховой деятельности.

     Организационные: система скидок и льгот страхования  по срокам и условиям договоров страхования.

    В идеале оба параметра конкурентоспособности  должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов [2].

    Анализ  конкуренции на страховом рынке  осуществляется в несколько этапов.    

    Первый  этап — оценка степени подверженности страхового рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.

    К таким факторам относятся:

    1. численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;
    2. изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;
    3. барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);
    4. ситуация на смежном кредитном рынке;
    5. различия в стратегии страховщиков-конкурентов;
    6. особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.

         Численность конкурирующих страховых  компаний и их сравнительная  емкость в наибольшей мере  определяют уровень конкуренции.  При прочих равных условиях  интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется  значительное число страховых  компаний приблизительно равной  силы. Для сбора этой информации  прибегают к составлению специальных  досье. На основе полученных  результатов делаются выводы  относительно уровня конкуренции.

    На  втором этапе анализа уровня конкуренции  выделяются основные страховые компании - конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме [2].

        Принято различать ценовую и  неценовую конкуренцию страховщиков. В основе ценовой конкуренции  лежит тарифная ставка, по которой  предлагается заключить договор  страхования данного вида. Снижение  тарифной ставки всегда было  той основой, с помощью которой  страховщик, выделяя свои страховые  услуги из общего перечня, привлекал  к ним внимание потенциального  страхователя. В современном мире, когда страховые рынки индустриально  развитых стран в основном  разделены между рядом крупных  страховых компаний, использование  ценовой конкуренции в борьбе  за страхователя выглядит проблематично.  Ценовая конкуренция применяется  главным образом страховщиками-аутсайдерами  в их борьбе с гигантами  страхового бизнеса, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

         Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план дополнительные  сервисные услуги страховщиков  своим клиентам (преимущественное  право приобретения акций страховой  компании, содействие в приобретении  недвижимости, бесплатные консультации  юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой  конкуренции всегда была реклама,  сегодня же роль ее возросла  многократно. С помощью рекламы  страховые компании индустриально  развитых стран стремятся создать  престижный имидж своей фирмы  в глазах страхователей. Традиционными  в этой политике является проведение  «дней развития бизнеса». В этот день проводится завтрак (ланч или обед), во время которого президент страховой компании общается со 100—200 клиентами. Внимание оказывается, прежде всего, правительственной, институциональной и корпоративной клиентуре. Клиентам рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании, отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей. Конференции отличаются от «дней развития бизнеса» тем, что проводятся по определенной теме. В конце таких мероприятий вручается сувенирная реклама с фирменной символикой страховой компании.

         Благодаря такому подходу страховые  компании активно разрабатывают  новые методы продвижения страховых  услуг на рынке.

        К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся шпионаж  ноу-хау, переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами  организации страхового дела, подлог страховых свидетельств [15].

         Любые страховые услуги проходят  проверку на степень удовлетворения  общественных потребностей, которые  выражаются в коллективных, групповых  и индивидуальных страховых интересах.  Эта проверка осуществляется  на страховом рынке, где каждый  страхователь приобретает именно  тот страховой полис, который  наиболее полно удовлетворяет  его страховые интересы. В этой  связи конкурентоспособность страховщика  представляет собой возможности  сбыта страховых продуктов на  данном рынке с учетом имеющихся  страховых интересов.

    Выделяют  экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика. К числу экономических  параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение  доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры  составляет система скидок и льгот  страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные  параметры конкурентоспособности  страховщика должны быть ориентированы  на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика [1]. 

    Анализ  основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции страховых компаний

    Основным  этапом анализа конкуренции на страховом  рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции  на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность  конкуренции. 

    Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции  на рынке в соответствии с моделью  М.Портера учитываются следующие группы факторов:

  1. соперничество среди конкурирующих на данном рынке операторов («центральный ринг») - ситуация в отрасли;
  2. конкуренция со стороны услуг, являющихся заменителями - влияние услуг-заменителей;
  3. угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;
  4. позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.

    Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать различное как  по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в  итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность. 

    Основные  факторы, определяющие уровень конкуренции  в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице (Приложение А).

    Таким образом, появляется возможность оценить  значимость факторов по степени проявления их признаков на страховом рынке  и сделать заключение об общем  уровне конкуренции на данном рынке. 

    Проанализируем  характер влияющих факторов, входящих в группу «ситуация в отрасли». Сейчас рассмотрим теоретическую базу для дальнейшего анализа уровня конкуренции на российском страховом рынке.

    Число и мощность страховых фирм, конкурирующих  на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается  наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов  приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие  фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с  позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными  преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более  небольшой страховой фирмы наличие  даже одного крупного конкурента может  оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. 

    Наличие на рынке большого числа конкурирующих  страховых компаний, имеющих высокую  степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в «нишу», то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то страховых услугах. Таким образом, высокая степень унификации страховых услуг в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке. 

    Изменение платежеспособного спроса на рынке  усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке [3].

    Степень стандартизации страхового продукта, предлагаемого на рынке, действует  в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель  предлагает свою модель изделия или  свой комплекс услуг, предназначенные  для одного сегмента рынка, конкуренция  сводится к минимуму. И, напротив, при  выпуске всеми производителями  однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.

Информация о работе Анализ конкурентной среды на рынке добровольного автострахования