Актуальные проблемы развития страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности страховых компаний и страхового рынка России в целом.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы страхования: рассмотреть экономическую сущность страхования и функции страхования;
- проанализировать развитие страхования в России на современном этапе;
- провести исследование страхового рынка России;
- описать основные проблемы страхового рынка России и пути их решения;
- рассмотреть перспективы развития страхового рынка России.
Предметом исследования выступают проблемы страхового рыка России.
Объектом исследования выступает страховой рынок в России.

Содержание

Глава 1 Теоретические основы страхования
Сущность, структура и функции страхового рынка
История становления страхового рынка в России
Государственное регулирование страховой деятельности

Глава 2 Анализ проблем развития рынка страхования
2.1. Современное состояние и тенденции развития страхового рынка
2.2.Анализ динамики страхования за период 2000-2010 гг.
2.3. Проблемы развития страхового рынка в условиях кризиса экономики.
2.4. Проблема влияния «серых» схем страхования на развитие страхового рынка.
2.5. Оценка страховых выплат в страховании гражданской ответственности

Глава 3 Перспективы развития страхового рынка России
3.1. Основные меры по сокращению «серых» и теневых схем страхования
3.2. Прогнозы развития страхового рынка
3.3. Разработка схемы всеобщей классификации страховых отношений в страховании имущества и гражданской ответственности
3.4. Проектирование тарифных ставок и страховых премий.

Работа содержит 1 файл

страхование.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

Следует отметить, что в период 2004 – 2009 гг. удельный вес Республики Мордовия в общем объеме  собранных премий в Приволжском Федеральном округе увеличился в 2,38 раза (с 1,06% до 2,53%). Наибольший удельный вес принадлежит Республике Татарстан (24,54%), Самарской (16,57%) и Нижегородской (16,22%) областям. В 1-ом полугодии 2010 г. по собранным страховым премиям (586 614 тыс. руб.)  Республика Мордовия находится на 10-м месте в ПФО. Лидером по данному показателю является Республика Татарстан (7 004 119 тыс. руб.).

Необходимо  выделить ряд основных факторов, влияющих на данную ситуацию:

-    низкий платежеспособный спрос населения и организаций РМ на страховые услуги;

-     нехватка опыта в использовании страховых услуг;

-      низкая страховая культура населения;

-     плохо развитая инфраструктура страхового рынка;

-     отсутствие региональных страховщиков на рынке страховых услуг РМ.

В то же время, нельзя не отметить положительные  тенденции. Соотношение страховой  премии (за исключением премии по ОМС) и ВРП в Республике Мордовия за 2004 – 2010 гг. увеличилось на 23,89 процентных пункта (с 2,01% до 2,49%). На российском страховом рынке наблюдается обратная ситуация – соотношение премий (без ОМС) к ВВП снизилась за аналогичный период в 2,74 раза.

В 2004 –2009 гг. темп прироста страховых премий (без ОМС) по Республике Мордовия составил 99,6% (или 633 647 тыс. руб.). В целом по России данный показатель равен 100,6%, в ПФО – 113,4%. По итогам 1-го полугодия 2009 г. страховые компании, осуществляющие свою деятельность на территории республики собрали 586 614 тыс. руб. по прямому страхованию (без ОМС), что на 15, 18% (или на 100 986 тыс. руб.) меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Крупнейшими сегментами регионального страхового рынка Республики Мордовия по-прежнему остаются имущественное страхование  (кроме страхования ответственности - 63,63% премий); страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (18,16%); личное страхование за исключением страхования жизни (12,28%).

По данным исследовательской компании Profi Online Research, которая проводит ежеквартальное синдикативное исследование российского рынка страховых продуктов, для  большинства клиентов российских страховых компаний самым важным является то, насколько оперативно производятся выплаты в случае наступления страхового случая, длительность существования организации и стоимость ее услуг. Для получения более объективной информации о качестве работы той или иной компании половина опрошенных учитывает мнения и рекомендации своих друзей и знакомых. Для трети респондентов оказался важным уровень обслуживания. Его, в первую очередь, оценивают по работе агентов организации: насколько они приветливы и дружелюбны. Видимо, россияне начали постепенно приходить к осознанию того, что сервис – важный показатель качества услуг, который иногда оказывается главнее их стоимости .

В то же время, нельзя забывать о финансовом кризисе (хотя страховщики чувствуют  себя гораздо увереннее, чем банки). В лидерах падения личное страхование. Причиной этому послужило сокращение предприятиями личных расходов. Можно предположить, что из –за продолжительности кризиса положение на рынке страховых услуг России  ухудшится лишь в 2010 г., в первую очередь это отразится на видах страхования, связанных со строительством, а также потребительским и залоговым кредитованием.

В настоящее  время складываются позитивные тенденции  в развитии регионального страхового рынка РМ, создаются условия для  его равномерного и динамичного  роста. Наблюдается рост собранных  премий, коэффициента выплат; повышается плотность страхования региона; увеличивается количество страховщиков на региональном рынке страховых услуг.

Рост  регионального рынка страхования  будет происходить с одновременным  увеличением благосостояния населения  и ростом региона в целом. Развитие регионального рынка страховых услуг невозможно без:

-     расширения ассортимента страховых услуг, представленных на региональном страховом рынке;

-     развитие форм реализации страховых услуг на региональном потребительском рынке;

-     создания региональных страховых компаний. 

2.2. Анализ динамики  страхования в РФ за период 2000-2010 гг. 
 

Анализ развития страхового рынка в РФ за период 2000-2009 гг. состоит в расчете по исходным данным страховых премий и  страховых выплат в абсолютном выражении; в приведении аналитических расчетов, отражающих внутреннюю структуру отрасли и динамику изменений показателей страховых премий и страховых выплат; в приведении итоговых диаграмм.

     1

В структуре  страховых премий в относительном  выражении за 2000-2009 годы мы видим стабильное снижение  с 2001 года доли премий по личному страхованию, сопровождающееся уверенным увеличением доли премий по обязательному страхованию. Это можно объяснить значительным развитием ОСАГО как самого быстрорастущего вида страхования. Введение ОСАГО сформировало новый, наиболее емкий и массовый вид страхования в России и за 2005 год привело в отрасль более 25 млн. частных автовладельцев, из которых более 10 млн. ранее не имели опыта страхования (не считая обязательного медицинского страхования).  В таких отраслях как страхование имущества, страхование ответственности и страхование финансовых рисков за 2000-2009 годы мы наблюдаем незначительные колебания, и средний процентный уровень в данных отраслях составляет: 32,6%; 3,5%; 1,3% соответственно.

  В личном страховании мы наблюдаем  спад доли страховых премий за отчетный период, причем резкое уменьшение доли пришлось на 2001-2004 года: доля уменьшилась  более чем в 2 раза.

    

Структура страховых премий и структура страховых выплат неразрывно связаны, и мы можем наблюдать прямую зависимость: при увеличении доли обязательного страхования в структуре страховых премий, мы также видим увеличение доли выплат по обязательному страхованию за отчетный период, которое произошло за 2003-2006 годы (дата вступления в силу ОСАГО – 1 июля 2003 года). Таким образом, большую часть с структуре страховых выплат по отраслям в РФ на 2009 год занимает обязательное страхование. Это связано с массовостью данного вида страхования. Наряду с этим, эксперты PRINCETON PARTNERS GROUP2 отмечают, что по прибыльности эта отрасль не занимает лидирующую позицию: «бум» развития этой отрасли пришлась на 2003-2006 годы и компании, ставшие лидерами в обязательных видах страхования также несут большую нагрузку по возмещению убытков клиентов при наступлении страхового случая. В страховании имущества мы можем наблюдать уверенное увеличение доли страховых выплат в общей структуре (с 2003 по 2009 годы увеличение составило 246%). По нашему мнению, это произошло из-за участившихся чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов и погодных аномалий за последние годы. Ниже приведена структура страховых премий по РФ в 2000-2009 гг.(в млрд. руб)

    

В структуре  страховых премий по всем отраслям страхования в абсолютном выражении с 2000 по 2009 годы мы видим стабильное увеличение данного показателя. Так, например, за отчетный период количество страховых премий по всем отраслям вцелом увеличилось в 5,75 раз. Наибольший рост показала отрасль обязательного страхования – увеличение в 17,74 раза за 9 лет. Если в начале 2000-х годов темп роста в обязательном и добровольном личном страховании колебался до 1,99 раза, то уже после 2003 года количество собранных премий по обязательному страхованию начало резко увеличиваться. Также стабильный рост страховых премий продемонстрировала отрасль страхования имущества. Это зачастую обусловлено динамикой ипотечного кредитования физических лиц.

     3

Самый высокий темп роста за отчетный период продемонстрировала отрасль страхования имущества – увеличение уровня страховых выплат в 27,36 раз; вторую позицию по увеличение аналогичного показателя занимает обязательное страхование – 17,42 раза. При этом наивысший прирост страховых выплат наблюдается в страховании имущества в 2002 году – тогда прирост составил 1,84 раза по сравнению с 2001 годом. В Приложениях 8 и 9 (см. стр. 54)  представлены аналитические таблицы по структуре страховых выплат по РФ в абсолютном выражении за 2000-2009 гг..

Итак, анализируя показатели собранных страховых  премий и сделанных выплат по страховым  случаям за 2000-е годы по всем отраслям страхования в России, можно сказать, что в целом страхование как звено финансово-кредитной сферы страны динамично развивалось; и самое большее развитие за это десятилетие продемонстрировала отрасль обязательного страхования. Это говорит, о том, что действие Законов: 40-ФЗ от 25.04.20024 и 326-ФЗ в стране эффективно. Следствием действия данных Законов является лидерство обязательного страхования в доле собранных премий за отчетный период.

Также данное динамическое развитие обязательного  страхования говорит о неразвитости страховых отношений в России в целом. Ведь данное развитие означает также то, что иные отрасли страхования  развиваются, но не в таких масштабах. Подавляющее большинство населения России готово приобретать полиса по обязательным видам страхования, тогда как иные, также немаловажные отрасли не претерпевают такой спрос. 
 

2.3.Проблемы  развития страхового  рынка в условиях кризиса экономики.

Проблемы  развития страхового рынка в условиях кризиса экономики см. в приложении №1 
 
 
 

2.4. Проблема влияния  «серых» схем страхования  на развитие страхового  рынка

Страховщики используют серые  схемы и занижают выплаты

Чтобы преодолеть убыточность  и удержаться на рынке

Общая тенденция начала 2009 года продолжается по сей день — сборы  страховщиков уменьшаются, а выплаты растут, что говорит об увеличении убыточности  страховых компаний.

Сборы по рыночным, добровольным видам страхования (автокаско, ипотечное, страхованиеимущества юрлиц) снизились, и их доля в общем  объеме премий продолжает уменьшаться. Прежде всего это связано с  ограничением доступа предприятий  и физлиц к кредитным ресурсам. Соответственно, практически исчез партнерский канал продаж страховых полисов через банки и автосалоны (сейчас осталась только пролонгация ранее заключенных договоров), и те страховщики, которые сидели на страховании залогов, находятся сегодня не в лучшем положении. Если до кризиса страховой рынок Омской области рос примерно на 11-12% в год, то в 2009 году он упал на 15-20% по отношению к 2008 году. Что касается страхования от несчастных случаев, страхования квартир и загородных домов, то здесь особых изменений не заметно — в целом объемы сборов прошлого года сохранились. Хотя некоторые страховщики все же отмечают у себя небольшой рост (от 5 до 15%).  
 
— Народ стал защищать свое имущество, так как не имеет средств для его восстановления в случае утраты. Кроме того, на это повлияло усиление криминогенной обстановки в обществе (кражи, угоны, поджоги) в связи со снижением доходов населения , — считает Илья Гулько.  
 
Эксперты отметили всплеск активности в минувшем году в обязательном страховании ответственности строителей и проектировщиков. Это связано с тем, что с 1 января 2010 года изменилось лицензирование строителей — их деятельность теперь регулируется СРО. А для членства в СРО необходимо застраховать свою ответственность либо индивидуально, либо коллективно. Десятка лидеров на омском страховом рынке осталась прежней, просто поменялись места некоторых игроков. Среди лидеров по-прежнему «Росгосстрах-Сибирь», «ВСК», «РЕСО-Гарантия», АСКО, а также кэптивные страховщики — «ЖАСО-М», «Агрострахование-Сибирь», Транснефть.  
 
Рынок ОСАГО избавляется от балласта  
 
В 2009 году страховой рынок активно стал избавляться от балласта — у многих компаний были отозваны или приостановлены лицензии по ОСАГО. По оценкам главы ФССН Александра Коваля, в 2010 году страховой рынок покинут не менее ста страховщиков, так как проблемы, прежде всего с платежеспособностью компаний, будут только нарастать. Он сообщил в СМИ, что за 2009 год ФССН отозвала лицензии у 101 страховой компании, в том числе 25 страховщиков ушли с рынка по собственной инициативе. Также были приостановлены лицензии у 106 компаний. В их число попал и старейший страховщик страны — ОСАО «Россия», которому временно ограничили лицензию в части ОСАГО (сейчас ограничение уже снято) из-за большого количества жалоб в связи с задержками выплат.  
 
— В последнее время даже безупречные в прошлом компании оказались ответчиками по многим судебным делам, и круг таких страховщиков сейчас расширяется, — рассказал Игорь Пушкарь.  
 
По словам Александра Кузнецова, доля компаний, ушедших с российского рынка ОСАГО в минувшем году, составляет примерно 6-7%. В Омске основные игроки продолжают работать, поэтому существенного перераспределения долей пока не произошло. По словам Астафуровой, многие компании прибегают к демпингу. Для некоторых это последняя возможность удержаться и не потерять лицензию, взять последние деньги в своей жизни.  
 
Кадровые перетасовки  
 
За последний год во многих омских филиалах страховщиков сменились руководители. «КВ» писали о том, что 3 сентября 2009 года омский филиал ОСАО «Россия» возглавил Станислав Хомяков. Он 9 лет руководил омским филиалом компании Росгосстрах, а 11 июня 2009 года ушел в отставку. Омский же Росгосстрах возглавил Александр Прудников — перевелся на повышение из Новосибирска. Вячеслав Виноградов, с 16 апреля 2009 года возглавлявший омский филиал ОСАО «Россия» (перешел из ОАО «Военно-страховая компания»), ушел 2 сентября 2009 года в отставку. Сейчас Виноградов возглавляет омский филиал «Первой страховой компании». До Виноградова «Россией» руководил Юрий Ковшов, а теперь он возглавил страховую компанию «МАКС». Ушла на пенсию Надежда Ушакова, руководившая омским филиалом СК «Согласие», а теперь ею управляет Владимир Платонов. Как стало известно «КВ», еще целый ряд страховщиков сейчас подыскивает для своих омских филиалов новых директоров.  
 
— В 2009 году директора сменились не только в страховых компаниях, но и во многих банках — это первая реакция собственников и топ-менеджмента бизнеса на кризис. Это нормальная ситуация. Если где-то долго терпели не очень хорошую структуру портфеля, убыточность того или иного вида страхования ит. п., то в кризис это стало неприемлемым, поэтому повысились требования к руководству и персоналу. Многие такие решения, конечно, могут быть эмоциональными и необоснованными, — считает КУЗНЕЦОВ.  
 
Централизация страховщиков  
 
Часть экспертов «КВ» отметили, что полномочия директоров региональных филиалов сегодня максимально сужаются — практически все управленческие решения, бухгалтерские операции и вопросы по урегулированию убытков сосредотачиваются в центральных офисах в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. По словам Алгазина, 90% страховщиков в 2009 году перешли на дистанционное урегулирование убытков. В страховых компаниях было проведено сокращение штата сотрудников, которые занимались данным вопросом на местах, чтобы уменьшить расходы. Кроме того, по мнению Алгазина, центральные офисы сейчас во всю стараются занижать выплаты, борясь с убыточностью, а в Москву или Новосибирск не каждый страхователь поедет разбираться — территориальная отдаленность осложняет процесс обжалования решений страховщика.  
 
— Филиалы сейчас выполняют функции лишь расчетно-кассовых центров. На страхователях это отражается, по моему мнению, очень плохо. Если раньше можно было путем переговоров найти некий компромиссный вариант решения, то теперь это становится невозможным, — отметил Пушкарь.  
 
У Прудникова на этот счет иное мнение:  
 
— Я только рад, что процесс урегулирования наконец-то стал автоматизированным — меньше бумаги тратится, так делается во всем цивилизованном мире. Если страхователь обоснованно не согласен с размером выплат, который ему подсчитал головной офис, то я, как директор филиала, могу вмешаться на любом этапе урегулирования и лично решить проблему.  
 
Кузнецов также считает, что централизация некоторых процедур в страховании с точки зрения ведения бизнеса и эффективности расходования ресурсов — верный подход.  
 
Занижаются выплаты  
 
Пушкарь утверждает, что часто в программах страховщиков, которые высчитывают стоимость восстановительного ремонта автомобиля, заложены некорректные цены — ниже, чем есть на самом деле в Омске:  
 
— Многие директора омских филиалов говорят мне, что им самим стыдно называть своим клиентам те суммы выплат, которые высчитывает Москва. Страховщики таким образом минимизируют свои затраты. Это не единичный случай — это носит массовый характер. Если раньше они занижали выплаты на 2-3%, то сейчас — на 10-15%, надеясь на то, что страхователь не пойдет разбираться в суд.  
 
Как признался «КВ» директор одного из омских филиалов, данный способ давно известен страховщикам и действительно широко ими используется. По его словам, если до кризиса нормо-час был 700-800 рублей, то сейчас в расчетах используется 300-350 рублей, что ниже, чем есть на самом деле на рынке услуг. Кроме того, при подсчете суммы ремонта часто используются самые дешевые материалы и запчасти. Страховщики считают, что их вины в этом не так уж много, потому что ни один бизнес не будет работать себе в убыток. А то, что закон об ОСАГО сырой и некорректный, уже не раз ими высказывалось. По мнению отдельных экспертов «КВ», сегодня многие страховые компании вынуждены выживать таким способом, а если хотя бы одна компания, которая входит в пятерку лидеров, возьмет и откажется от лицензии на убыточное ОСАГО, то рынок просто обрушится.  
 
По данным Пушкаря, сегодня суды просто завалены исками к страховым компаниям — за год их число выросло на 50%. В досудебном порядке, по словам Пушкаря, уже просто невозможно договориться. По оценкам ФССН, за 2009 год количество поступивших в службу жалоб на страховые компании составило примерно 32 тысячи – против 14 тысяч жалоб за 2008 год.  
 
Страховщики возвращаются к серым схемам  
 
В попытке заработать и сэкономить многие страховщики, по словам Пушкаря, все чаще прибегают к серым схемам. Например, в страховании жизни, ДМС (добровольное медицинское страхование). Компании лишь имитируют страхование для того, чтобы уменьшить налоговые отчисления того или иного дружественного предприятия и получить за это вознаграждение. Например, медучреждение платит меньше налогов, если проводит поступившие средства не как доход от платных медуслуг, а как отчисления, поступившие по полисам ДМС. «КВ» писали, что 13 мая 2009 года Восьмой апелляционный арбитражный суд подтвердил правоту налоговой инспекции в отношении страховой компании «Астор». ИФНС по ЛАО Омска провела выездную налоговую проверку ОАО «СК «Астор». Компанию обязали уплатить доначисленный налог на прибыль в размере 18,6 млн рублей и пеню 5,6 млн рублей, а также 3,5 млн рублей штрафа. Как считают налоговики, в «Асторе» искусственно завышали расходы путем заключения фиктивных договоров с несколькими ООО: «Анекс», «Сатэкс»; «Бизнес-Трейд», «Меридиан».  
 
Введено прямое урегулирование убытков  
 
В 2009 году вступили в силу изменения в закон об ОСАГО, которые сделали возможным прямое возмещение убытков (в той страховой компании, где куплен полис, а не только в компании виновника ДТП). Для страхователей плюс в том, что если развалится одна компания, то выплаты можно будет получить по решению суда во второй компании. Кроме того, в 2009 году РСА обратился в Минфин с предложением увеличить базовые тарифы по ОСАГО, так как союз уже сейчас едва справляется с выплатами по обязательствам страховщиков, ушедших с рынка, а дальше будет еще хуже. По мнению же ПУШКАРЯ, страховщики лукавят — их положение не такое уж критическое:  
 
— На сайте ФССН были опубликованы данные о том, что убыточность страховых операций страховщиков по ОСАГО за 2008 год равнялась 57%, хотя нормативная, при которой компания еще может работать с прибылью, составляет 77%. В 2007 году убыточность была 67%, то есть в 2008 году она даже уменьшилась на 10%. Страховые же компании кричат о том, что они умирают, что система обязательного автострахования в стране находится под угрозой ит. п. Статистика говорит об обратном, поэтому, на мой взгляд, увеличение тарифов будет неоправданным. В той же Белоруссии тарифы по ОСАГО в три раза меньше, чем у нас, а лимит страхования ответственности физического лица и страхования жизни — по 10 тысяч евро, при этом страховые компании рентабельны.  
 
Страховщики утверждают, что нельзя считать убыточность прямым делением суммы произведенных выплат на сумму собранных премий — надо всегда иметь в виду, что последняя предусматривает в себе обязательства перед страхователями еще и на последующие 12 месяцев. Выплаченные убытки — это полностью исполненные обязательства по действующему портфелю. По словам отдельных экспертов, если бы все было так хорошо, то, наверное, больше 30 страховщиков не ушли бы с рынка ОСАГО в минувшем году.
 
 

2.5. Оценка страховых выплат в страховании гражданской ответственности.

По исходным данным для расчетов оценки системы страхового возмещения в страховании гражданской ответственности», мы рассчитали страховую премию по договору, размер страховой выплаты по системам: а) Регресса с общим лимитом для завода-страхователя; б) полного покрытия тремя состраховщиками.

Этап  А.                                                            -  По системе регресса:

Размер  условной франшизы рассчитывается от объема ответственности:

УФ=13860000 руб. * 0,027=37422 руб.

С1=0,008*232848=1862,784руб.;  =232848-1862,784=230985 руб.

С2=0,0125*230985,216=2887,315 руб.; =230985-2887,315 =228097,901 руб.

Э=232848-228097, 901=4750,099 руб. (2,039%)

Этап  Б: Сумма ущерба, причиненного третьему лицу- оптовой базе: CУ =СУимщ об + СУоб + СУтмц + Уличн

СУимущ об=2061,7*(100-26,7)*52,1=787349 р., где 2061,7*(100-26,7) относится к расчету Действительной стоимости оборудования

СУтмц=3089800*41,2%=1272997,6 р.      СУличн=13906*16=222496 р.       СУпер=787349+1272997,6 +229496=2289842,6 р.

СУдоп=3089800*8,42%*1/2+142499+35963,94=308543,52 р.

СУобщ=СУпер+СУдоп=2289842,6 +308543,52=2598386,12 р.

СВфакт=CВрасч=СУ

РС= СВфакт-ЛОобщ = 2598386,12 -1386000=1212386,12 р.

По условиям договора регресса сумма выплачивается  страхователем в рассрочку в  течении 5 мес.под 7% годовых

РСфакт =1212386,12 р+1212386,12 *0,07/12*5=1247747,82p.

Размер  период выплат в теч. 5 месяцев по 2 раза в месяц рассчитывается исходя из 10 выплат

РСперфакт=1247747,82p /10=124774,782 р.

ОС=2598386,12 р/2598386,12 р*100%=100%

Ув = 2598386,12/(228097,901*6 договоров)*100%=210,3%

Остаточная  ответственность страхователя по возмещению ущерба 3м илцам отсутствует. Ответственность  страхователя перед страховщиком наблюдается  в размере РСфакт 

Этап  А.                                                     - По системе полного покрытия:

Информация о работе Актуальные проблемы развития страхового рынка в России